Полная версия публикации №1482621137

PORTALUS.RU МЕМУАРЫ, ЖИЗНЕОПИСАНИЯ ШАРЛЬ ДЕ ГОЛЛЬ. МЕМУАРЫ НАДЕЖДЫ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. 1958 - 1962 → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

П. П. ЧЕРКАСОВ, ШАРЛЬ ДЕ ГОЛЛЬ. МЕМУАРЫ НАДЕЖДЫ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. 1958 - 1962 [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 25 декабря 2016. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/historical_memoirs/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1482621137&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 29.03.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

П. П. ЧЕРКАСОВ, ШАРЛЬ ДЕ ГОЛЛЬ. МЕМУАРЫ НАДЕЖДЫ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. 1958 - 1962 // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 25 декабря 2016. URL: https://portalus.ru/modules/historical_memoirs/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1482621137&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

П. П. ЧЕРКАСОВ, ШАРЛЬ ДЕ ГОЛЛЬ. МЕМУАРЫ НАДЕЖДЫ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. 1958 - 1962 / http://portalus.ru.



публикация №1482621137, версия для печати

ШАРЛЬ ДЕ ГОЛЛЬ. МЕМУАРЫ НАДЕЖДЫ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. 1958 - 1962


Дата публикации: 25 декабря 2016
Автор: П. П. ЧЕРКАСОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: МЕМУАРЫ, ЖИЗНЕОПИСАНИЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1482621137 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Charles de GAULLE. Memoires d'Espoir. Le Renouveau. 1958 - 1962. Paris. Plon. 1970. 314 p.

Шарль де Голль известен не только как выдающийся государственный деятель, но и как талантливый публицист. Уже к началу второй мировой войны им было написано четыре книги, в которых излагались его взгляды по военным, политическим и идеологическим вопросам1 . В 50-е годы вышли три тома его "Военных мемуаров"; два из них были переведены на русский язык и изданы в Советском Союзе2 . После ухода в отставку в апреле 1969 г. де Голль приступил к написанию воспоминаний о годах своего вторичного пребывания у власти (1958 - 1969 гг.), которые должны были составить трехтомную серию под общим названием "Мемуары надежды". Однако смерть прервала начатую работу. Успел выйти лишь первый том, посвященный периоду 1958 - 1962 годов и названный "Возрождение".

Де Голль не жалеет черной краски для характеристики политической системы IV республики, всю 12-летнюю историю которой он характеризует как бесконечный "клубок парламентских комбинаций, интриг и измен" (стр. 12). Действительно, IV республика дала единственный в своем роде пример крайней политической нестабильности. Неустойчивость ее политической системы усугублялась серьезными экономическими и финансовыми трудностями, которые росли, несмотря на обильные долларовые вливания по "плану Маршалла". "Хроническое падение стоимости франка, паралич торговли, истощение нашего кредита,


1 Ch. de Gaulle. Le Discorde chez l'ennemi. P. 1924; ejusd. Le Fil de l'epee. Р. 1932; ejusd. Vers l'armee de metier, P. 1934; ejusd. La France et son armee. P. 1938.

2 Шарль де Голль. Военные мемуары. Т. 1. Призыв. 1940 - 1942. М. 1957; т. 2. Единство. 1942 - 1944. М. 1960; Ch. de Gaulle. Memoires de guerre. Т. 3. Le Salut. 1944- 1946. P. 1959.

стр. 199


короче, растущая угроза финансового банкротства и экономического краха" - так характеризует де Голль экономическое положение страны накануне своего возвращения к власти (стр. 13). Резкой критике подвергает он и внешнюю политику IV республики, проводившуюся под лозунгом пресловутой "атлантической солидарности". Эта "солидарность", по его мнению, имела для Франции лишь негативные последствия, так как привела к ограничению самостоятельности французской внешней политики, падению международного престижа Франции, ее подчинению "англосаксонской гегемонии" (стр. 15).

Многое из критических замечаний де Голля по адресу IV республики справедливо. Замечания правильно указывали на ее недуги, но в то же время способ, который предложил де Голль для их излечения - ликвидация "режима партий" (стр. 16) и установление режима личной власти, - был не чем иным, как попыткой разрешить назревшие противоречия "сверху", не дожидаясь инициативы "снизу", то есть со стороны народных масс. Историк, исследующий события 1958 г. во Франции, найдет в мемуарах де Голля богатый и подчас уникальный материал о возникновении и оформлении политической системы V республики. Де Голль пришел к власти с четко сформулированной программой действий, которой он последовательно придерживался в течение всего своего 11-летнего пребывания у власти. Эта программа предусматривала, по его словам, решение таких проблем, как "жизненная проблема деколонизации, осуществление экономической и социальной трансформации нашей страны в соответствии с требованиями эпохи науки и техники, восстановление независимости нашей политики и нашей обороны", строительство "европейской Европы" во главе с Францией и, наконец, поднятие авторитета и престижа Франции в мире, и особенно в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки (стр. 23).

Выполнение этой программы ставилось де Голлем в прямую зависимость от повышения руководящей роли государственной власти в жизни страны. Он подчеркивает в мемуарах, что в 1958 г. у него было твердое желание "восстановить государство одновременно в его авторитете и в национальном доверии" (стр. 27). Это стремление непосредственно отразилось в конституции V республики, к разработке которой де Голль привлек М. Дебре, Ги Молле, П. Пфлимлена, Ф. Уфуэ-Буаньи и Л. Жакино. Конституция 1958 г. значительно расширяла полномочия исполнительной и заметно урезывала компетенцию законодательной власти (парламента).

Де Голль признает, что при составлении конституции он стремился максимально расширить права президента, от которого должно "исходить всякое важное решение... вся власть" (стр. 35). Он не скрывает также, что для упрочения своего режима постоянно стремился ограничить полномочия Национального собрания. Но, поскольку оно все же продолжало играть значительную роль в политической жизни страны, де Голлю было необходимо иметь там постоянное большинство. "А для того, чтобы иметь большинство, - вынужден признать де Голль, - необходимо мажоритарное голосование" (стр. 38).

В своих мемуарах де Голль настойчиво проводит идею о том, что режим, установленный им во Франции в 1958 г., носит якобы общенациональный и, следовательно, надклассовый характер. В связи с этим бесполезно искать в мемуарах де Голля какие-либо указания или намеки на его связи с крупным капиталом Франции. Однако вся практическая политика V республики и даже состав ее правительства неопровержимо свидетельствуют о неразрывной и органической связи, существующей между режимом личной власти и французским монополистическим капиталом. С установлением режима личной власти во Франции значительно усилился процесс сращивания верхушки административно-технической бюрократии с финансовой олигархией. "За личной властью генерала скрывается личная власть банков... Де Голль царствует, крупный капитал управляет" 3 , - отмечал в 1960 г. прогрессивный французский экономист Анри Клод. Французская коммунистическая партия, как известно, определив еще в 1958 г. характер политической системы де Голля, разработала детальную программу создания подлинной демократии и развернула активную борьбу за ее осуществление.

Годы, описываемые в мемуарах де Голля, характерны для Франции тем, что они прошли под знаком алжирской войны, которая затронула буквально все стороны жизни страны, все классы и слои общества. В этой связи интересно выяснить личное


3 Н. Claude. Gaullisme et grand capital. P. 1960. p. 36.

стр. 200


отношение де Голля к алжирской войне и связанной с ней общей проблеме деколонизации. Он отрицает свою связь с путчистами 13 мая 1958 г. и осуждает их действия. Но он не может отрицать, что мятежные генералы выбрали его как знамя в их борьбе с республикой и демократией, как не отрицает и того, что они надеялись с его приходом к власти решить наконец алжирскую проблему. "Армия, - пишет де Голль, - многого ожидала от моего возвращения к власти, особенно в высших кругах генералитета... Она верила, что восстановление национальной власти дало бы ей время и средства победить и обескуражило бы противника" (стр. 48). Иными словами, военщина надеялась, что генерал де Голль осуществит ее лозунги "французского Алжира".

События, однако, показали, что мятежные генералы обманулись в своих расчетах. Взгляды де Голля на имперскую политику Франции менялись по мере того, как рушилась французская колониальная империя, и к концу 50-х годов они уже были далеки от ультраколониализма 40-х годов. Де Голль, верный своему принципу "видеть мир таким, каков он есть", сумел понять неизбежность краха колониализма, и не только понять, но и осуществить в 1959 - 1960 гг. деколонизацию 13 бывших французских владений, что, по его собственному признанию, сделать было крайне тяжело "для человека моего возраста и воспитания" (стр. 41). В алжирском вопросе де Голль также не разделял концепций, согласно которым можно было бы сохранить господство над Алжиром, включив его в состав метрополии в качестве одного из департаментов. После долгих и трудных размышлений де Голль приходит к выводу, что "нет иного выхода, кроме признания права Алжира на самоопределение" (стр. 50). Тем не менее война продолжалась еще почти четыре года, хотя право алжирского народа на самоопределение было официально признано президентом Франции в сентябре 1959 года. Дело в том, что это, по словам де Голля, было сделано "на определенных условиях" (стр. 50), общий смысл которых сводился к тому, чтобы неоколониалистскими приемами обеспечить "присутствие" французского капитала в Алжире и после, провозглашения его независимости. Тем не менее сам факт признания права алжирского народа на самоопределение имел большое морально-политическое значение. Окончание войны в Алжире имело огромное значение для Франции, которое де Голль определил следующим образом: "У Франции отныне свободные руки!"4 .

Несомненный интерес для специалистов представят главы, посвященные внешней политике V республики, в которых де Голль дал широкую картину системы международных отношений в Европе и мире. Внешняя политика, если можно применить такое сравнение для государственного деятеля, была его любимым занятием, его увлечением, которому он уделял много времени и внимания. 1958 - 1962 годы были трудными для французской внешней политики, активность и конструктивность которой значительно лимитировалась алжирской войной. Решить задачу восстановления роли Франции как мировой державы, поднять ее престиж в мире было практически невозможно до тех пор, пока продолжалась война в Алжире, которая к тому же ложилась тяжелым бременем на и без того расстроенную экономику страны. Однако и в эти годы де Голль осуществляет ряд мер, призванных покончить с тем положением, при котором, говоря его словами, "наша страна в течение долгого времени делала только то, что ей диктовали извне" (стр. 178).

Главное место во внешней политике де Голля занимала в то время Европа. В его мемуарах можно найти немало оценок значения Старого света в системе современных международных отношении. Характерным для европейской политики руководителей V республики в те годы было их стремление увязать свой курс на национальную независимость с развитием интеграционных процессов в Западной Европе. Де Голль разработал и предложил странам - участницам Европейского экономического сообщества свой вариант "европейского объединения", который в корне отрицал возможность такого "объединения" стран "Общего рынка", при котором произойдет полное стирание их национальных различий, что создаст, в свою очередь, предпосылки к образованию единого наднационального западноевропейского государства. "Как можно себе представить, - пишет он, - чтобы европейские нации, выкованные в глубине веков бесчисленными усилиями и страданиями, имеющие каждая свою географию, свою историю, язык, традиции, свои институты, перестали существовать, растворившись в едином государстве?.. В том, что касается в частности стран "шестерки", как можно себе пред-


4 Цит. по: А. Passeron. De Gaulle parle 1962 - 1966, P. 1966, p. 361.

стр. 201


ставить, чтобы их цели в мире стали вдруг общими, в то время как их природа, их положение, их чаяния различны?" (стр. 200 - 201). Согласно Де Голлю, "объединение Европы" не может совершиться путем слияния народов; оно может и должно стать результатом их систематического сближения (стр. 181). Свою модель будущей Европы, в которой национальные институты сохраняются и совершенствуются, де Голль назвал "Европой отечеств", Остается добавить, что с объединенной по-деголлевски Западной Европе Франция должна была играть роль лидера.

Начиная с лета 1968 г. де Голль пытается реализовать свои европейские планы путем налаживания тесного сотрудничества с ФРГ. В своих мемуарах он впервые раскрывает подробное содержание своих переговоров с тогдашним канцлером Западной Германии Аденауэром, а также с руководителями других западноевропейских стран. Он вынужден признать, что французские проекты не встретили одобрения у пяти остальных членов ЕЭС. "Если наши соседи отказались последовать за Францией в ее усилиях по созданию независимой европейской Европы, - пишет он, - то это произошло отчасти по той причине, что они опасались усиления нашей роли в такой Европе, но главным образом потому, что в условиях холодной войны, в которой находится мир, они во всем отдают предпочтение своему желанию иметь американскую защиту" (стр. 212). "Очевидно одно, - пишет он в другом месте, - пока страны Старого света находятся в подчинении у Нового света, Европа не может стать европейской" (стр. 207).

Рассматривая политику Франции в отношений НАТО, де Голль подчеркивает, что намерение вывести страну из военной организации Североатлантического пакта впервые появилось у него еще в конце 1958 г., когда на свое предложение президенту США Эйзенхауэру и премьер-министру Великобритании Макмиллану провести реформу военного блока, он получил категорический отказ. В мемуарах исследователь найдет богатый фактический материал о развитии противоречий внутри блока НАТО в 1958- 1962 годах. Де Голль широко использует записи своих переговоров и переписку с Эйзенхауэром, Даллесом, Кеннеди и Макмилланом. Значительный интерес представляет, например, запись беседы де Голля с президентом США Кеннеди 31 мая 1961 г., во время которой Кеннеди информировал его о своем намерении начать широкую интервенцию в Индокитае. "Интервенция в этом районе, - сказал в ответ де Голль, - приведет к тому, что вы безнадежно завязнете в этой бесконечной войне. После того как нации пробудились, никакая иностранная власть, какими бы средствами она ни располагала, не имеет шансов на то, чтобы навязать там свою волю... Я вам предсказываю, что вы будете увязать шаг за шагом в бездонной военной и политической трясине..." (стр. 268 - 269). События показали, насколько прав был де Голль.

"Мемуары надежды" представляют несомненный интерес не только для специалистов по новейшей истории Франции, но и для историков- международников. Яркая и своеобразная личность генерала де Голля еще ждет своего исследователя. Потребность в написании научной политической биографии де Голля тем более велика, что далеко не всегда она находила правильное освещение в литературе.

 

Опубликовано 25 декабря 2016 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1482621137

© Portalus.ru

Главная МЕМУАРЫ, ЖИЗНЕОПИСАНИЯ ШАРЛЬ ДЕ ГОЛЛЬ. МЕМУАРЫ НАДЕЖДЫ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. 1958 - 1962

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU