Рейтинг
Порталус

Из практики применения системы кредитных единиц в вузах Германии

Дата публикации: 08 февраля 2010
Автор(ы): О. Ю. ГЛАЙССНЕР
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РАЗНОЕ Образование →
Источник: (c) Alma Mater, № 6, Июль 2009, C. 57-64
Номер публикации: №1265626926


О. Ю. ГЛАЙССНЕР, (c)

О. Ю. ГЛАЙССНЕР, к. филол. н., соб. корр. в Германии

Из практики применения системы кредитных единиц в вузах Германии1

Одной из возможных причин, по которой, российские дипломы трудно поддаются конвертации, является непрозрачная система оценок отечественного образования. Немецкому чиновнику, например, трудно понять, какой уровень знаний скрывается за словом "зачет" и какие конкретно знания и умения приобрел студент, в приложении к диплому в котором значится: "Социология - 40 часов - итоговая оценка "отлично", поскольку европейские университеты исчисляют студенческие достижения в "кредитных пунктах". Опыт немецких коллег по применению кредитных единиц будет полезен для российских вузов, внедряющих балльно-рейтинговую систему в учебный процесс.

ECTS, пункты и модули

Еще в 2004 г. министры образования тридцати двух европейских стран объявили систему ECTS (European Credit Transfer and Accumulation System - Европейская система перевода и накопления кредитов) единой системой оценки учебной работы в вузах Европы. Сегодня она успешно используется при переводе студентов из одного учебного заведения в другое на всей территории Европейского союза и некоторых других европейских стран.

Кредитные пункты (Credit Points - СР) - единицы измерения трудозатрат студента. Они начисляются на его счет за каждый успешно проработанный модуль и, по стандарту ECTS, рассчитываются в соответствии с предполагаемой учебной нагрузкой, измеряемой в часах. В течение учебного года студенту необходимо набрать 60 СР (по 30 в семестр), что соответствует примерно 1500 - 1800 часам учебной нагрузки. Таким образом, один пункт соответствует 25 - 30 часам учебной нагрузки.

Модуль - единица учебных программ бакалавриата и магистратуры, содержащая учебный материал по специальности для одного или нескольких учебных занятий. Модуль может быть рассчитан на один или два семестра. В целях обеспечения академической мобильности модули, как правило, разрабатываются относительно независимыми друг от друга, чтобы студент имел возможность изучать их в любой последовательности.

Плюсом ECTS считается то, что она позволила учитывать не только время очных занятий, но и время, необходимое на подготовку к ним. Так, при участии в семинаре, требующем ознакомления с большим объемом литературы, специальной подготовки и серьезной домашней работы, нагрузка рассчитывается не только исходя из времени проведения семинара, но и времени, затраченного на его подготовку. При разработке учебной программы институты присваивают определенное число кредитных пунктов каждому из учебных мероприятий в зависимости от предполагаемых трудозатрат, из чего следует, что очные учебные занятия, одинаковые по времени проведения, тем не менее могут быть оценены в разное количество кредитных пунктов.

Главным преимуществом ECTS считается формальная возможность конвертации результатов обучения внутри страны и за ее пределами, а недостатком - относительность результатов экзаменов, в зависимости от места и времени их проведения. Оценки высчитываются в процентном соотношении "хороших" и "плохих" результатов, поэтому объективно хорошие результаты могут обесцениваться при сильной конкуренции, а объективно плохие ревальвироваться при слабой конкуренции.


--------------------------------------------------------------------------------

1 В подготовке статьи использованы материалы институтов педагогики и социологии Майнцского университета и Философского факультета университета г. Саарланд.

 

стр. 57

--------------------------------------------------------------------------------

Поскольку в России система ECTS только внедряется, попытаемся разобраться в практике распределения учебной нагрузки и кредитных пунктов на примере учебной программы "Бакалавриат. Социлогия" одного из старейших университетов Германии - Университета Иоганна Гуттенберга в Майнце.

Некоторые особенности обучения в Германии

Для начала познакомимся с особенностями обучения по программе. Сайт университета упоминает три из них:

* применение дуального метода;

* углубленное изучение предмета;

* возможность выбора области специализации.

Особую гордость университета представляет богатство вариантов сочетания дисциплин и фундаментальность образования. С самого начала студенты знакомятся с конкретными практическими проблемами выбранной отрасли, что, впрочем, происходит не в ущерб основательной теоретической подготовке. Прикладную ориентацию обучения подтверждает и модуль практики, включенный в учебную программу.

Углубленное изучение дисциплины "Социология" достигается благодаря взаимосвязанному представлению шести специальных областей социологии, при этом в итоге студент должен специализироваться на двух из них. В качестве специализации можно выбрать социологию организации, социологию семьи, гендерное обучение, социальное неравенство, социологию образования или социологию бизнеса.

Все эти дисциплины могут изучаться и студентами других специальностей в качестве дополнительного предмета. Учебные программы Института социологии доступны и студентам других уровней обучения Майнцского университета (магистр, специалист) в качестве дополнительных модулей, которые полностью или частично могут быть добавлены студентом в план его обучения.

В федеральном университетском контексте программа обучения "Бакалавриат. Социология" университета Майнца характеризуется сравнительно широким охватом материала, что предоставляет студентам возможность выстраивать свое обучение в соответствии с собственными научными интересами. Получившие здесь ученую степень бакалавра имеют право быть зачисленными на программу "Магистр" в любой университет ФРГ. В самом университете Майнца магистратуру по социологии предполагается открыть в зимнем семестре 2010/11 учебного года.

Описание учебной программы

Напомним, что в вузах Германии студент при поступлении выбирает от одной до трех основных дисциплин, которые в процессе учебы становятся его специализацией. Поскольку учебные планы предусматривают возможность изучать социологию как в качестве основной, так и в качестве дополнительной дисциплины, разработаны соответственно основная и дополнительные программы - по социальной, экономической и психологической социологии. Программа "Бакалавриат" рассчитана на три года, в течение которых студенту необходимо набрать 120 кредитных пунктов по основным дисциплинам и 60 по дополнительным.

Учебная программа по социологии, как основной дисциплине (ОД), включает в себя 11 модулей, при этом одиннадцатый модуль отводится на написание квалификационной работы и сдачу устного экзамена. В зависимости от содержания основные 10 модулей подразделяются на 7 базовых и 3 тематических.

Три из семи базовых модулей охватывают основные содержательные положения социологии:

* Введение в социологию (ОД 1);

* Социальная структура и социальное сравнение (ОД 3);

* Социологические теории (ОД 4).

Три следующих базовых модуля ориентированы на методический инструментарий социологической работы:

* Методы количественного эмпирического социального исследования (ОД 5);

* Статистика и прикладное социальное исследование (ОД 7);

* Методы качественного эмпирического социального исследования (ОД 9).

Седьмой базовый модуль предполагает прохождение практики.

Три тематических модуля посвящены так называемой "специальной социологии". Ориентировочные модули (ОД 2 и ОД 6) знакомят студентов с основами четырех специальных социологий (по

стр. 58

--------------------------------------------------------------------------------

две специализации в каждом ориентировочном модуле). Таким образом, студенты получают достаточно широкий взгляд на научную дисциплину и конкретные предметы ее исследования. Позднее в модуле ОД 8 могут и должны быть более подробно проработаны две из четырех представленных специализаций.

Учебная программа по социологии, как дополнительной дисциплине (ДД), состоит из 6 модулей, при этом в каждом семестре студенту необходимо успешно завершить изучение одного из них. Все модули сконструированы так, что могут быть изучены в течение одного семестра. Это облегчает не только административное управление учебным процессом, но и повышает мобильность учащихся (например, в случае смены места обучения, в том числе и в случае прохождения практики за границей, предусмотренной на пятом семестре обучения). Институт социологии Майнцского университета активно сотрудничает в области международных связей - в настоящее время такое сотрудничество налажено с 17 университетами программы Erasmus. Студентам рекомендуется как минимум один семестр обучения заграницей, при этом всю необходимую поддержку они получают от университета.

Частью программы "Бакалавриат" являются общие и индивидуальные консультации студентов, в рамках которых рассматриваются как вопросы, касающиеся учебного процесса и экзаменов, так и специфические проблемы, затрагивающие содержательную часть обучения.

В содержательном плане программа "Бакалавриат. Социология" охватывает темы, находящиеся в центре современных общественно-политических и общественно-научных дискуссий. Например, темы социального неравенства, демографической ситуации и семьи, образования, а также рынка труда.

Что касается дидактического концепта, учебная программа разработана таким образом, чтобы постепенно стимулировать самостоятельную работу учащихся. Университетские учебные мероприятия (лекции и упражнения, а позднее семинары) дополняются самостоятельной работой в тьюториумах и самоорганизованных рабочих группах. Из-за большого притока студентов, изучающих социологию в качестве дополнительной дисциплины, учебный материал сначала предлагается в виде лекций. Но комбинированные виды учебных занятий (лекции + упражнения, упражнения + тьютории, рабочие группы, коллоквиум) позволяют студентам, изучающим социологию в качестве основного предмета, углублять полученные на лекциях знания, занимаясь в рабочих группах.

Дисциплина "Социология"

Итак, в случае если предмет выбран основной дисциплиной обучения, в течение семестра необходимо набрать по нему 20 кредитных пунктов, что соответствует 600 часам учебной работы. Между тем очные занятия в университете предлагаются только в объеме 12 часов в неделю, что составит в семестр 168 часов. Следовательно, львиную долю материала первокурснику придется освоить самостоятельно.

План обучения

Как уже упоминалось выше, процесс обучения различается для начинающих обучение в летнем и зимнем семестре, а также в зависимости от того, выбрана социология в качестве основного или дополнительного предмета. Кроме того, модули подразделяются на базовые, тематические и дополнительные. В рамках приведенного концепта базовые и тематические модули объединены в модуль основной дисциплины (ОД). В данном случае соотношение модулей основной и дополнительной дисциплин выглядит следующим образом.

План обучения для студентов, выбравших социологию основной (дополнительной) дисциплиной и начавших обучение в зимнем семестре (с 1 сентября по 30 марта).

В случае если предмет выбран дополнительной дисциплиной, в течение семестра необходимо набрать по нему 10 кредитных пунктов, что соответствует 300 часам учебной работы, из которых на очные занятия приходится 84 часа (6 ч/нед. х 14 недель занятий). Всего в течение семестра студенту надо проработать 2 модуля по дисциплине, выбранной основной, и один модуль по дисциплине, выбранной дополнительной. При этом обучение проходит в основном самостоятельно или в рабочих группах и тьюториумах.

Рассмотрим содержание одного из модулей, чтобы получить представление, какой объем работы придется выполнить студенту для начисления 10 кредитных пунктов. Напомним: в течение семестра необходимо набрать 30 пунктов, а в целом в течение обучения по программе "Бакалавриат" - 180 пунктов.

Итак, система достаточно проста. Поскольку учебный год оценивается в 60 СР, соответственно семестр - в 30 СР, а европейские университеты концентрируют внимание студентов максимум на трех дисциплинах, задача кафедры (института) распределить 10 кредитных пунктов между учебными мероприятиями модуля. При этом 10 СР = 300 часам учебной нагрузки, из которых большую часть студент работает самостоятельно, в группе либо под руководством тьютора.

стр. 60

Для студента это означает, что он работает в семестре около 900 часов над тремя основными для него дисциплинами (по 300 часов на каждую).

Безусловно, он может посещать интересующие его учебные мероприятия по любым другим дисциплинам, если он считает, что это поможет ему в освоении обязательного материала. Такие инициативы полностью находятся под его ответственностью и кредитными пунктами не вознаграждаются.

Дисциплина "Педагогика"

Однако каждый институт разрабатывает модули и учебные планы самостоятельно, и далеко не все они выглядят столь "прямолинейно". Рассмотрим, например, модуль по дисциплине "Педагогика". Эта специальность в университете г. Майнц включает в себя шесть направлений обучения - "Общая педагогика", "Исследования образования и развития", "Обучение взрослых/системы повышения квалификации", "Медийная педагогика", "Особая педагогика", "Социальная педагогика".

Этот модуль, оцененный в 12 пунктов, соответственно предполагает 360 часов учебных занятий, хотя количество часов очных занятий, предлагаемых университетом, не возрастает. Очевидно, увеличение самостоятельной работы студента связано с тем, что модуль является обязательным для четвертого семестра обучения. Понятно, что какой-то другой модуль программы должен быть оценен в меньшее число пунктов.

Как мы видим, основная дисциплина разбита здесь всего на 9 модулей, но количество часов очных занятий и суммарное число кредитных пунктов остается константой. К тому же здесь мы сталкиваемся в данном случае с модулями, рассчитанными на два семестра. Так как кредитные пункты могут быть начислены студенту только после успешного завершения модуля, в данном случае студент априори не может набрать 30 пунктов в семестр. К тому же модуль может быть оценен кафедрой и в три кредитных пункта. Примеры тому мы находим на философском факультете Университета Саарланд, где также встречаем более подробную почасовую разбивку самостоятельной работы студента по специальности "Романская культура и межкультурная коммуникация".

Минимальным числом кредитных пунктов считаются: 9 пунктов по окончании первого семестра, 18 - по окончании второго, 60 - четвертого и 105 - по окончании шестого. Если студенту не удается достичь этих минимальных показателей, он получает письменное предупреждение университета о том, что продолжение его обучения находится под угрозой. Кроме того, ему предлагается консультация. Если он не достигает минимальных требований во второй раз или после 9 семестров обучения не набирает минимальную сумму 165 пунктов, он теряет право на окончание университета на всей территории Федеративной Республики Германии, о чем экзаменационная комиссия сообщает ему в письменной форме.

В любом случае при переходе на систему ECTS отечественных вузов, где на специальности в среднем около 50 предметов, при этом порядка 40 - обязательные, возникает проблема. Поскольку у российского студента около 10 обязательных дисциплин в год, в среднем получаем по 6 кредитных пунктов за каждую, что в пересчете на часы составляет около 90 часов на дисциплину в семестр, включая самостоятельную работу студента. Более того, нашим студентам не хватает самостоятельности: заказ отчета по практике - обычное дело в России, где студенты не всегда понимают важность реальных знаний, а не фиктивных оценок в аттестате...

Опубликовано на Порталусе 08 февраля 2010 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама