Главная → ПСИХОЛОГИЯ → МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ. ПОРЯДОК РАБОТЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН СОВЕРШЕННОГО СУИЦИДАЛЬНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ
Дата публикации: 11 января 2016
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ →
Источник: (c) На страже Родины, 09-07-99 →
Номер публикации: №1452502062
Отдел психологической работы Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ. ПОРЯДОК РАБОТЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН СОВЕРШЕННОГО СУИЦИДАЛЬНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ
"Самоубийство - психологическое явление, и ЧТОБЫ понять его, нужно понять душевное состояние человека, который решил покончить с СОБОЙ. Самоубийство совершается в особую, исключительную минуту жизни, когда черные волны заливают душу и теряется всякий луч надежды".
Н.А.Бердяев.
Одним из наиболее трагических видов общественного поведения, связанного с потерей смысла жизни, является суицид.
Самоубийство - это добровольный уход из жизни на почве нравственно не одобряемой социумом причины, обусловленной кризисом микросоциальной сферы личности, приводящим к потере ценностей реальной жизни и подавляющим инстинкт самосохранения.
Преодоление суицидальных намерений - одно из наиболее сложных направлений практической работы всех должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации.
Формы проявления суицидального поведения могут быть внутренними и внешними.
К внутренним формам можно отнести антивитальные представления (размышления об отсутствии ценности жизни), пассивные суицидальные мысли, суицидальные замыслы, намерения.
Внешними формами принято считать суицидальные высказывания, попытки, завершенный суицид.
Главную роль в возникновении суицидально опасной ситуации играют социально-ситуационные факторы, личностные причины, конфликты, социально-психологическая дезадаптация и потеря социального статуса личности.
Истинное суицидальное поведение человека характеризуется устойчивостью замысла, целенаправленностью действий, связанных с сознательным желанием лишить себя жизни.
Как показывает практика, мерами организационного и воспитательного характера возможно предотвращение многих суицидов на стадии формирования суицидальных замыслов.
В интересах выработки наиболее эффективных мер в профилактике самоубийств прежде всего необходимо разобраться в причинах и условиях их совершения.
Работа офицера в соединении (части) осуществляется на основе плана-задания.
Этот план является алгоритмом действия при расследовании суицидального происшествия.
1
При анализе истинных причин совершения самоубийства изучаются:
условия воспитания военнослужащего (неполная, неблагополучная семья, воспитывался без родителей);
наличие конфликтов и напряженности в семье военнослужащего;
характер переписки с родителями и. близкими, наличие в ней сообщений стрессового характера;
наличие фактов суицидальных попыток, заявления или высказывания суицидального характера;
были ли факты суицидов или суицидальных попыток у родственников военнослужащего;
имели ли место черепно-мозговые травмы, психическое заболевание или инфекционное заболевание головного мозга;
выясняется социально-психологический статус и оценивается уровень нервно- психической устойчивости в соответствии с данными разделов карты профессионального психологического отбора;
выявляется нервно-психическая неустойчивость (НПН) при изучении военнослужащего в части;
при наличии перевода суицидента из части в часть изучается вывод о риске суицидальности в заключении об индивидуально-психологических качествах военнослужащего, составляемом согласно требованиям Директивы министра обороны Российской Федерации 1997 г. Д-18;
уясняется место и роль военнослужащего в неформальной структуре воинского коллектива (лидер отрицательной направленности, отверженный, униженный и т.п.);
особенности поведения суицидента накануне самоубийства (изменение стереотипа поведения, раздача или дарение личных вещей, отдача долгов, прощальные действия);
содержание предсмертной записки, если таковая имелась.
При оценке работы должностных лиц по предупреждению самоубийств особое внимание обратить:
был ли военнослужащий в группе, требующей повышенного психолого- педагогического внимания;
осуществлялось ли психолого-педагогическое сопровождение суицидента, кем конкретно оно осуществлялось:
как выполнялись должностными лицами рекомендации психолога по работе с военнослужащим, совершившим самоубийство;
место и роль основных должностных лиц по формированию здоровой социально-психологической обстановки в части, подразделении, где проходил службу суицидент;
данные о психологе, изучавшем суицидента (или отсутствие его в части по штату, при наличии вакантной должности психолога указать причины наличия вакансии);
перечень должностных лиц, подписавших вывод о риске суицидальности в заключении об индивидуально-психологических качествах;
наименование военного комиссариата, проводившего психологическое (психофизиологическое) обследование и социально-психологическое изучение суицидента;
принимаемые командованием меры по устранению административно- управленческих причин суицидального происшествия.
При этом внимательно изучаются: личное дело (на офицера, прапорщика); карта профессионального психологического отбора; служебная характеристика; служебная карточка; медицинская книжка; результаты работы штатной (нештатной) группы профессионального психологического отбора в соединении, части;
наличие рекомендаций (письменных) психолога командирам (начальникам) в отношении суицидента.
Личный вклад должностных лиц по недопущению влияния отрицательных факторов обстановки на формирование суицидальных намерений целесообразно анализировать по приводимой ниже схеме.
В вертикальной колонке данной таблицы обозначены отрицательные факторы, которые приводят к суицидальным происшествиям. в горизонтальной плоскости анализируется вклад в предупреждение самоубийств результатов деятельности изучаемого должностного лица, по итогам анализа можно сделать вывод о роли и значении соответствующих должностных лиц в профилактике суицидальных происшествий в данной части (вклад каждого должностного лица может оцениваться в 5-балльной системе).
При анализе психологической работы учесть:
уровень организации психологической работы соответствующими должностными лицами (командиром части, заместителем командира части по воспитательной работе);
наличие в части психолога, уровень его базового образования, опыт и стиль работы;
количество личного состава, прошедшего изучение индивидуально- психологических особенностей, порядок и корректность определения категорий личного состава, требующего повышенного психолого-педагогического внимания;
организация и качество работы по диагностике суицидального риска, психологическому сопровождению и психокоррекции лиц, имеющих суицидальные намерения;
практика обследования военнослужащих 3-й и 4-й групп НПН, имеющих риск суицидальности. у специалистов медицинской службы, взаимодействие с ними по этим вопросам военного психолога;
роль и значение окружного (флотского) кабинета медико-психологической коррекции и реабилитации военнослужащих с высоким суицидальным риском.
по итогам расследования готовится доклад, в котором указывается:
место и обстоятельства совершения суицидального происшествия;
социально-биографические сведения о суициденте;
индивидуально-психологические особенности и социально-психологическая характеристика суицидента, его деловые и моральные качества;
личностные и административно-управленческие причины суицидального происшествия в порядке их значимости для совершения суицидального действия;
конкретные должностные лица. недостатки в работе которых позволили реализоваться суицидальным намерениям военнослужащего, конкретное и обоснованное содержание упущений в выполнении своих служебных обязанностей перечисленных должностных лиц;
принятые меры по факту суицидального происшествия, решение о наказании виновных должностных лиц;
перечень мероприятий, проведенных в целях профилактики суицидальных происшествий в части, снижения влияния отрицательных факторов, формирующих суицидальные намерения, разъяснения требований министра обороны Российской Федерации, начальников ГШ ВС РФ, ГУВР ВС РФ по недопущению гибели личного состава, в том числе в результате самоубийств.
Изложенные рекомендации по выявлению причин самоубийств не ограничивают и, более того. предполагают инициативу и самостоятельность должностных лиц органов военного управления в интересах более качественного и полного расследования. В процессе этой работы необходим обмен информацией с представителями органов военной прокуратуры и специалистами военно-медицинской службы для профессионально обоснованного и согласованного заключения о причинах и условиях происшедшего случая самоубийства.
Опубликовано на Порталусе 11 января 2016 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK