Рейтинг
Порталус

Новый метод инструментального психофизиологического тренинга для гармонизации утреннего пробуждения в целях адекватного восприятия текущих жизненных проблем

Дата публикации: 05 декабря 2015
Автор(ы): Чаусовский Г.А.
Публикатор: Чаусовский Григорий Александрович
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1449341264


Чаусовский Г.А., (c)

На фото: Новый метод инструментального психофизиологического тренинга для гармонизации утреннего пробуждения в целях адекватного восприятия текущих жизненных проблем, автор: 645866

Постепенно под влиянием факторов социально-политического и национального движения развивалось этническое самосознание белорусской интеллигенции. Усиливался ее интерес к самобытным, национальным, особенностям своего народа. Началось не только изучение, но и популяризация его устного творчества, обрядов и обычаев. Появляются литературные произведения на белорусском языке. Этнографическое изучение края дало много фольклорных и устно-поэтических произведений, которые отражали тяжелую картину жизни крепостного белорусского крестьянина, его стремление к свободе и лучшей доле. Характерным в этом плане является, в частности, антикрепостническое стихотворение Павлюка Багрима «Заиграй, заиграй, хлопча малы». Выдающимися памятниками литературы первой половины XIX в. являются анонимные шуточные поэмы «Энеида навыварат» и «Тарас на Парнасе», где во всей красе и силе зазвучал колоритный, живой язык белорусского народа. В первой — обрисованы детали социальных отношений того времени, разоблачены жестокость и деспотизм крепостников. Автор второй поэмы описывает быт, делает юмористические, но вполне реальные зарисовки из крестьянской жизни. Значительную роль в становлении белорусской литературы сыграли писатели, собиратели фольклора и ревнители народного слова Ян Борщевский. Ян Чечет. Александр Рыпинский и др. В своих произведениях этого периода они сочувствовали «бедным мужикам», пропагандировали положительные морально-нравственные принципы жизни простых людей. Из фило-матской среды вынес интерес к белорусскому языку и фольклору Я. Чечет. В 1837—1846 гг. он издал шесть фольклорных сборников под названием «Деревенские песни», которые стали весомым вкладом в белорусо-ведение. А. Рыпинский был автором исследования национального фольклора—«Беларусь». В 1844— 1846 гг. Я. Борщевский издал четырехтомный сборник «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах». Существовали и другие подобные произведения. Убежденным защитником простого белорусского крестьянина и его самобытного языка выступил В. Ду-нин-Марцинкевич. Его социальные взгляды в первой половине творческого пути содержали идеи либерального просветительства, всеобщего гуманизма. Как и его современники, он был тесно связан с польской культурной средой, в ее традициях начинал свою литературную деятельность, однако уже его «Идиллия» (1846) была двуязычной. В ней, как в жизни, паны говорят на польском, а мужики — на белорусском языке. В так называемую «оттепель» 1850-х гг. В. Дунин-Марцинкевич издал «Гапон», «Вечерницы», «Интересуешься? — Прочти!», «Дударь белорусский» и др. В них он опоэтизировал белорусского крестьянина, создал запоминающиеся образы людей из простого народа, воплощавшие его лучшие черты. Вместе с В. Ваньковичем, Я. Дамелем, А. Шемешем и другими литераторами В. Дунин-Марцинкевич участвовал в литературно-художественной и культурной жизни Минска 40—50-х гг. XIX в. Вокруг него группировалась минская интеллигенция: педагог и поэт И. Лего-тович, беллетрист Ю. Гарайн, композитор К. Кжижановский. В его доме бывали В. Сырокомля. С. Мо-нюшко, К. Тышкевич. Оппозиционные, антикрепостнические настроения, сочувствие тяжелой доле народа стали лейтмотивом произведений Ф. Савича, И. Леготовича. В. Сыро-комли. В. Коротынского, а также сочинений «Мачеха» Адели из Устрони. «Вечереет» Г. Марцинкевича. анонимных — «Беседы Данилы со Степаном». «Весна гола перепала». Правда, некоторые из этих литераторов упрощенно видели причины тяжелого положения белорусского народа. Тот же В. Сырокомля (наст. Лгод-вик Кондратович) писал: «Лягчэй будзе сэрцу, як зпне маскаль». В 1830-х гг. в Беларуси стали создаваться публичные библиотеки, куда поступали книги, издававшиеся в России, Польше. Западной Европе. Активными центрами распространения культуры становились библиотеки при учебных заведениях. Разнообразной была литература, издававшаяся в местных казенных, церковных и частных типографиях. В 1801—1832 гг. их было 36. в 1833—1860 гг.— 21. Частные типографии выпускали около 30% всех печатных изданий. В культуре Беларуси первой половины XIX в. значительное место принадлежало театру. Развивалось как любительское, так и профессиональное театральное искусство. Однако в первой трети XIX в. белорусский театр оставался двуязычным: постановки осуществлялись на польском и русском языках, ставились пьесы польских авторов. В 30-е гг. польский язык стал вытесняться из театра и заменяться русским. Любительский театр был популярным в средних социальных слоях, среди мелкого дворянства, чиновничества. Он стал предтечей белорусского национального театра. Знаменательной датой в истории белорусского театра принято считать 23 сентября 1841 г., когда состоялась премьера комической оперы «Рекрутский еврейский набор». Музыку к ней написали С. Монюшко и К. Кжижанов-ский, а либретто — В. Дунин-Марцинкевич. В конце XVIII — первой половине XIX в. в Беларуси успешно развивались живопись, графика, декоративно-прикладное и монументально-декоративное искусство, скульптура. Живопись и графика носили преимущественно светский характер, были разнообразными в жанровом отношении. Портреты, пейзажи, натюрморты, исторические и бытовые полотна и зарисовки отражали самобытный облик людей, края, его природы, истории. Известными художниками этого времени были В. Дмоховский, К. Кукевич. А. Бар-тельс, Ю. Корчевский, К. Русецкий. Я. Дамель. Я. Су-ходольский, М. Кулеша, Н. Орда. Последний создал около 500 акварелей с натуры, на которых запечатлены памятники архитектуры: замки, дворцы, площади и улицы городов, исторические места и т. п. Этим он оказал неоценимую услугу истории белорусской культуры. Всемирную известность приобрела литография минчанина Ю. Азембловского «Белорусский раб» («Славянский невольник»). Ее демонстрировал на своих лекциях в Париже Адам Мицкевич, о ней как о резком протесте против крепостничества писал в 1853 г. А. Герцен. В живописи первой половины XIX в. выделялись два стиля: традиционный классицизм (виленская школа) и новое, романтическое направление, которое узаконивало свободу творчества, ломало устоявшиеся стереотипы и каноны. Романтические веяния затронули архитектуру Беларуси. Они проявились в неоготическом облике Кри-чевского и Косовского дворцов и особенно в пейзаж-но-парковом искусстве (Гомельский. Логойский, Жи-личский, Совейковский парки). Создавались они по принципу свободной композиции с искусственными руинами, гротами, каскадами и водопадами. Развитие архитектуры в большей мере определялось строительством дворцов, культурных сооружений, крепостей. Для них были характерны монументальность форм, богатство и пышность интерьеров, распространенность галерей и портиков с колоннами. В стиле классицизма были выстроены дворец-усадьба П. Румянцева-Задунайского в Гомеле, монументальный собор Петра и Павла в Гомеле, костел в Щучине и др. В связи с важным стратегическим положением Беларуси, в первой половине XIX в. развернулось строительство крепостей.

Опубликовано на Порталусе 05 декабря 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): утреннее пробуждение, гармонизация



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама