Рейтинг
Порталус

Разработан новый метод психофизиологического мониторинга уровня бодрствования водителя и технического состояния транспортного средства На фото: Разработан новый метод психофизиологического мониторинга уровня бодрствования водителя и технического состояния транспортного средства, автор: 645866

Публикация №1436814645 13 июля 2015

 

Чаусовский Григорий Александрович, старший научный сотрудник, г. Запорожье

 

     Известно, что в мире  ежеминутно в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) погибает 12 человек (Сагир Д., 2009), а ежегодный ущерб от транспортных аварий достигает 500 миллиардов долларов (Нургалиев Р., 2009), причем более 70% ДТП происходите по вине человека (Шахнарович В., 2007).

    Новизной разработанного метода является создание возможности активации внимания водителя в процессе управления автомобилем одновременно как на человеческий, так и технический факторы формирования высокого риска развития дорожно – транспортного происшествия (ДТП).

   Конструктивное оформление разработки реализовано (см.фото) в виде миниатюрного электронного аппликатора, фиксируемого на рулевом колесе любого транспортного средства. Аппликатор снабжен сенсорами частоты подруливания рулевым колесом и возникновения его механических вибраций. Техническим решением разработки предусмотрена одновременная световая (в диапазоне синего спектра светового излучения) и вибротактильная сигнализация выхода контролируемых параметров за диапазон допустимых (с точки зрения безаварийности эксплуатации транспортного средства) величин.

     Аппликатор рулевого колеса аппликатор генерирует сигнальную информацию, в виде вибротактильного стимула и зажигания яркого синего светодиодного излучателя при развитии следующих самых начальных стадий предаварийных ситуаций:

•снижении частоты и  амплитуды подруливаний водителем рулевым колесом до показателей, характерных   для состояния утомления и развития начальных  стадий дремотного состояния;

•возникновении потенциально опасных вибраций и стуков на рулевом колесе, указывающих на высокий риск возникновения ДТП из – за технических причин (колесного дисбаланса, дефектов тормозных колодок или дисков, деформации ступицы колеса, ослабления крепления рулевого механизма и т.д.).

    Выбор в качестве светового сигнализатора  светодиода синего спектра излучения обусловлен тем, что именно этот оптический спектр характеризуется инициированием у водителя  весьма  значимы для успешной профилактики ДТП следующих физиологически откликов (Taillard J 2012 ):

• активации концентрации внимания;

• повышения уровня бодрствования и работоспособности;

   Предусмотренная техническим решением разработки дополнительная вибротактильная сигнализация, характеризующаяся минимальным отвлечением от управления автомобилем, повышает надежность формирования эффекта активации внимания водителя на  факторы, инициирующие процессы развития ДТП.

             Предложенная разработка, реализованная в виде аппликатора для рулевого колеса любого транспортного средства, наделена функцией активации внимания водителя на  развитие самых начальных стадий предаварийных процессов, обусловленных как человеческим, так и техническим факторами. Это расширяет возможность своевременного выявления  ранних предвестников высокой вероятности развития ДТП и  осуществления общедоступными приемами  профилактики их возникновения.                 

          Разработка технических систем мониторинга в реальном режиме времени психофизиологического состояния водителя  имеет существенное социальное значение. По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно в мире в автомобильных авариях погибает более 1,3 млн. человек и к 2030-му году дорожные аварии станут главной причиной смерти, превысив смертность от эпидемий самых опасных болезней.

 

 

Полная версия публикации


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама