Рейтинг
Порталус

© Конструктивизм в образовании

Дата публикации: 14 апреля 2010
Автор(ы): Наталья Петровна Шаталова
Публикатор: Наталья Петровна
Рубрика: ПЕДАГОГИКА
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1271195149


Наталья Петровна Шаталова, (c)

Сайт автора: http://konstruktiv.ob.okis.ru

Признавая генеральную цель непрерывного образования - как развитие личности, а центральную идею системы непрерывного образования – определяя как категорию постоянного развития человека как субъекта деятельности и общения, обозначим основными целевыми функциями системы непрерывного образования следующие:

- познавательная (обучающая);
- формирующая (воспитательная);
- конструктурирующая (развивающая, творческая, деятельностная).
Считая систему непрерывного образования «живым организмом» – саморазвивающимся и непрерывно изменяющимся, место и роль образования как социального института в жизни человека и общества можно определить как основополагающий критерий их жизнедеятельности. Вполне оправдано подсистемами системы конструктивного обучения в непрерывном образовании полагать плавно-переходящие, отдельно существующие, либо пронизывающие друг друга следующие основные (уже зарекомендовавшие себя) системы:
- система семейного образования;
- система базового образования;
- система дополнительного образования (компенсаторное образование, пролонгированное образование, образование взрослых и т.п.);
- система самообразования.
Действительно, если система непрерывного образования - «живой организм» некоторых подсистем, то в качестве авторитетного организационного научного координационного центра должен быть самофункционирующий механизм (координирующая научная конструкция) не только чутко реагирующий на политические и социальные изменения в государстве и во всем мире (если речь будет идти о мировой системе образования), но и такой механизм, который бы вызывал экономические, политические изменения как необходимость самосовершенствования самой системы непрерывного образования. Конечно, при этом надо полагать, что самосовершенствование системы непрерывного образования будет вызвано непосредственно различного рода научными открытиями – продуктами системы непрерывного образования. Тогда наука, являясь средством упорядочения жизнедеятельности всей системы непрерывного образования, будет играть роль направляющих функций политических событий. В настоящее время мы видим обратное явление в гуманитарных науках – политика, как «сиюминутный стресс неуправляемых природных катаклизм» оказывает тенденциозное влияние на научные исследования. По мнению ряда ученых "именно кризис образования является первопричиной всех глобальных проблем современности" . В связи с чем, в политических кругах правомерно возникает вопрос о месте науки в социуме, а в народном образовании подвергается переосмыслению роль как самого образования, так и системы непрерывного образования в целом.
Ссылаясь на историю вопроса о непрерывном образовании отметим, что система конструктивного обучения непрерывного образования существует и без нашего знания о том, что мы знаем о ней и что мы умеем на данном этапе исторического развития. Факт о том, что наука оказалась «на обочине столбовой дороги», лишь подтверждает и указывает на необходимость более детального исследования координирующей научной конструкции всей системы непрерывного образования.
В качестве авторитетного организационного научного координационного центра системы непрерывного образования необходимо положить систему конструктивного обучения непрерывного педагогического образования. В определенном смысле систему конструктивного обучения непрерывного педагогического образования можно считать само функционирующим механизмом.
Так, например, «новые задачи, решаемые педагогическими вузами, привели к их структурной перестройке. Сформировался новый вид высшего учебного заведения педагогический университет, в котором реально обеспечивается соединение научных исследований и практики подготовки кадров для сферы профессионального образования. Педагогические университеты обеспечивают преемственность, непрерывность, открытость всей системы образования, реализуют необходимое сочетание требований федеральной, региональной, а также мировой систем образования. Прослеживается тенденция создания в структуре вузов центров, институтов, управлений институтов повышения квалификации и переподготовки специалистов, новых факультетов и кафедр.», «в ходе реформирования высшего педагогического образования осуществлен переход на обучение по образовательным программам высшего педагогического образования, которое согласно Федеральному закону РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» реализуется непрерывно и по ступеням…» (С.Н.Колосовой «О непрерывном педагогическом образовании в России» (Педагогика №1.2000г, стр. 63-64)).
При создании системы конструктивного обучения непрерывного педагогического образования необходимо учитывать ее многофункциональность, направленную не только на подготовку преподавателей в системе базового и профессионального образований, но и на самообучение.
В настоящее время повсеместно начаты научно-педагогические исследования в системе непрерывного самообразования; широко ведутся педагогические исследования в плане интеграции дополнительного и базового образований, семейного и базового образований, при этом пересматриваются содержание воспитательных (формирующих) функций в образовании, при проведении педагогических экспериментов предпочтение отдается конструктивным подходам.
Перемены, происходящие в нашем обществе, повлекли за собой взрыв практического интереса к наукам. Государство и общество стали испытывать действительную потребность в людях, которые могли бы брать и нести ответственность за себя, свою работу, свою семью и т.п. И при этом, сами люди начинают испытывать настоятельную потребность в овладении конструктивными навыками, связывая это с возможностями лучшего трудоустройства, дальнейшей учебой, с деловыми контактами в бизнесе. Перед образованием встают две задачи – раскрыть возможности каждого человека, научить его конструктивно мыслить и конструктивно решать проблемы и при этом непрерывно совершенствоваться самому в плане тех же конструктивных навыков.
Новые политические и социально-экономические реалии нашей страны создали благоприятные возможности для самореализации личности и наполнили образование новыми концептуальными положениями. Рассматривая первую из выше названных задач, отметим, что одной из основных целей образования стала ежедневная подготовка к жизни и деятельности в демократическом обществе нового типа, в котором овладение навыками конструктивного мышления как средством самореализации своих потенциальных возможностей, предполагает постоянное формирование способностей к самореализации, самообразованию, самоконтролю. Овладеть навыками конструктивного мышления в рамках только школы, опираясь на классно-урочную систему образования, очень трудно. Поэтому в рамках непрерывного педагогического образования важно создавать благоприятные условия для формирования, в первую очередь, конструктивных навыков и конструктивного мышления.
Современный человек живет в условиях насыщенной и активной информационной среды. Важно научить его жить в этом потоке, создать предпосылки и условия для непрерывного самообразования, принимая во внимание интегративные тенденции развития науки и техники, потребность в новом уровне научной грамотности, создать условия для приобретения широкого базового образования, позволяющего достаточно быстро переключаться на смежные области профессиональной деятельности.
Обучение общению в разновозрастной среде, умению ставить реальные цели; формирование потребности в творческом созидании; повышение интеллектуального уровня посредством создания проблемных ситуаций; умелое сочетание разных средств обучения – все это помогает выработать у людей автоматизм конструктивного мышления, выражающийся в корректном поведении в нестандартных жизненных ситуациях и выводит их на достаточно активный уровень существования в современном обществе.
Овладение совокупностью понятий, идей, приемов и способов, используемых в процессе познания и преобразования социальных объектов, принимая за основополагающую роль в конструировании и прогнозировании воспитательных систем методологические подходы, становится важным условием обогащения педагогической теории и совершенствования педагогической практики только в случае его корректного структурирования.
Образование всегда было и является главным основополагающим фактором социально-экономического, интеллектуального и духовного развития общества, и кроме того фактором выживания и безопасности нашего общества. Его главная задача должна состоять в том, чтобы подготовить людей к будущему. Приоритетную роль и новое звучание приобретают сегодня проблемы структурирования системы интеграции образования и фундаментальной науки.
Перспективная система образования неизбежно должна уметь ориентироваться и использовать большие информационные потоки, причем как в технологическом, так и в содержательном плане. Система образования должна подготовить людей к принятию конструктивных решений в условиях неопределенности и конструктивным действиям в кризисных ситуациях, поскольку именно в таких условиях придется людям жить в ближайшее время. Главная общенациональная задача сегодня - посредством конструктивного подхода к развитию образования достигнуть его опережающего характера.
Для конструктивности характерно стремление реализовать в педагогическом творчестве требования конструктивной целесообразности, рациональности, функциональной оправданности, экономии.
Сила конструктивистской концепции в том, что она побуждает увидеть ту власть, которая используется, когда выносятся решения, последствия которых невозможно ни просчитать, ни контролировать, - увидеть эту силу и принять на себя ответственность за неё. Эта концепция также означает, что необходимо изменить существующие социальные, религиозные и идеологические конструкции, создавая новые виды социумов, пускай и далёкие от совершенства, искать новые концепции истины, пускай и далёкие от абсолютной завершённости.
В содержании всех дидактических поисков в педагогическом конструктивизме, несмотря на разные названия рассказывающих о них образовательных философий и парадигм наблюдается немало пересечений с зарубежными и отечественными идеями, например, проблемного, развивающего, личностно-ориентированного обучения и др. … . И если сам термин «конструктивизм» звучит непривычно, стоящие за ним смыслы представляются интересными и заслуживающими внимания.
Центральным фактом конструктивистской концепции считается то, что значимое обучение может совершаться, только если обучаемый воспринимает "факты", которые он должен усвоить, как значимые лично для него, каким-либо образом связанные с личным опытом и оцениваемые по критериям, значимым для конкретной личности. Личное знание возникает и расширяется в процессе взаимодействия личности и её окружения.
Итак, конструктивизм - это педагогическая философия, главная идея которой заключается в том, что знания нельзя передать обучаемому в готовом виде. Поэтому важно и можно лишь только создать педагогические условия для успешного самоконструирования и самовозрастания знаний школьников. С более общих позиций конструктивизм отражает достаточно простую истину: на протяжении всей жизни каждый из нас конструирует свое собственное понимание окружающего мира. Именно поэтому каждый из нас уникален своим видением мира, своими убеждениями, своим мировоззрением. Именно поэтому нам интересна оригинальная точка зрения другого человека, именно поэтому очень важно оставаться самим собой, со своим почерком и стилем.
Конструктивное обучение как педагогическая философия в образовании, считает важной, прежде всего, точку зрения обучаемого, какой бы «сырой» она ни была на данный момент. Согласно Ж.-Ж. Пиаже, это именно та стартовая позиция, с которой и начинается конструирование нового знания у ребенка путем преодоления когнитивного конфликта между внутренней сложившейся структурой (опытом) и внешней неизвестной реальностью. Устранение этого конфликта восстанавливает так называемую временную когнитивную стабильность (или когнитивное равновесие), характеризующуюся сконструированным знанием на базе прежней когнитивной структуры.
Системой конструктивного обучения оценивается процесс движения к истине больше, чем сама истина. «Научное знание - явление не статическое, - писал Ж.-Ж. Пиаже в одной из своих последних работ, - это есть процесс, более конкретно, процесс непрерывного конструирования и реорганизации»
Процесс обучения при часто меняющейся концепции образования (особенно в последние двадцать лет) необходимо рассматривать как конструктивный динамический поиск новых стратегий и технологий в этой области. Конструктивный подход в обучении представляет особенный интерес по нескольким причинам.
Во-первых, система конструктивного обучения прогрессивна. Так, например, конструктивное мышление приходит на помощь тогда, когда возникает отклонение от образца, где осознается неудовлетворенность прежним образцом, что приводит к изменению схем деятельности и мысли. В процессе конструктивного обучения это есть нечто иное, как отход от неких традиционных приемов и методов, поиск новых решений на основе изучения развивающих методик. Личность с развитым конструктивным мышлением необходима любой жизнеспособной общественной или экономической системе и, несомненно, необходима для системы образования. Никто не может быть уверенным в том, что его запас знаний будет достаточным завтра. Поэтому проблема способности к обучению зависит от способности к конструктивным действиям. Новый стиль жизни всего общества требует большей самостоятельности, ответственности и креативности. Чтобы соответствовать этой ситуации, необходима личность, способная к конструированию и творческому росту.
Во-вторых, конструктивное обучение включает в себя такой процесс, как самопознание проблемы. Это исключительно важно для самого процесса обучения, так как обучение взаимосвязано с решением разного характера педагогических задач, а их, прежде всего, важно увидеть, изучить, сопоставить с ранее встречающимися.
В-третьих, в процессе конструктивного обучения должны непосредственно присутствовать новые конструктивные отношения, складывающихся между учителем и учеником в процессе общей деятельности. При этом полагаем, что именно конструктивное мышление и профессиональные конструктивные навыки являются деловым регулятором взаимоотношений обучающего и обучающегося. Большинство изменений в системе ценностей и, соответственно, задачах, которые ставятся перед современным образованием, связаны с воспитанием личности, способной конструктивно взаимодействовать с другими в коллективе.
В-четвертых, использование конструктивного подхода помогает глубже осознать и структурировать саму учебную деятельность. С позиции учителя – это подготовка к занятию: предвидение проблем, выбор основной и тактических целей, отбор учебного материала; организация учебных действий, корректное управление коллективом учащихся и пр.
Конструктивный подход всегда рассматривается через призму восприятия, рефлексии и интуиции при совместной деятельности, а также с учетом получения необходимых результатов. С позиции учащегося – это осознание планируемого результата, структурирование алгоритма деятельности для его достижения. Поскольку конструктивное обучение основано на осмыслении использованного опыта, то можно сказать, что именно оно обеспечивает осмысление прошлого и предвидение будущего. Умение структурировать зависит от умения распознавать ситуации, когда новая задача сходна со старой, решение которой уже известно. Действительно, пытаясь решить проблему, важно вспомнить как можно больше аналогичных задач, с которыми, возможно, уже встречались.
Поэтому с позиции обучающегося – конструктивное обучение дает толчок к поиску новых технологий и приемов в области обучения на основе самоанализа деятельности обучающего, анализа деятельности обучаемых и полученных ими результатов.
Конструктивное обучение включает в себя и творческий процесс. Каждый человек в современном мире включен в творческий процесс. Творческая конструктивность - это сбор научных данных, изобретательская активность, скорость выработки новых технологических решений. Профессиональное конструктивное творчество требует развития у человека ряда новых качеств: потребность в новой идее; видение проблемы там, где другие люди ее еще не видят; способность замечать альтернативы, видеть предмет труда с совершенно новой стороны; способность к быстрому переключению и преодолению барьеров; способность к субъективному уподоблению - мысленному включению себя в систему предметов и средств труда; способность обращать внимание на необычные, порой кажущиеся незначительными события; готовность критически относиться к установленным общепринятым истинам и к новым идеям; умение создавать новые комбинации из известных сочетаний, осуществлять все эти мысленные преобразования применительно к разным сторонам труда - предмету, средству, результату; готовность работы с новой, например, компьютерной реальностью и т.д.
Профессиональное конструктивное творчество чаще опирается на профессиональное мастерство, опыт специалиста, но бывает, что специалист переходит на уровень профессионального конструктивного творчества раньше, чем он овладевает мастерством, находя и предлагая новые конструктивные решения. Конструктивное мышление требует наглядных, действенных компонентов: конструирование по аналогии, по контрасту, с комбинаторикой; сочетание образного мышления с графическим кодированием. Конструктивное педагогическое мышление учителя предполагает целостное видение педагогической ситуации, системный анализ ученика в соотношении его качеств, учет зоны ближайшего развития ученика, раскрытие и стимулирование внутренних резервов саморазвития ученика, что требует функций предвидения в мышлении, гибкого творческого построения программ психического развития учащихся.
Очевидно, что различные творческие сообщества являются наиболее перспективной формой существования научных, исследовательских и художественных коллективов. Успешная творческая деятельность в современном мире невозможна вне творческих коллективов, без использования телекоммуникаций, без привлечения интеллектуальных специальных агентов, которые обеспечивали бы возможность творчества на более высоком уровне.
Важно отметить, что обучение может приводить к улучшению показателей при стандартном измерении творчества, но неизвестно, помогает ли такой опыт продуцировать тип деятельности, свойственный тем людям, которых обычно считают "творческими", ведь единственной общей чертой великих людей всегда было желание работать необычно усердно и конструктивно.
На основе выше изложенного можно сказать, что конструктивный подход к обучению (конструктивное обучение) – это наиболее короткий и гуманный путь к развитию и самосовершенствованию. Воспитание высокоорганизованной личности является стратегической целью современного образования. Различные направления могут по- разному формулировать свои приоритеты, однако в центре их внимания всегда оказывается способность к конструированию. Конструктивное сознание движется по спирали, где поворот назад оказывается одновременно преодолением прошлого и прогнозированием будущего.
Конструктивистский подход помогает осознать значение принятых решений и их пределы, отличить "информацию" от знания; признать существование личного мировоззрения тоже, что окружающей среды внутри нас, влияющей на то, как мы истолковываем и используем получаемые факты и цифры. Только установив, каким образом личность влияет на будущее, человек может принять ответственность за такое влияние.
Поэтому на данном этапе развития нашего общества важна такая система формирования профессионального конструктивного мышления, в которой под конструктивностью понимается процесс, содержащий способы превращения алгоритмов (конструктов) деятельности в проект организации.
Знакомство с первым опытом в работах ученых и педагогов капиталистических стран, дает некоторое представление о преимуществах и недостатках конструктивизма. Так, например, в американской школе идеи конструктивизма имеет ряд достоинств по сравнению со стандартным подходом. «Для того чтобы более выпукло показать преимущества конструктивизма перед традиционным обучением, представим следующую сравнительную таблицу.

Традиционный подход - Учебная программа построена по принципу «от части к целому» с акцентом на базовых знаниях и умениях

Конструктивный подход- - Учебная программа представлена по принципу от «общего к частному» с акцентом на обобщенных понятиях и умениях

Традиционный подход - Учебная программа и учебный процесс полностью опираются на рекомендованный учебник или учебное пособие.

Учебник не является доминирующим источником учебной информации; приоритет переходит к оригинальным источникам, к первичным данным, к объектам и явлениям реальной действительности.

Традиционный подход - Учащийся представляется как объект процесса обучения, который получает готовые знания от учителя

Конструктивный подход- Учащийся полноправный участник процесса обучения со своими собственными взглядами и представлениями об окружающем мире.

Традиционный подход - Учитель, как правило, преподносит новый учебный материал в дидактической манере как истину в последней инстанции

Конструктивный подход - Учитель выступает, прежде всего, как организатор учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащихся, не навязывая им свои знания и убеждения.

Традиционный подход - Учитель оценивает эффективность учебно-познавательной деятельности учащихся по количеству правильных ответов.

Конструктивный подход - Учитель ценит самостоятельные, пусть не всегда правильные, рассуждения учащихся, «умные» вопросы, сознательно исправленные ими ошибки.

Традиционный подход - Результаты тестов и контрольных работ – единственный источник информации об уровне знаний и умений учащихся.

Конструктивный подход - Оцениваются все продукты учебно-познавательной деятельности учащихся, показывающие не только результаты обучения, но и усилия, приложенные учащимся к конструированию нового знания, и его прогресс в обучении.

Традиционный подход - Контроль и оценка учебных достижений осуществляется в отрыве от процесса обучения.

Конструктивный подход - Контроль и оценка осуществляются в тесной связи с тем,. как реально протекал процесс обучения.

Традиционный подход - Учащиеся преимущественно работают в условиях фронтального обучения в классе и индивидуально – дома.

Конструктивный подход - Учащиеся большую часть времени как на уроке, так и при выполнении домашних заданий, работают в малых группах, командах или парах.

Как и любая инновация, конструктивизм в образовании имеет ряд очевидных недостатков. На данном этапе развития он представляет собой более философию, чем методику или технологию обучения. Этим объясняется слабая разработанность методов, форм, средств обучения, что вызывает определенные трудности в практической реализации. Конструктивизм - философия, ориентированная прежде всего на изучение гуманитарных предметов. Поэтому перенос ее на процесс обучения естественно-математических дисциплин порождает проблемы, связанные со спецификой этих предметов (значимость базовых знаний и умений, логика дисциплины, строгость в решении задач и доказательстве теорем). Наиболее рьяные оппоненты видят в конструктивизме угрозу всей системе образования, обвиняя его последователей в подрыве устоев дидактики и методики обучения. Основной аргумент оппонентов - внесение в педагогику элемента стихийности и обречение процесса обучения на самотек.

Невзирая на аргументы оппонентов, конструктивисты находят все больше сторонников среди педагогической общественности. Ими предпринимаются конкретные шаги для реализации своей философии на практике. Во-первых, перерабатываются учебные программы педагогических вузов с учетом принципов конструктивизма. Вместо традиционного преимущественного внимания бихевиоризму, все большее место в программах по общей педагогике и частным методикам занимает конструктивизм. Вместо изучения психологических работ Е. Торндайка, Б. Скиннера и других представителей бихевиоризма, студенты больше внимания уделяют трудам Л. С. Выготского, Дж. Дьюи, Ж.-Ж. Пиаже, Г. Гарднера и других конструктивистов. Более того, во многих университетах и колледжах вводятся новые курсы, построенные полностью на идее конструктивизма. Во-вторых, регулярно проводятся семинары и конференции по теории конструктивизма для администраторов, руководителей школ и рядовых учителей. В-третьих, принципы конструктивизма внедряются в национальные стандарты по отдельным школьным дисциплинам. В-четвертых, разрабатываются и экспериментально апробируются конкретные проекты по различным предметам с опорой на принципы конструктивизма. Все это дает основание заключить, что данная философия занимает достаточно прочное место в педагогике США и, похоже, надолго.

Опубликовано на Порталусе 14 апреля 2010 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): конструктивизм, образование, новая школа, школа, конструктивное обучение, теория, практика, Шаталова, конструктивист, навыки, мышление, шкла конструктивного обучения, новая школа, среда, образовательная, образование



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама