Полная версия публикации №1481458192

PORTALUS.RU РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Буддизм на Цейлоне → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

В. И. КОРНЕВ, Буддизм на Цейлоне [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 11 декабря 2016. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/religion/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1481458192&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 20.04.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

В. И. КОРНЕВ, Буддизм на Цейлоне // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 11 декабря 2016. URL: https://portalus.ru/modules/religion/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1481458192&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 20.04.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

В. И. КОРНЕВ, Буддизм на Цейлоне / http://portalus.ru.



публикация №1481458192, версия для печати

Буддизм на Цейлоне


Дата публикации: 11 декабря 2016
Автор: В. И. КОРНЕВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1481458192 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


В конце I тысячелетия до н. э. буддизм занял господствующее положение среди многочисленных религий Цейлона1 . Буддийские монахи старались убедить население, что совершение культовых церемоний и поклонение местным богам и духам имеют второстепенное значение, ибо эти действия являются не более чем проявлением уважения к Будде, который, мол, персонифицирован в местных божествах, а основная цель верующего - это следование по пути, "указанному" Буддой. Таким образом, буддизм, не вступая в открытое столкновение с местными религиями, пытался придать им новое содержание. В тех местах, где буддийские монахи не встречали сильной оппозиции со стороны жрецов других религий, они создавали монастыри, а затем постепенно подменяли культы местных богов культом будд. Буддийский монастырь становился центром социальной и духовной жизни местного населения, оказывая все большее влияние на жизнь и мысли народа.

Правители цейлонских государств старались превзойти друг друга в покровительстве монастырям, даря им драгоценности, земли, деревни, здания и др. Сангха (буддийская община), со своей стороны, освящала и благословляла царей, венчавшихся на царство. К V в. сангха стала одним из крупнейших землевладельцев острова. Влияние и богатство монастырей позволяли им вмешиваться в общественные и политические дела государства, иногда решительным образом воздействовать на ход событий в стране. Нередко главы крупнейших монастырей становились ближайшими советниками царей, которые в древний и средневековый периоды истории Цейлона играли существенную роль в жизни буддийской общины, являясь ее покровителями. Вызывают интерес некоторые события в истории цейлонского буддизма. Так, в конце I тысячелетия до н. э. там появились последователи различных школ и направлений буддизма, и между ними началось соперничество за влияние, с одной стороны, на широкие слои населения, с другой - на царскую власть. Это соперничество привело к серьезным распрям. Примером может служить история конфликта между двумя крупнейшими монастырями - Махавихарой и Абхаягири. Созданный намного позже Махавихары монастырь Абхаягири стал независимым религиозным центром в I в. до н. э. Оба монастыря пользовались покровительством сингальских монархов, несмотря на разногласия между членами этих монастырей: обитатели Махавихары проповедовали буддизм толка тхеравады и считали истинными только палийские источники, а монахи Абхаягири изучали буддийскую каноническую литературу как на пали, так и на сан-


Окончание. Начало см. "Вопросы истории", 1970, N 12.

1 Подробнее см. Е. С. Семека. История буддизма на Цейлоне. М. 1969.

стр. 128


скрите. В III в. последние объявили махаянистскую работу "Вайтулья питака" истинным учением Будды. В свою очередь, монахи Махавихары заявили, что этот текст является ересью, направленной против дхармы. Царь поддержал монахов из Махавихары и приказал сжечь "Вайтулью питаку", а монахов, проповедовавших ее доктрины, изгнать из монастыря. Однако в дальнейшем монах Сангхамита из монастыря Абхаягири, будучи воспитателем сыновей царя, сумел убедить его разрешить монахам Абхаягири толковать дхарму в соответствии с каноническими текстами на санскрите2 .

Конфликты между сторонниками буддизма толка тхеравады и приверженцами различных школ махаяны происходили во всех крупных монастырях Цейлона. Их результатом было появление новых школ, уход группы монахов из больших монастырей и создание новых общин. Это соперничество, то затихая, то разгораясь, длилось более полутора тысяч лет и закончилось в пользу буддизма толка тхеравады, который, правда, в процессе длительной борьбы адаптировал в своей религиозной практике многие элементы махаянизма. Влияние последнего на сингальский буддизм заметно и сейчас: это культ боддхисатв в храме Валигама, строения девела (храма) для поклонения нагам (змеям), ритуальные шествия, связанные с "зубом Будды", многочисленные праздничные шествия, сопровождавшие перенесение этой буддийской реликвии из одного храма в другой, церемонии для защиты от "злых сил", чтение мантр и т. д.

Любопытна судьба одной из главных святынь буддистов, так называемого "зуба Будды"3 . "Зуб Будды" был доставлен на Цейлон из Индии в начале IV века. Согласно преданию, эта реликвия хранилась у царя государства Калинга, который, потерпев поражение в одном из сражений, передал ее своей дочери Хемамале. Она и ее муж сумели пробраться на Цейлон, где вручили реликвию царю Анурадхапуры Сиримегхаванне. Царь приказал построить для "зуба" специальную святыню, известную под именем Дантадхатугхара, и объявил, что ежегодно в середине третьего месяца (примерно июль) "зуб Будды" должен переноситься из Дантадхатугхары в монастырь Абхаягири. За десять дней до этой церемонии специальный уполномоченный царя проезжал на огромном разукрашенном слоне по улицам города и по дорогам страны, под грохот барабанов оповещая жителей о приближении дня перенесения реликвии. Вдоль дороги, по которой обычно следовала процессия, сооружались деревянные помосты. На них устанавливались щиты с изображением сцен из жизни Будды, его перевоплощений, например, в образе короля, оленя, слона и др. Процессия медленно двигалась по дороге, вдоль которой стояли тысячи людей. Они осыпали идущих цветами и предлагали "зубу Будды" всевозможные религиозные подношения. По прибытии в Абхаягири реликвию помещали в зал Будды, в котором собирались тысячи монахов и верующих. Зажигали свечи, курили благовония, день и ночь без перерыва следовали культовые обряды, посвященные "зубу Будды". Спустя 90 дней реликвия вновь переносилась в город4 .

"Зуб Будды" считается на Цейлоне национальным сокровищем. Почитается он буддистами и других стран. Согласно поверьям, "зуб Будды" приносит счастье и удачу тому, у кого он находится. Поэтому сингальские цари буквально охотились за этой реликвией. "Зуб" переходил во времена междоусобных войн от одного правителя к другому. Появились многочисленные копии этого "зуба", которые хранились в специальных монастырях и в случае опасности перевозились в другое место. Любопытно, что, когда бирманский царь Анируда в ответ на просьбу царя Виджаябаху (1059 - 1114 гг.) о военной помощи (а в XI - XIII вв. между Цейлоном и Бирмой существовали тесные дружественные связи) потребовал "зуб Будды", цейлонцы послали ему копию этой реликвии. Легенды повествуют, что "зуб" неоднократно пытались разбить молотком, сжечь в огне, уничтожить, но каждый раз он чудесным образом возрождался.


2 E. W. Adikaram. Early History of Buddhism in Ceylon. Colombo. 1953, pp. 90, 91.

3 "Зуб Будды" - это желтоватого цвета кость размером с указательный палец человека, которая считается у верующих левым зубом мудрости Гаутамы (см. А. Н. Матюшин. На земле Ланки. М. 1966, стр. 42).

4 S. Beal. Travels of Buddhist Pilgrims. L. 1869, p. 155.

стр. 129


В 1560 г. этот "зуб" был захвачен португальцами, которые, желая развеять миф о божественной реликвии, растерли его в порошок, зарядили им пушку и выстрелили в море. Подобных историй с "зубом" было множество, но, как уверяют буддисты, он всегда оставался целым и невредимым5 .

В начале XI в. Цейлон подвергся опустошительным набегам многочисленных армий из Южной Индии. Северная часть острова была захвачена, монастыри разграблены и разрушены. Около столетия находилась она под властью южноиндийской империи Чолов. Когда сингальскому царю Виджаябаху I удалось в 1070 г. разбить армии захватчиков, оказалось, что город Анурадхапура был полностью разрушен и покинут жителями, огромные дагобы (святыни) покрылись травой, джунгли поглотили этот центр буддистов. Поэтому царь перенес свою резиденцию в Полоннаруву, которую сделал столицей государства. В конце XII в. в районе Полоннарувы были созданы водохранилища, разбиты парки, возведены дворцы, многочисленные культовые сооружения, огромные статуи Будды. Новое вторжение индийских армий в начале XIII в. прервало развитие этого сингальского государства. В Полоннаруве было почти все разрушено. Но даже сейчас, глядя на остатки дворцовых ансамблей, монументальных комплексов храмовых сооружений, величественных скульптур, высеченных в скалах, понимаешь, почему сингалы называют Полоннаруву "поэмой в камне"6 .

История Цейлона, его литература, живопись, архитектура, развитие науки тесно связаны с буддизмом. Великолепные архитектурные ансамбли Анурадхапуры, Полоннарувы, Котте, огромные белые и потемневшие дагобы, полуразрушенные, впечатляющие своими размерами водохранилища Нуваравевы, Анурадхапуры, Дамбуллы, Калевевы, следы развитой сети ирригационных сооружений - все это свидетельствует о богатстве и высоком уровне развития древней сингальской цивилизации. В 1517 г. на Цейлоне появились португальцы. Они грабили и убивали жителей, огнем и мечом обращая их в христианство. Проповедник буддизма цейлонский монах Анагарика Дхармапала, ссылаясь на работы западных исследователей, неоднократно говорил о том, что в истории европейской колонизации не было страниц более мрачных и омерзительных, чем те, которые рассказывают о делах португальцев на Цейлоне7 . Португальцев сменили голландцы, действовавшие "более гуманно": они просто объявили, что некрещеные дети считаются незаконными и не имеют прав наследования.

С 1796 г. голландцев начали вытеснять англичане, которые, не довольствуясь береговой полосой, захватили весь остров. Сопротивление непокорных жителей острова вынудило англичан вспомнить о буддизме, чтобы укрепить свое положение в завоеванной стране. Согласно декретам, подписанным в 1815 и 1818 гг., религия Будды объявлялась неприкосновенной, имущество монастырей освобождалось от налогов. Колониальные власти выступали в роли патронов буддийской церкви, которая с древнейших времен материально и административно зависела от правителей острова. Однако уже в 1819 г. английские администраторы начали проводить регистрацию монастырских земель. Позже были урезаны субсидии, отпускавшиеся на содержание монахов, ремонт монастырей и организацию религиозных праздников, а затем окончательно отменены ежегодные денежные пожертвования в пользу буддийской церкви. Специальные чиновники стали описывать монастырские земли, причем содержание этих чиновников возлагалось на монастырскую казну. Мелкие монастыри были не в состоянии нести такие расходы и отказывались от принадлежавших им ранее земель. Последние затем были проданы английским плантаторам. Подрыв материальных устоев сангхи, ликвидация феодальной системы, бывшей опорой буддизма, введение в школах и правительственных учреждениях английского языка, который фактически изолировал монахов от населения, контроль за деятельностью и доходами буддийских монастырей со стороны английской администрации, привилегированное положение христианской церкви и некоторые другие факторы привели к упадку буддизма в стране8 .


5 В настоящее время "зуб Будды" хранится в храме Далада Малигава в Канди.

6 Подробнее см. А. Н. Матюшин. Указ. соч., стр. 45 - 48.

7 См. "Return to Righteousness. A Collection of Speeches, Essays and Letters of the Anagarika Dharmapala". Colombo. 1965, pp. 502, 693.

8 О событиях на Цейлоне после второй мировой войны см., в частности, К. Владимиров. Восстание в монастыре. "Азия и Африка сегодня", 1966, N 8.

Опубликовано 11 декабря 2016 года

Картинка к публикации:


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Буддизм на Цейлоне



Полная версия публикации №1481458192

© Portalus.ru

Главная РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Буддизм на Цейлоне

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU