PORTALUS.RU → КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО → Клод Шаброль: Чем больше иронии, тем больше любви → Версия для печати
Елена ПЛАХОВА, Клод Шаброль: Чем больше иронии, тем больше любви [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 13 октября 2016. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/culture/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1476356127&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 25.04.2024.
публикация №1476356127, версия для печати
Клод Шаброль: Чем больше иронии, тем больше любви
Дата публикации: 13 октября 2016 |
Первые фильмы Шаброля снимались ручной камерой, с почти непрофессиональными актерами, с участием друзей, жен и других родственников, а часто и на их деньги: то были типичные продукты малобюджетного "независимого кино". При этом они проникнуты стремлением к достоверности жизненных деталей. В то же время Шаброль, как и другие пионеры французской "новой волны", был страстным фаном американского жанрового кино. Просидев юность в залах парижской синематеки, они приобрели репутацию киногурманов, "хомо синематикус". Но в отличие от остальных "новых" Шаброль был гурманом и в более материальном смысле слова. Самые поэтические моменты его фильмов - это чисто французские, сугубо буржуазные ритуалы поглощения пищи (в последнее время к ним добавились домашние прослушивания опер - тоже буржуазная блажь). Один из зачинателей "новой волны", отчасти революционной и антибуржуазной, очень скоро не без иронии, но с искренним знанием дела стал воспевать стиль жизни французского среднего класса. С годами для идеологически неангажированных наблюдателей стало очевидно, что Шаброль загнал себя в рамки одного-единственного криминально-бытового жанра в порядке своеобразного протеста. Он стал последним поэтом и отпевальщиком загнивающей буржуазии, ее скромного очарования. Чем больше иронии в его фильмах, тем больше любви. Нарастание этих противоречий венчает "Церемония" - "последняя марксистская картина", где неподдельное восхищение буржуазией достигает пика в тот момент, когда предельной точки достигает и убийственный сарказм. А недавно Шаброль представил публике свой 50-й фильм - "Ставки сделаны". Он не поднимает решительно никаких актуальных проблем. Эта криминальная комедия, действие которой происходит на фешенебельных курортах и в пятизвездочных отелях, сделана в традиции Хичкока. Режиссер прослеживает аферы старого авантюриста и его более молодой, но не менее рисковой подруги, которой приходится принимать разные обличья, в том числе и русской "дамы в соболях" по имени Сисси Петровна. В паре они "кидают" клиентов казино. А потом выходят на действительно крупное дело, обводят вокруг пальца латиноамериканских мафиози и скрываются с кругленькой суммой, к удовольствию самих героев и зрителей. Удовольствие - ключевое слово не только для этого фильма, но и для всего творчества Шаброля. Вот уж поистине этот режиссер ни за что глупости не скажет, а в его "пустых" диалогах блещет парадоксальный ум, достойный Оскара Уайльда.
15.12.97 Опубликовано 13 октября 2016 года Картинка к публикации:Полная версия публикации №1476356127 → © Portalus.ru Главная → КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО → Клод Шаброль: Чем больше иронии, тем больше любви При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна! |
|