Разработан новый метод психофизиологического мониторинга уровня бодрствования водителя и технического состояния транспортного средства
Публикация №1436814645 13 июля 2015 / Чаусовский Григорий Александрович
Чаусовский Григорий Александрович, старший научный сотрудник, г. Запорожье Известно, что в мире ежеминутно в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) погибает 12 человек (Сагир Д., 2009), а ежегодный ущерб от транспортных аварий достигает 500 миллиардов долларов (Нургалиев Р., 2009), причем более 70% ДТП происходите по вине человека (Шахнарович В., 2007). Новизной разработанного метода является создание возможности активации внимания водителя в процессе управления автомобилем одновременно как на человеческий, так и технический факторы формирования высокого риска развития дорожно – транспортного происшествия (ДТП). Конструктивное оформление разработки реализовано (см.фото) в виде миниатюрного электронного аппликатора, фиксируемого на рулевом колесе любого транспортного средства. Аппликатор снабжен сенсорами частоты подруливания рулевым колесом и возникновения его механических вибраций. Техническим решением разработки предусмотрена одновременная световая (в диапазоне синего спектра светового излучения) и вибротактильная сигнализация выхода контролируемых параметров за диапазон допустимых (с точки зрения безаварийности эксплуатации транспортного средства) величин. Аппликатор рулевого колеса аппликатор генерирует сигнальную информацию, в виде вибротактильного стимула и зажигания яркого синего светодиодного излучателя при развитии следующих самых начальных стадий предаварийных ситуаций: •снижении частоты и амплитуды подруливаний водителем рулевым колесом до показателей, характерных для состояния утомления и развития начальных стадий дремотного состояния; •возникновении потенциально опасных вибраций и стуков на рулевом колесе, указывающих на высокий риск возникновения ДТП из – за технических причин (колесного дисбаланса, дефектов тормозных колодок или дисков, деформации ступицы колеса, ослабления крепления рулевого механизма и т.д.). Выбор в качестве светового сигнализатора светодиода синего спектра излучения обусловлен тем, что именно этот оптический спектр характеризуется инициированием у водителя весьма значимы для успешной профилактики ДТП следующих физиологически откликов (Taillard J 2012 ): • активации концентрации внимания; • повышения уровня бодрствования и работоспособности; Предусмотренная техническим решением разработки дополнительная вибротактильная сигнализация, характеризующаяся минимальным отвлечением от управления автомобилем, повышает надежность формирования эффекта активации внимания водителя на факторы, инициирующие процессы развития ДТП. Предложенная разработка, реализованная в виде аппликатора для рулевого колеса любого транспортного средства, наделена функцией активации внимания водителя на развитие самых начальных стадий предаварийных процессов, обусловленных как человеческим, так и техническим факторами. Это расширяет возможность своевременного выявления ранних предвестников высокой вероятности развития ДТП и осуществления общедоступными приемами профилактики их возникновения. Разработка технических систем мониторинга в реальном режиме времени психофизиологического состояния водителя имеет существенное социальное значение. По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно в мире в автомобильных авариях погибает более 1,3 млн. человек и к 2030-му году дорожные аварии станут главной причиной смерти, превысив смертность от эпидемий самых опасных болезней.
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK