Рейтинг
Порталус

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ. ПОРЯДОК РАБОТЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН СОВЕРШЕННОГО СУИЦИДАЛЬНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

Дата публикации: 11 января 2016
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Источник: (c) На страже Родины, 09-07-99
Номер публикации: №1452502062



Отдел психологической работы Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ. ПОРЯДОК РАБОТЫ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН СОВЕРШЕННОГО СУИЦИДАЛЬНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

"Самоубийство - психологическое явление, и ЧТОБЫ понять его, нужно понять душевное состояние человека, который решил покончить с СОБОЙ. Самоубийство совершается в особую, исключительную минуту жизни, когда черные волны заливают душу и теряется всякий луч надежды".

Н.А.Бердяев.

Одним из наиболее трагических видов общественного поведения, связанного с потерей смысла жизни, является суицид.

Самоубийство - это добровольный уход из жизни на почве нравственно не одобряемой социумом причины, обусловленной кризисом микросоциальной сферы личности, приводящим к потере ценностей реальной жизни и подавляющим инстинкт самосохранения.

Преодоление суицидальных намерений - одно из наиболее сложных направлений практической работы всех должностных лиц Вооруженных Сил Российской Федерации.

Формы проявления суицидального поведения могут быть внутренними и внешними.

К внутренним формам можно отнести антивитальные представления (размышления об отсутствии ценности жизни), пассивные суицидальные мысли, суицидальные замыслы, намерения.

Внешними формами принято считать суицидальные высказывания, попытки, завершенный суицид.

Главную роль в возникновении суицидально опасной ситуации играют социально-ситуационные факторы, личностные причины, конфликты, социально-психологическая дезадаптация и потеря социального статуса личности.

Истинное суицидальное поведение человека характеризуется устойчивостью замысла, целенаправленностью действий, связанных с сознательным желанием лишить себя жизни.

Как показывает практика, мерами организационного и воспитательного характера возможно предотвращение многих суицидов на стадии формирования суицидальных замыслов.

В интересах выработки наиболее эффективных мер в профилактике самоубийств прежде всего необходимо разобраться в причинах и условиях их совершения.

Работа офицера в соединении (части) осуществляется на основе плана-задания.

Этот план является алгоритмом действия при расследовании суицидального происшествия.

1

При анализе истинных причин совершения самоубийства изучаются:

условия воспитания военнослужащего (неполная, неблагополучная семья, воспитывался без родителей);

наличие конфликтов и напряженности в семье военнослужащего;

характер переписки с родителями и. близкими, наличие в ней сообщений стрессового характера;

наличие фактов суицидальных попыток, заявления или высказывания суицидального характера;

были ли факты суицидов или суицидальных попыток у родственников военнослужащего;

имели ли место черепно-мозговые травмы, психическое заболевание или инфекционное заболевание головного мозга;

выясняется социально-психологический статус и оценивается уровень нервно- психической устойчивости в соответствии с данными разделов карты профессионального психологического отбора;

выявляется нервно-психическая неустойчивость (НПН) при изучении военнослужащего в части;

при наличии перевода суицидента из части в часть изучается вывод о риске суицидальности в заключении об индивидуально-психологических качествах военнослужащего, составляемом согласно требованиям Директивы министра обороны Российской Федерации 1997 г. Д-18;

уясняется место и роль военнослужащего в неформальной структуре воинского коллектива (лидер отрицательной направленности, отверженный, униженный и т.п.);

особенности поведения суицидента накануне самоубийства (изменение стереотипа поведения, раздача или дарение личных вещей, отдача долгов, прощальные действия);

содержание предсмертной записки, если таковая имелась.

При оценке работы должностных лиц по предупреждению самоубийств особое внимание обратить:

был ли военнослужащий в группе, требующей повышенного психолого- педагогического внимания;

осуществлялось ли психолого-педагогическое сопровождение суицидента, кем конкретно оно осуществлялось:

как выполнялись должностными лицами рекомендации психолога по работе с военнослужащим, совершившим самоубийство;

место и роль основных должностных лиц по формированию здоровой социально-психологической обстановки в части, подразделении, где проходил службу суицидент;

данные о психологе, изучавшем суицидента (или отсутствие его в части по штату, при наличии вакантной должности психолога указать причины наличия вакансии);

перечень должностных лиц, подписавших вывод о риске суицидальности в заключении об индивидуально-психологических качествах;

наименование военного комиссариата, проводившего психологическое (психофизиологическое) обследование и социально-психологическое изучение суицидента;

принимаемые командованием меры по устранению административно- управленческих причин суицидального происшествия.

При этом внимательно изучаются: личное дело (на офицера, прапорщика); карта профессионального психологического отбора; служебная характеристика; служебная карточка; медицинская книжка; результаты работы штатной (нештатной) группы профессионального психологического отбора в соединении, части;

наличие рекомендаций (письменных) психолога командирам (начальникам) в отношении суицидента.

Личный вклад должностных лиц по недопущению влияния отрицательных факторов обстановки на формирование суицидальных намерений целесообразно анализировать по приводимой ниже схеме.

В вертикальной колонке данной таблицы обозначены отрицательные факторы, которые приводят к суицидальным происшествиям. в горизонтальной плоскости анализируется вклад в предупреждение самоубийств результатов деятельности изучаемого должностного лица, по итогам анализа можно сделать вывод о роли и значении соответствующих должностных лиц в профилактике суицидальных происшествий в данной части (вклад каждого должностного лица может оцениваться в 5-балльной системе).

При анализе психологической работы учесть:

уровень организации психологической работы соответствующими должностными лицами (командиром части, заместителем командира части по воспитательной работе);

наличие в части психолога, уровень его базового образования, опыт и стиль работы;

количество личного состава, прошедшего изучение индивидуально- психологических особенностей, порядок и корректность определения категорий личного состава, требующего повышенного психолого-педагогического внимания;

организация и качество работы по диагностике суицидального риска, психологическому сопровождению и психокоррекции лиц, имеющих суицидальные намерения;

практика обследования военнослужащих 3-й и 4-й групп НПН, имеющих риск суицидальности. у специалистов медицинской службы, взаимодействие с ними по этим вопросам военного психолога;

роль и значение окружного (флотского) кабинета медико-психологической коррекции и реабилитации военнослужащих с высоким суицидальным риском.

по итогам расследования готовится доклад, в котором указывается:

место и обстоятельства совершения суицидального происшествия;

социально-биографические сведения о суициденте;

индивидуально-психологические особенности и социально-психологическая характеристика суицидента, его деловые и моральные качества;

личностные и административно-управленческие причины суицидального происшествия в порядке их значимости для совершения суицидального действия;

конкретные должностные лица. недостатки в работе которых позволили реализоваться суицидальным намерениям военнослужащего, конкретное и обоснованное содержание упущений в выполнении своих служебных обязанностей перечисленных должностных лиц;

принятые меры по факту суицидального происшествия, решение о наказании виновных должностных лиц;

перечень мероприятий, проведенных в целях профилактики суицидальных происшествий в части, снижения влияния отрицательных факторов, формирующих суицидальные намерения, разъяснения требований министра обороны Российской Федерации, начальников ГШ ВС РФ, ГУВР ВС РФ по недопущению гибели личного состава, в том числе в результате самоубийств.

Изложенные рекомендации по выявлению причин самоубийств не ограничивают и, более того. предполагают инициативу и самостоятельность должностных лиц органов военного управления в интересах более качественного и полного расследования. В процессе этой работы необходим обмен информацией с представителями органов военной прокуратуры и специалистами военно-медицинской службы для профессионально обоснованного и согласованного заключения о причинах и условиях происшедшего случая самоубийства.

Опубликовано на Порталусе 11 января 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама