Рейтинг
Порталус

Новый инструментальный метод минимизации риска формирования тератогенных эффектов, обусловленных пренатальным стрессом. На фото: Новый инструментальный метод минимизации риска формирования тератогенных эффектов, обусловленных пренатальным стрессом., автор: 645866

Публикация №1436106468 05 июля 2015

Чаусовский Григорий Александрович, старший научный сотрудник (г. Запорожье)

 

      Известно (Жук О., 2015), что «пренатальный стресс является триггером стрессовых гормонов», которые обусловливают высокий риск развития следующих негативных последствий в течение беременности:

•возникновения гипоксии плода из-за нарушения маточно - плацентарно – плодового кровотока;

•эпигенетического влияния на экспрессию генов, участвующих в реакции на стресс;

•нарушения биохимического баланса плода, что негативно влияет на его последующее физическое и психическое развитие;

•инициирования аномалии развития дофаминергической системы;

•развития патологической гиперактивации гипофизарно – надпочечной системы;

•повышения риска развития расстройств аутического спектра;

•увеличения на 80% риска мертворождения;

•развития кардиоваскулярной патологии, возникновения тревожных и биполярных аффективных  расстройств  в зрелом возрасте.

   Новизной разработанной психотехнологии профилактики негативного влияния пренатального стресса на формирование физического и психического здоровья ребенка является использование в режиме биологической обратной связи (БОС) приемов ускоренного освоения диафрагмально – релаксационного типа  дыхания, осуществляемого на фоне одновременного антистрессового целенаправленного воздействия на первую и вторую сигнальные системы беременной.

   Конструктивное оформление разработки реализовано (см. фото) в виде настольного портативного тренажера, выполненного в виде закрепленной на валу микроэлектродвигателя полой сферической конструкции, ребра жесткости которой снабжены светодиодами различного спектра светового излучения. Включение микроэлектродвигателя осуществляется синхронно ритму дыхания пользователя с помощью фиксируемого на поясе сенсора диафрагмального дыхания. Такое конструктивное решение обеспечивает реализацию принципа дыхательного БОС-тренинга. На такте «вдоха» сфера неподвижна, а на такте удлиненного «выдоха» и последующей паузы, - в реальном трехмерном пространстве начинает вращаться  светящийся красочный многоцветный шар. Отражение ритма дыхания беременной в «физиологическом зеркале» респираторно - синхронизированных красочных динамичных визуальных стимулов способствует ускоренному общедоступному освоению приемов антистрессового диафрагмально – релаксационного типа дыхания.

  Техническим решением разработки предусмотрена фиксация на шаре трогательной фотографии малыша, визуализируемой на такте «вдоха» и невидимой, из-за вращения шара, на такте «выдоха». На фотографию нанесен фотохромным карандашом невидимый при обычном освещении и ярко флуоресцирующий, при освещении светодиодом ультрафиолетового спектра излучения, текст  аффирмаций антистрессовой смысловой направленности (Чаусовский Г., 2009).

   Характерно, что визуализация трогательных фотографий малышей способствует отвлечению от стрессогенного стиля мышления. Экспериментально, с помощью использования метода магнитно-резонансной томографии (МРТ), подтверждено (Дайер Р., 2012; Карл А., 2014; Nittono X., 2015), что визуализация трогательных фотографических образов малышей  способствует снижению активности в миндалевидном теле – области мозга, определяющей реакцию на стресс

 В комплект разработки входит также наушник с миниатюрными звуковым усилителем и вставляемым в носовой ход микрофоном (Чаусовский Г., 208), что позволяет в реальном режиме времени осуществлять акустический мониторинг ритма дыхания и одновременно реализовывать приемы монауральной аутосуггестии для стабилизации эмоционального состояния.

   Таким образом, предложенная разработка, конструктивно реализованная в виде портативного настольного тренажера, обеспечивает достижение следующих положительных эффектов:

•повышение эффективности совладения с пренатальным стрессом за счет осуществления антистрессового дыхательного БОС-тренинга на фоне одновременного воздействия на первую и вторую сигнальные системы беременной;

•ускоренное освоение навыков адекватного поведения в психотравмирующих ситуациях;

•минимизации риска формирования тератогенных эффектов, обусловленных пренатальным стрессом.

    Разработка общедоступных инструментальных средств индивидуальной психогигиены для беременных имеет существенное медико – социальное значение, т.к. профилактика негативного влияния пренатального стресса является существенной компонентой успешного  осуществления комплексных мероприятий , направленных на обеспечение здоровья будущего поколения.

 

 

Чаусовский Григорий Александрович, старший научный сотрудник (г. Запорожье)

 

      Известно (Жук О., 2015), что «пренатальный стресс является триггером стрессовых гормонов», которые обусловливают высокий риск развития следующих негативных последствий в течение беременности:

•возникновения гипоксии плода из-за нарушения маточно - плацентарно – плодового кровотока;

•эпигенетического влияния на экспрессию генов, участвующих в реакции на стресс;

•нарушения биохимического баланса плода, что негативно влияет на его последующее физическое и психическое развитие;

•инициирования аномалии развития дофаминергической системы;

•развития патологической гиперактивации гипофизарно – надпочечной системы;

•повышения риска развития расстройств аутического спектра;

•увеличения на 80% риска мертворождения;

•развития кардиоваскулярной патологии, возникновения тревожных и биполярных аффективных  расстройств  в зрелом возрасте.

   Новизной разработанной психотехнологии профилактики негативного влияния пренатального стресса на формирование физического и психического здоровья ребенка является использование в режиме биологической обратной связи (БОС) приемов ускоренного освоения диафрагмально – релаксационного типа  дыхания, осуществляемого на фоне одновременного антистрессового целенаправленного воздействия на первую и вторую сигнальные системы беременной.

   Конструктивное оформление разработки реализовано (см. фото) в виде настольного портативного тренажера, выполненного в виде закрепленной на валу микроэлектродвигателя полой сферической конструкции, ребра жесткости которой снабжены светодиодами различного спектра светового излучения. Включение микроэлектродвигателя осуществляется синхронно ритму дыхания пользователя с помощью фиксируемого на поясе сенсора диафрагмального дыхания. Такое конструктивное решение обеспечивает реализацию принципа дыхательного БОС-тренинга. На такте «вдоха» сфера неподвижна, а на такте удлиненного «выдоха» и последующей паузы, - в реальном трехмерном пространстве начинает вращаться  светящийся красочный многоцветный шар. Отражение ритма дыхания беременной в «физиологическом зеркале» респираторно - синхронизированных красочных динамичных визуальных стимулов способствует ускоренному общедоступному освоению приемов антистрессового диафрагмально – релаксационного типа дыхания.

  Техническим решением разработки предусмотрена фиксация на шаре трогательной фотографии малыша, визуализируемой на такте «вдоха» и невидимой, из-за вращения шара, на такте «выдоха». На фотографию нанесен фотохромным карандашом невидимый при обычном освещении и ярко флуоресцирующий, при освещении светодиодом ультрафиолетового спектра излучения, текст  аффирмаций антистрессовой смысловой направленности (Чаусовский Г., 2009).

   Характерно, что визуализация трогательных фотографий малышей способствует отвлечению от стрессогенного стиля мышления. Экспериментально, с помощью использования метода магнитно-резонансной томографии (МРТ), подтверждено (Дайер Р., 2012; Карл А., 2014; Nittono X., 2015), что визуализация трогательных фотографических образов малышей  способствует снижению активности в миндалевидном теле – области мозга, определяющей реакцию на стресс

 В комплект разработки входит также наушник с миниатюрными звуковым усилителем и вставляемым в носовой ход микрофоном (Чаусовский Г., 208), что позволяет в реальном режиме времени осуществлять акустический мониторинг ритма дыхания и одновременно реализовывать приемы монауральной аутосуггестии для стабилизации эмоционального состояния.

   Таким образом, предложенная разработка, конструктивно реализованная в виде портативного настольного тренажера, обеспечивает достижение следующих положительных эффектов:

•повышение эффективности совладения с пренатальным стрессом за счет осуществления антистрессового дыхательного БОС-тренинга на фоне одновременного воздействия на первую и вторую сигнальные системы беременной;

•ускоренное освоение навыков адекватного поведения в психотравмирующих ситуациях;

•минимизации риска формирования тератогенных эффектов, обусловленных пренатальным стрессом.

    Разработка общедоступных инструментальных средств индивидуальной психогигиены для беременных имеет существенное медико – социальное значение, т.к. профилактика негативного влияния пренатального стресса является существенной компонентой успешного  осуществления комплексных мероприятий , направленных на обеспечение здоровья будущего поколения.

 

 

 

 

Полная версия публикации


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама