Научная библиотека PORTALUS

Библиотека ПОРТАЛУС - крупнейшей собрание научных текстов России

  Главные разделы: Вопросы науки  Педагогика  Экономика  Право  Философия  Психология  Культура, искусство  Лучшие статьи месяца  + список всех 60 рубрик...

Похожие статьи:
!!!

Календарь \ в этом месяце:
Декабрь 2014
ПнВтСрЧтПтСбВс
01020304050607
08091011121314
15161718192021
22232425262728
293031 


Реклама Google

ПЕДАГОГИКА новое | RSS


РЕКОМЕНДУЕМ ПОСЕТИТЬ:



Социокультурная и развивающая образовательная среда образовательного учреждения: проектирование и принципы формирования

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 17 мая 2011
АвторОПУБЛИКОВАЛ(а): Смирнов Дмитрий Витальевич
АвторРУБРИКА:
Источник (source)ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)



АВТОРУ: Дополнить публикациюАВТОРУ: Исправить публикациюАВТОРУ: Удалить публикацию

Д.В.СМИРНОВ Учреждение Российской академии образования «Институт содержания и методов обучения» г. Москва, (c)



Развитие подрастающего поколения в современной России зависит от того, как устроена социокультурная среда образовательных учреждений. Современное общество обеспокоено социокультурным образованием подрастающего поколения. Перед теоретиками и практиками встают закономерные вопросы: что следует понимать под социокультурным образованием личности, и в какой среде происходит освоение этих социальных знаний и культурных ценностей, подчиненное социокультурному образованию? Само это понятие «социокультурная среда» достаточно сложное, оно выходит на культуру, социум, среду. Поэтому следует остановиться на каждом из приведенных понятий.
Носителем культуры является социум. Понятие «социум» производная латинского «общее, совместное». В современной науке нет однозначного толкования данного понятия. Оно употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле — как общество в целом. В узком смысле социум рассматривают как группу людей, объединенных общими условиями существования, устойчивыми связями, культурой, традициями, социальными ценностями, нормами, языком и т.д.
Социология рассматривает под социумом объективно обусловленное объединение людей, основой внутренней связи между которыми является территория проживания, находящиеся в их распоряжении материальные ценности и признаваемые ими ценности культуры.
Социальная общность — это, прежде всего, культурная общность определенных групп людей. Культура как категория отражает совокупность социально приобретенных и передаваемых из поколения в поколение значимых представлений о мире, ценностях, нормах и правилах поведения и отношений, общих для социальной общности или всего социума, регулирующих общественные отношения (К.М.Хоруженко). При этом следует отличать культуру социальной группы и культуру общества. Первая, культура социальной группы отражает нормы, правила отношений и поведения, присущие только данной социальной группе. Вторая, культура общества выступает как общественная культура соответствующих классов.
Исследуя структуру современного Российского общества, М.Е. Дуранов обнаружил дифференциацию культуры. Так, он выделяет: элитарную культуру, которая характеризуется снобизмом, присущую «сливкам общества»; так называемую «массовую культуру» активно внедряемую всеми средствами массовой информации в сознание молодежи, культивирующую культ наслаждения, но не созидания; культуру мыслящей части общества, болеющая душей за судьбу Родины-России, не принимающая культуры — ни первой, ни второй.
Актуализируется вопрос содержания культуры, которая должна быть культивирована в социокультурной среде образовательного учреждения, в которой собственно и происходят процессы обучения, развития, воспитания и оздоровления (духовно-нравственного и физического) подрастающего поколения. Социум и культура между собою органически взаимосвязаны и взаимозависимы. Более того, социум является носителем культуры.
Качественные признаки культуры характеризуют уровень развития современной Российского общества и социальной общности. Поэтому необходимо рассматривать социокультурную среду как о понятии, составляющем содержательную сторону образовательного процесса (обучения, развития, воспитания и оздоровления).
Термин «среда» имеет широкое употребление в науке, тем не менее, он не имеет четкого и однозначного определения. В самом общем смысле «среда» понимается как окружение. Причем в научном обороте активно используется еще целый ряд терминов: «среда человека», «среда людей», «человеческая среда», «окружающая среда», «жизненная среда», «человеческое окружение» и т.п.
«Среда человека» охватывает совокупность природных (физических, химических, биологических, пространственно-предметных) и социальных (образовательных, информационных, межличностных, архитектурных) факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность людей.
Понятие «социокультура» в научный оборот ввел П.А. Сорокин, но относил к ней, всю Вселенную, сотворенную человеком (всю духовную и материальную культуру). Следовательно, социокультура, ее ценности должны составлять сущностную сторону образования подрастающего поколения. Этим создается база духовно-нравственного и гражданско-патриотического образования (обучения, воспитания, развития и оздоровления) подрастающего поколения Россиян (не только русских, но и украинцев, белорусов, татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей, удмуртов, аварцев, лезгин, ингушей, чеченцев и многих других народов российского общества). Следовательно, социокультура общества имеет непосредственный выход в образование подрастающего поколения, реализуемое в образовательном учреждении.
Образовательная среда, по мнению В.И. Слободчикова, не есть нечто однозначно и наперед заданное, среда начинается там, где происходит встреча (сретенье) образующего и образующегося; где они совместно начинают ее проектировать и строить — и как предмет, и как ресурс своей совместной деятельности; и где между отдельными институтами, программами, субъектами образования, образовательными деятельностями начинают выстраиваться определенные связи и отношения».
Ведущими характеристиками образовательной среды выделяют два основных показателя: насыщенность (ее ресурсный потенциал) и структурированность (способ ее организации). В соответствии с этими показателями выделяют три разных способа организации образовательной среды в зависимости от типа связей и отношений, ее структурирующих:
- среда, организованная по принципу единообразия (доминируют административно-целевые связи и отношения. Определяются, как правило, одним субъектом — властью. Показатель структурированности стремится к максимуму);
- среда, организованная по принципу разнообразия (связи и отношения имеют конкурирующий характер, так как происходит борьба за разного рода ресурсы. Начинается автономизация образовательных систем, разрушается единое образовательное пространство. Показатель структурированности стремится к минимуму);
- среда, организованная по принципу вариативности, как единство многообразия (связи и отношения имеют кооперирующий характер, происходит объединение разного рода ресурсов в рамках программ, обеспечивающих свои маршруты социокультурного развития разным субъектам: отдельным людям, общностям, образовательным системам. Показатель структурированности стремится к оптимуму).
В понятие образовательной среды В.И. Слободчиков включает также профессионально-деятельностную (управленческую) позицию, «так как специфическим свойством образовательной среды является насыщенность ее образовательными ресурсами. По самому понятию ресурса — его формирование, обогащение и распределение — есть, прежде всего, предмет организационно-управленческой деятельности».
Таким образом, именно через понятие «образовательная среда», как обобщающее и интегрирующее, наилучшим образом можно проектировать задать ведущие управленческие ориентиры социокультурной среде.
Рост личностного потенциала подрастающего поколения в образовательных учреждениях (мы рассматриваем учреждения общего и дополнительного образования) к сожалению, сегодня не обеспечивается активным использованием различных дидактических систем, в том числе применяемых для решения вопросов развивающего обучения, воспитания и оздоровления. Эти системы, как правило, входят в образовательную среду наряду с традиционными. Результативность традиционной и инновационной моделей обучения в современных образовательных учреждениях России, как показывают исследования качества образования (Г.И. Горская, В.В. Давыдов, А.З. Зак, В. И. Зверева, Г.А. Иващук, Э.В. Ильенков, В.А. Караковский, В.Н. Леви, В.П. Панасюк, С.Е. Шишов и др.) существенно ниже по сравнению с ожидаемой. Возможность разрешения этого противоречия, по нашему мнению находиться в плоскости активного использовании средового подхода, а также ресурсов взаимодействия формального и неформального образования.
Проблемам образовательной среды посвящены фундаментальные исследования В.Г. Ивлевой, Л.А. Каменщиковой, С.В. Климина, В.А. Козырева, Я. Корчака, В.П. Лисицкой, Г.Н. Любимовой, М.И. Мазур, Ю.С. Мануйлова, С.Т. Шацкого, И.Д. Фрумина, Н.В.Ходяковой, Б.Д. Эльконина, В.А. Ясвина и других.
Образовательная среда может быть охарактеризована как совокупность социокультурных, а также специально организованных в образовательном учреждении педагогических условий (С.В. Тарасов). Образовательная среда как педагогическое явление может быть представлена и как развивающаяся целостная структура, в которой в единстве выступают субъектный и содержательный элементы, развивающиеся как за счет внутренних потенциалов (реализация возможностей ее отдельных структурных элементов и изменения характера связей между ними), так и за счет расширения внешних связей (обогащение возможностями других сред).
Под образовательной средой (средой образования) В.А. Ясвин понимает систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
В структуре образовательной среды акцентируется ее значение, связанное с процессом формирования личности обучающегося по определенному образцу. Структура образовательной среды включает в себя, по Ясвину В. А., три базовых компонента:
- пространственно-предметный, т.е. пространственно-предметные условия и возможности осуществления обучения, воспитания и социализации обучающихся,
- социальный, т. е. пространство условий и возможностей, которое создается в межличностном взаимодействии между субъектами учебно-воспитательного процесса (обучающимися, педагогами, администрацией, родителями, психологами и др.),
- психодидактический, т.е. комплекс образовательных технологий (содержания и методов обучения и воспитания), построенных на тех или иных психологических и дидактических основаниях.
В соответствии с этими компонентами, как правило, и проектируется и моделируется (конкретизируется) для каждого образовательного учреждения, класса, объединения дополнительного образования или клуба по месту жительства детей и подростков образовательная среда как системы возможностей, отвечающих потребностям познавательного и личностного развития обучающихся.
Предметно-пространственная организация жизнедеятельности в образовательном учреждении формирует психику обучающихся и является источником его знаний и социального опыта. Педагогический коллектив образовательных учреждений берет на себя ответственность за создание таких условий, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития подрастающего поколения по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды.
Проблема предметно-пространственной среды исследовалась рядом известных психологов и педагогов, таких как Т.В. Антонова, Т.Н. Доронова, Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, В.А. Петровскийи др.
Образовательную среду как предмет и как ресурс совместной деятельности образующего и образующегося, рассматривает В.И. Слободчиков, где между отдельными институтами, программами, субъектами образования, образовательными деятельностями начинают выстраиваться определённые связи и отношения. С одной стороны, В.И. Слободчиков, вписывает образовательную среду в механизмы развития ребенка, определяя тем самым ее целевое и функциональное назначение, а с другой выделяет ее истоки в предметности культуры общества. «Эти два полюса предметности культуры и внутренний мир, сущностные силы человека в их взаимополагании в образовательном процессе как раз и задают границы содержания образовательной среды и ее состав».
Термин «развивающая среда» так же широко используется в научном обиходе и психолого-педагогическом практике.
Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка, подростка, или юноши (т.е. социальная культура общества, собственно это тот мир, в который ребенок приходит, рождаясь на свет).
«Развивающая предметная среда», по концепции С.Л. Новоселовой, рассматривается как система материальных объектов деятельности ребенка или подростка, которая в свою очередь моделирует содержание его духовно-нравственного и физического развития. В данной трактовке автор рассматривает «предметную среду» в узком смысле - как средовое пространство заполненное атрибутами и предметами образовательного учреждения. В этой материальной и информационной среде (мебель и стенды учебных кабинетов, учебно-наглядные пособия, дидактические материалы, учебные фильмы, оборудование, оформление рекреационных помещений, школьный музей, выставки творческих работ и спортивных достижений обучающихся и пр.) обучающийся с помощью педагогов и осваивает окружающий его мир.
Предметно-пространственная среда образовательного учреждения рассматривается нами как совокупность предметов, представляющей собой наглядно воспринимаемую форму существования социальной культуры. В каждом объекте - предмете, с которым повседневно соприкасается обучающийся в образовательном учреждении, запечатлен социально-культурный опыт, знания, вкусы, способности и потребности предыдущих поколений людей. И задачей современного образовательного учреждения является создание такой социокультурной и развивающей образовательной среды, в которой присвоение подрастающим поколением общественно-исторического опыта человечества будет, безусловно, являться условием его, обучающегося, полноценного психического, физического и духовно-нравственного развития.
Социокультурная среда, созданная кропотливым трудом педагогов в образовательном учреждении, этот и есть «МИР», который оказывает формирующее воздействие на все стороны развития обучающегося.
Таким образом, предметно-пространственная среда — составная часть развивающей образовательной среды формального и неформального образования - школьного детства и юности.
Особое значение в образовательных учреждениях необходимо придавать созданию предметно-игровой среде, особенно в начальной школе и младших классах основной школы и учреждениях дополнительного образования детей и молодежи, так как основным видом и формой деятельности ребенка и подростка является игра (учебная, творческая, продуктивная, развивающая и др.). Влияние игры на разностороннее развитие личности обучающегося, в том числе и старшего подростка или юноши трудно переоценить. Понятие «предметно-игровая среда» является составляющей «развивающей образовательной среды».
Игровая деятельность имеет самоценность сама по себе как интересный и захватывающий процесс, в котором каждому участнику - обучающемуся, приходится реагировать на то, как складывается ситуация на том или ином этапе развития игры как в процессе урока, во внеурочной деятельности, так и в процессе дополнительного образования.
Педагогу (учителю, воспитателю группы продленного дня, педагогу дополнительного образования, классному руководителю, педагогу организатору и др. категориям) при реализации содержания программ общеобразовательных дисциплин, внеурочной или досуговой деятельности или дополнительного образования детей, необходимо поддерживать стремлением детей установить на занятиях, в своих играх, удобный для них очеловеченный (одушевленный) порядок, сложившийся в предметной среде - в мире вещей, событий и явлений, приспособить вещи и организовать ситуации «под себя», под свою индивидуальность.
В процессе такой «предметно-игровой среды» в игровых формах на уроках, занятиях внеурочной или досуговой деятельности, различных формах дополнительного образования (в коллективном творческом деле, конференции, экспедиции, в туристской прогулке, в туристском походе или на экскурсии в музее и др.) выявляются и развиваются личностные (индивидуальные) особенности подрастающего человека в тех или иных сюжетно-ролевых ситуациях, раскрываются личностные качества, вырабатываются и постигаются определенные морально-нравственные ценности и социокультурные традиции.
При этом педагогу образовательного учреждения открывается возможность воздействовать на результаты деятельности обучающихся одновременно в социокультурной и развивающей образовательной среде по нескольким направлениям (каналам):
1) организация социального действия через изменение структуры самодеятельности обучающихся;
2) включение новых культурных норм (например, оформление продуктов игры в специальных созданных обучающимися продуктах собственной деятельности поделках, презентация, фотографиях, стенных газетах, видеороликах, коллекциях, инсценировках и т.п.);
3) порождение новых «очагов» культуры в виде сообществ единомышленников увлеченных одной идеей (целью) - юных путешественников, юных исследователей, юных краеведов, клуб туристов, юных конструкторов, юннатов, активистов школьных музеев, школьное лесничество, производственные бригады, юные тимуровцы и т. п.;
4) приобретение социального опыта через реализацию социально-профессиональных проб в неформальной системе должностно-ролевого самоуправления детско-юношеского объединения или классного коллектива образовательного учреждения.
Постоянно расширяющаяся развивающая образовательная среда, в которой организуется жизнедеятельность подрастающего поколения, способствует обучению, воспитанию, развитию, а при определенном целесообразном психолого-педагогическом подходе и оздоровлению (духовно-нравственному и функционально-физическому) подрастающего поколения в образовательном учреждении. Кроме того, внутренняя развивающая образовательная среда формируется не только в образовательном учреждении, но и непосредственно в самих обучающихся, что находит отражение в их интересах, потребностях, склонностях, поступках.
В «теории возможностей» Дж. Гибсон, рассматривает категорию возможности, и подчеркивает активное начало субъекта, осваивающего свою «жизненную среду». По сути «возможность» это «мостик» между субъектом и средой. Возможность определяется как свойствами развивающей образовательной среды образовательного учреждения, так и свойствами самого субъекта - обучающегося. Чем больше и активнее личность обучающегося использует возможности среды, тем более успешно и активно происходит ее свободное и активное саморазвитие, самовыражение, самоопределение и самореализация в образовательном учреждении и задача педагогического коллектива заключается в способствовании этим процессам – т.е. в педагогическом сопровождении.
Сам субъект - обучающийся для другого субъекта - обучающегося или педагога, также выступает как элемент развивающей образовательной среды, оказывая на него влияние своими социокультурными отношениями и действиями.
Особая роль социально-культурной общности как среды человека отмечается В.В. Рубцовым, он выделяет несколько компонентов развивающей среды:
1. Социальный компонент. Е.А. Кузьмин. И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов выделяют основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды: взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями (преобладающее позитивное настроение; авторитетность руководителей; степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом; сплоченность; продуктивность взаимоотношений).
2. Пространственно-предметный компонент В.В. Давыдов и Л.Б. Петровский определяют главные требования к интегральной среде для разностороннего развития подрастающего поколения, которая должна быть:
• гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности подрастающего поколения;
• связной, позволяющей обучающемуся переходить от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязные жизненные моменты;
• гибкой и управляемой как со стороны обучающегося, так и со стороны педагога.
3. Психодидактический компонент. Педагогическое обеспечение развивающих возможностей обучающегося – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами развивающей образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для его личностного саморазвития.
Среда является основным средством развития личности обучающегося и является источником его знаний и социального опыта. Для того чтобы педагогически целесообразно организовать развивающую образовательную среду, педагогу необходимо владеть знаниями о принципах, на основе которых проходит ее организация.
Принципы построения предметно-пространственной среды были сформулированы с учетом психолого-педагогических требований В.А. Петровского и С.Н. Новоселовой на основе анализа исследований В.В. Давыдова и В.А. Петровского. Прежде всего, при создании предметной среды необходимо исходить из следующих эргономических требований к особенностям жизнедеятельности обитателей этой среды: антропометрических, физиологических и психологических.
В образовательном учреждении все программы и формального (общего) и неформального (внеучебная деятельность и дополнительное) образования должны строиться на принципе личностно-ориентированного субъект-субъектного взаимодействия педагогов с обучающимися. Эти программы должны быть нацелены на обеспечение:
• Охраны и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, их физическое развитие;
• Эмоционального благополучие каждого обучающегося;
• Интеллектуальное развитие;
• Создание условий для развития личности;
• Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
• Межличностную коммуникацию;
• Взаимодействие с семьей с целью оптимизации воспитательного процесса.
Основные положения личностно ориентированной модели отражаются в принципах построения развивающей образовательной среды по М.И.Мазур:
1.Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения педагога с обучающимся («глаза в глаза»). Прежде всего, это - использование разновысокой мебели.
2. Принцип активности – ориентирован на возможность совместного участия в совместном создании окружающей среды педагога и обучающихся: использование больших модульных наборов (конструкторов) мебели, мастерских, инструментов для уборки, использование стен.
3. Принцип стабильности – динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями. В развивающей образовательной среде образовательного учреждения необходимо создавать и формировать игровое пространство (спортивный зал, рекреационные помещения, игровые комнаты, актовый зал, живые уголки, зимние сады, игровые комнаты для детей младшего школьного возраста, помещения для творчества, библиотека, школьный музей и пр.). Это должны быть помещения, в том числе с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, где было бы возможно создание тематических зон (например, краеведческий музей, театральная студия, мастерские, фото- и киностудии и пр.): использование игрового спортивного оборудования, игровых столов различной конфигурации, мебель – трансформер, вертикальных разделителей, кукольного театра, костюмерной, игрушек (экспонатов) – заменителей.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования - реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет обучающимся заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу, особенно в школах с полным днем, во внеурочное время: игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы ребенка, место отдыха, место уединения (живой уголок, летний сад, библиотека и др.)
5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов – эстетическая организация среды. К сожалению, этот принцип недооценивается педагогами и администрациями образовательных учреждений, а ведь основную информацию человек получает именно посредством зрения. Следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды образовательного учреждения: использование элементов образного декора в оформлении кабинетов, стендов, витрин и экспозиций, выставок и при выполнении творческих проектов обучающимся.
6. Принцип «половых и возрастных» различий, реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нравственными нормами. Педагоги мало значения придают созданию эстетики «полового воспитания» в интерьерах образовательного учреждения: туалетных комнат, зон отдыха, мастерских и кабинетах домоводства, раздевалках в актовых залах, спортзалах и бассейнах и др.
7. Принцип свободы достижения обучающимся своего права на игру реализуется в предоставлении педагогами выбора в организации детско-юношеского должностно-ролевого самоуправления, в планировании и проведении коллективных творческих делах: темы; сюжета; необходимых средств; места и времени и т.п.
8. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития»: содержать предметы и материалы, известные обучающимся; предметы и материалы, которыми обучающиеся будут овладевать с помощью педагога в процессе деятельности (учебной, исследовательской, проектной, творческой, игровой и др.) и во внеурочное время; совсем незнакомые предметы и материалы.
Связывая оценку образовательной среды с ее развивающим эффектом, В. П. Лебедева, В. А. Орлов и В. И. Панов, фиксировали свое внимание на технологическом уровне ее реализации и оценки. При этом в качестве фундаментальных научных предпосылок разработки и оценки развивающих образовательных сред ими использовался алгоритм «существенных показателей», выделенных В.В. Давыдовым:
• каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;
• обучение организовано на основе ведущей деятельности;
• продуманы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности;
• в методическом обеспечении образовательного процесса имеется система разработок, гарантирующих достижение необходимого развития психологических новообразований и позволяющих провести диагностику уровня процесса.
Консолидируясь с представленными выше теоретическими и технологическими подходами, мы акцентировали свое внимание именно на решении последней задачи: диагностики развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Причем, исходя из указанных посылок, очевидно, что социокультурную и развивающую образовательную среду нельзя оценить чисто количественными показателями или реконструировать нормативно. Одна и та же социокультурная и развивающая образовательная среда может быть оптимальной для развития обучающегося на одном возрастном этапе, при одних индивидуальных особенностях, и препятствовать эффективному его развитию в другом возрасте при других индивидуально-личностных особенностях обучающихся. Нам представляется наиболее адекватным качественное описание социокультурной и развивающей образовательной среды образовательного учреждения с тем, чтобы и педагоги и администрация лучше могли отрефлектировать и проектировать свои цели и оценить усилия по их достижению, а обучающиеся и их родители получили содержательные ориентиры для оценки социокультурной и развивающей образовательной среды конкретного учреждения (школы, центра детского творчества, клуба по месту жительства, станции юных туристов и др.), в том числе при выборе учреждения. При этом в качестве интегральной результирующей характеристики социокультурной и развивающей образовательной среды нами выбраны критерии:
- психического развития в его интеллектуальной, социальной и личностной составляющих;
- физического развития в его здоровье укрепляющих и функциональных составляющих;
- духовно-нравственного развития в его социальной активности, проявлениях гражданской позиции, межличностной коммуникации.
При оценке предметно-пространственной среды, помимо возрастного состава обучающихся, необходимо опираться на следующие характеристики сообщества (класса или объединения дополнительного образования):
• психологической характеристики (темперамента, подвижности, наличия лидерства, учета индивидуальных особенностей, познавательных интересов, показателей развития и т.д.);
• количественного соотношения мальчиков и девочек;
• социальных условий жизни обучающихся в семьях и типов семей;
• окружающей социальной практики (микрорайон города, социальная среда двора).
Создание социокультурной и развивающей образовательной среды не должно быть самоцелью, было бы утопией полагать, что можно создать идеальную предметно-развивающую среду. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся в гносеологическом процессе развития обучающихся, а так же смены поколений. Социокультурная и развивающая образовательная среда является развивающей, если помогает обучающемся осваивать генетические задачи возраста.
© Portalus.ru







КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Образовательная среда, социокультурная среда, подрастающее поколение, образовательное учреждение, обучающийся, педагог, формирование, проектирование


Информация для издателей:

Уважаемые коллеги! Частичное или полное копирование материалов из библиотеки "Порталус" разрешено только при наличии обратной активной гиперссылки на наш ресурс. В иных случаях любое использование материалов библиотеки запрещено! Пожалуйста, отнеситесь с вниманием к данному предупреждению во избежание конфликтных ситуаций.


Ваше мнение о публикации?
Постоянный адрес страницы:
http://portalus.ru/modules/pedagogics/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1305634009&archive=&start_from=&ucat=

Научная библиотека "Порталус"

 

 
Copyright @ 2004-2014, Научная онлайн-библиотека "Порталус". Все права защищены.