Рейтинг
Порталус

ДИССЕРТАЦИЯ МИРОШНИК И.М. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ УЧАЩИМИСЯ

Дата публикации: 30 июня 2015
Автор(ы): Ирина Макаровна МИРОШНИК
Публикатор: КООРДИНАТОР
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ Психология личности →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1435660254


Ирина Макаровна МИРОШНИК, (c)

Сайт автора: http://coordination.my1.ru/

Прикреплённый файл - ДИССЕРТАЦИЯ МИРОШНИК И.М. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ УЧАЩИМИСЯ

Загрузить Автор: КООРДИНАТОР (загружен: 30 июня 2015)



"Золотая коллекция" Порталуса / PORTALUS.RU-1435660254

Впервые в Интернете:

защищенная 30 лет назад и все более актуальная, инновационная диссертационная работа Ирины Макаровны Мирошник (Москва, НИИ ОПП АПН СССР, 1990 г.), в которой, в частности, впервые:

на большой выборке испытуемых (более 600 человек) разных возрастных групп установлена закономерная, статистически значимая взаимосвязь музыки - эмоции - цвета;

впервые экспериментально доказано, что эмоции опосредуют избирательное согласование цвета и музыки;

была экспериментально доказана возможность применения цветового ряда (например, цветовых карт Люшера) для оценки характера музыкальной композиции и установления статистически значимого соответствия (координации) между психоэмоциональными состояниями человека (ребенка и взрослого) цветом и музыкой;

было впервые доказано, что в дошкольном (начиная с 3-4 лет) и младшем школьном возрасте проявляется феномен звуко-цветового симультанирования (ЗЦС), определяемый И.М.Мирошник как имманентная (врождённая) синестетическая способность ребенка осуществлять в процессе музыкально-цветового восприятия, при одновременном предъявлении музыкально-звукового и ряда цветовых стимулов, эмоционально опосредованное, избирательное согласование (координацию) элементов цветового ряда с возникшим в процессе цветомузыкальной перцепции эмоциональным состоянием (настроением), соответствующим характеру звучащей музыки;

было теоретически обосновано и экспериментально доказано положение о том, что в процессе звуко-цветового симультанирования в формировании интермодальных зрительно-слуховых представлений роль опосредствующего звена играют первичные глубинные эмоциональные реакции ("эмоционально-аффективный код"), возникающие на уровне чувственного мышления, которое как в онто-, так и в антропогенетическом аспекте предшествует вербализованной семантике;

в математической экспликации феномен звуко-цветового симультанирования может быть представлен как композиция отображений, в которой эмоциональное отношение (единый эмоционально-аффективный код) выступает как опосредствующее звено в отображении множества музыкальных композиций во множестве цветовых решений;

на основе открытого И.М.Мирошник феномена звуко-цветового симультанирования (ЗЦС) была впервые исследована возрастная динамика межчувственных синестетических кросс-модальных координаций в процессе музыкально-перцептивной деятельности (от 3-4 лет до 12-13 лет);

было экспериментально доказано, что способность синестетической (зрительно-слуховой) кроссмодальной координации имманентно присуща ребенку, то есть является врождённой;

было впервые доказано, что в процессе социализации при стандартных условиях развития ребенка эта имманентная способность межчувственной координации, проявляющаяся в феномене ЗЦС, ослабевает, причем, как в общеобразовательных так и в специальных музыкальных школах;

было проведено исследование воздействия социально-психологических факторов на возрастную динамику кроссмодальной селективной координации, оцененную по методике ЗЦС и выявлены 4 группы педагогов:

- педагоги 1 группы (фасилитаторы эмоционально-образного, рационально-логического и сенсомоторного компонентов музыкально-исполнительской деятельности), использующие творческие методы в обучении, повышают естественную (первичную) креативность и стимулируют нейропластичность ЦНС учащихся;

- педагоги 2 группы (фасилитаторы эмоционально-образного и рационально-логического компонентов музыкально-исполнительской деятельности), не систематично использующие творческие методы, незначительно повышают естественную (первичную) креативность и стимулируют нейрональную пластичность ЦНС учащихся;

- педагоги 3 группы (ингибиторы эмоционально-образного компонента, фасилитаторы рационально-логического и сенсомоторного компонентов музыкально-исполнительской деятельности) - понижают уровень первичной креативности учащихся;

- педагоги 4 группы (ингибиторы творческой активности - «перманентный стресс-фактор»), не использующие творческие методы, блокируют первичную креативность учащихся и процессы естественной нейрональной пластичности;

было экспериментально подтверждено, что способность синестетической межчувственной кроссмодальной координации может быть восстановлена и развита с помощью специальных развивающих методик, например, разработанной И.М.Мирошник методики звуко-цветового симультанирования (ЗЦС) и методики цветовой актуализации эмоционально-образных представлений в музыкально-перцептивной деятельности.

В диссертационном исследовании (И.М.Мирошник, 1983-1990) был разработан ряд авторских методик: Звуко-цветовое симультанирование (ЗЦС), Темброво-колористическая инструментовка, Образ движения, Аудио-визуальное симультанирование (АВС), модифицированная методика личностных конструктов Келли для вербальной оценки сходства и различия невербальных слуховых и зрительных художественных образов. Результаты экспериментальных исследований личностного фактора в координации музыкально-перцептивной деятельности с применением этих методик были впервые доложены на расширенных заседаниях лаборатории психологии личности НИИ ОПП АПН СССР в 1986 г. (Ввиду ограничения по объему диссертационной работы в нее не были включены все проведенные исследования).

В целом, разработанный И.М.Мирошник, метод координации комплементарных противоположностей позволяет устанавливать статистически значимые соответствия между комплементарными стимулами: разнохарактерными художественными образами, цветом, тембрами музыкальных инструментов, невербальными и вербальными характеристиками (дескрипторами), выражающими многообразие состояний и свойств человека. Метод координации Мирошник оказался весьма эффективным для создания психотехнологий развития личности, психокоррекции и психотерапии.

На основе диссертационного исследования И.М.Мирошник в 1990 году (совместно с к.т.н. Е.В.Гаврилиным) была начата разработка первой системы компьютерной цветомузыкальной психотерапии "Тоника", реализованной на стандартном персональном компьютере класса IBM PC/AT, DOS, опытный образец которой был создан к концу 1991 года. В период с 1992 по 1994 годы система "Тоника" успешно прошла клиническую апробацию в сомато-психиатрическом отделении Московского НИИ Скорой помощи им. Н.В.Склифосовского. На основе компьютеризированной психодиагностики пациента по модифицированному невербальному цветовому тесту Люшера и вербальному тесту «Супос-8» система «Тоника» автоматически формировала (по методу координации Мирошник) и воспроизводила индивидуальную музыко-цвето-терапевтическую программу, обеспечивающую направленную регуляцию психоэмоционального состояния пациента с помощью художественных образов его исходного и желаемого состояний, а также мотивационного эффекта психометрической обратной связи. В системе "Тоника" реализован, разработанный на основе диссертационного исследования И.М.Мирошник, инновационный "Способ направленной регуляции психоэмоционального состояния человека" (Патент РФ на изобретение №2033818, 1993), который открыл новую рубрику в реестре изобретений РФ и позднее был представлен в рамках единой российской экспозиции на международной выставке инноваций "Брюссель-Эврика-98" и удостоен почетного диплома и бронзовой медали.

Для создания базы аудиовизуальных терапевтических композиций в системе "Тоника" были запрограммированы на синтезаторе 96 коротких разнохарактерных аудиовизуальных композиций (АВК) в 24 тональностях на темы ХТК И.С.Баха (в обработке И.М.Мирошник), которые воспроизводились с помощью персонального компьютера. Для генерации видеоряда в реальном масштабе времени использовались цвето- динамические фрактальные образы, скоординированные в реальном масштабе времени с характером и метроритмическим рисунком музыкальных композиций (аналогично, но на восемь-десять лет позже сделали визуализацию в музыкальных проигрывателях WINAMP, CREATIVE, MICROSOFT, RealOne и других). Для направленной регуляции психоэмоционального состояния человека (в режимах релаксации, мобилизации, оптимизации) по принципу гармонической комплементарности И.М.Мирошник осуществлялась модуляция цвета и музыкальных тональностей в последовательности аудиовизуальных композиций, которые назначались по результатам психодиагностики ( цветовой тест Люшера, вербальный тест "Супос- 8" Микшика) с координирующей обратной связью.

В дальнейшем И.М.Мирошник был разработан метод Арома - Звуко-Цветовой координации (АЗЦК), который является экспликацией метода координации комплементарных противоположностей. По методу арома-звуко-цветовой координации (АЗЦК), в соответствии с законом хиазмы и ее обращения (И.М.Мирошник), осуществляется попарная перекрестно-модальная селективная координация комплементарных рядов разнохарактерных эстетических стимулов (ароматических, музыкальных, цветовых, изобразительных, тактильных, вкусовых) между собой и/или с актуальными и потенцируемыми психоэмоциональными состояниями, объективированными с помощью вербальных и невербальных психодиагностических методик с обратной связью, например, «Супос-8» О.Микшика, цветового теста Люшера и др. Возникающие в сенсорно-перцептивной деятельности эмоциональное отражение и его обращение (по закону хиазмы и ее ре-волюции) порождают синестетические межчувственные явления на уровнях экстеро- интеро- и проприорецепции. Такое синестетическое эмоциональное обращение экстероцептивных, интероцептивных (органических) и проприоцептивных ощущений открывает новые возможности для немедикаментозных, системных психофизиологических воздействий в процессе медико-психологической реабилитации и раскрывает психофизиологические механизмы, обеспечивающие мощный терапевтический эффект.

Применение разработанных И.М.Мирошник методик координационной кроссмодальной терапии (звуко-цветовой, аудио-визуальной, арома-звуко- цветовой симультанной координации и др.) стимулирует процессы динамической селективной рекомбинации нейронных сетей с целью восстановления утраченных синестетических координационных способностей и первичной креативности. В процессе координационной кроссмодальной терапии Мирошник субъект координации, используя одновременно не менее двух из пяти органов чувств, координирует интермодальные эстетические стимулы и приобретает новый сенсорный и эмоционально-когнитивный опыт. В результате происходит отчетливая стимуляция нейропластичности в ЦНС. Мозг производит нейротрофины (факторы роста нервной ткани) и создает новые нейрональные контуры, улучшающие память, когнитивную деятельность и креативное мышление, гармонизирующие психоэмоциональное состояние. Перекрестно- обращенная координация образной и вербальной систем репрезентации, кроссмодальная селективная координация комплементарных ощущений и представлений в процессе сенсорно-перцептивной и эмоционально-когнитивной деятельности развивают творческое воображение, интуицию, эмоциональную отзывчивость, продуктивное мышление, когнитивные и креативные координационные способности, создают условия для потенцирования позитивных психосоматических, психоэмоциональных состояний и психических свойств.

На основе диссертационных теоретико-экспериментальных исследований, И.М.Мирошник были разработаны Координационная парадигма развития (КПР) и инновационная Система психологической координации с мотивационным эффектом обратной связи (СПК), которые являются методологическим и методическим базисом персонализированной психологической помощи, включающей инновационные технологии Личностно-ориентированной компьютеризированной психокоррекции и психотерапии (ЛОК-терапии), Рекреативной эстетической психокоррекции, Координационной кроссмодальной терапии, библио-кинотерапии, мультимедийного «Интерактивного психологического театра» и др. технологий, высокая эффективность которых доказана многолетним опытом работы лечебно-оздоровительных учреждений.

ССЫЛКА НА ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ДИССЕРТАЦИи МИРОШНИК И.М. ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНОГО ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ УЧАЩИМИСЯ

https://files.portalus.ru/files/1564134443.pdf

Опубликовано на Порталусе 30 июня 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): кроссмодальная координация, музыка-эмоция-цвет,синестетическая способность, кроссмодальная координация, звуко-цветовое симультанирование, музыкально-цветовое восприятие, музыка эмоция цвет, цветомузыкальная перцепция



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама