Полная версия публикации №1446303137

PORTALUS.RU РУССКАЯ ПОЭЗИЯ Портреты поэтов. Русская литература 1920-1930-х годов. В 2 тт. → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Юрий Архипов, Портреты поэтов. Русская литература 1920-1930-х годов. В 2 тт. [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 31 октября 2015. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/ruspoetry/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1446303137&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 18.04.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Юрий Архипов, Портреты поэтов. Русская литература 1920-1930-х годов. В 2 тт. // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 31 октября 2015. URL: https://portalus.ru/modules/ruspoetry/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1446303137&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 18.04.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

Юрий Архипов, Портреты поэтов. Русская литература 1920-1930-х годов. В 2 тт. / У книжной полки, № 1, 2009, C. 34-35.



публикация №1446303137, версия для печати

Портреты поэтов. Русская литература 1920-1930-х годов. В 2 тт.


Дата публикации: 31 октября 2015
Автор: Юрий Архипов
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РУССКАЯ ПОЭЗИЯ
Источник: (c) У книжной полки, № 1, 2009, C. 34-35
Номер публикации: №1446303137 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Портреты поэтов

 

Русская литература 1920 - 1930-х годов. В 2 тт.

 

М.:ИМЛИ РАН, 2008

 

Немного есть литературоведческих книг, которые хочется - хотя бы выборочно - перечитывать, а не просто поставить на полку в качестве справочника. В "Портретах" любитель русской поэзии найдет немало статей, которые просто взывают к перечитыванию. Написанные живо и ярко, они в то же время предлагают оригинальные концепции, к которым захочется еще и еще раз вернуться - поразмышлять, согласиться, а может, и поспорить. Такой труд не мог бы явиться из недр Института мировой литературы еще лет двадцать назад. Не было бы тогда и половины представленных ныне имён - во всяком случае, большинства эмигрантских. Вот едва ли не первый, среди столь объёмных и охватных исследований, благодатный плод случившегося в последние десятилетия раскрепощения.

 

Тщательно продумана и типовая структура отдельных глав: биография, очерк творческого облика и пути отдельного поэта или группы поэтов (собственно "портрет") и достаточно подробная библиография. Что же касается манеры, метода, стиля изложения, то тут каждому автору предоставляется полная свобода. Кто-то предпочёл (или не смог иного) держаться суховато-научного академического письма, а кто-то воспользовался преимуществами яркого, сугубо литературного эссеизма, хотя и насыщенного философскими и культур-социологическими проекциями и перспективами. Во многих главах есть и удачные попытки вписать отечественных поэтов в мировой контекст. Особенно к месту такие параллели оказались в главах, посвященных поэтам-эмигрантам, либо в обзорных статьях, сосредоточенных на характерных для того времени "измах". Так, глава "Русские экспрессионисты" вся построена на сопоставлениях с экспрессионизмом немецким (правда, приходится попутно отметить в этой главе и ляп: фон Гюнтера, который действительно "много печатался в Аполлоне", звали всё-таки не Йозеф, а Иоганнес, в чём могли бы убедить и стихи, которые посвятил ему в сборнике "Cor ardens" Вячеслав Иванов).

 

В "Портретах" не так много обзорных глав. Они всегда бывали камнем преткновения в подобных сборниках. На сей раз общее идеологическое или духовное раскрепощение коснулось и большинства производителей этих глав - от первой в первом томе ("Новокрестьянские поэты") до последней во втором ("Поэты Молодой Чураевки"). Особо запоминающиеся портреты удались испытанным мастерам исследовательского пера - С. Семёновой (Хлебников), И. Болычеву (Георгий Иванов), С. Федякину (Ходасевич), И. Волгину (Эдуард Багрицкий), О. Казниной (Цветаева), С. Субботину (Клюев), С. Ст. Куняеву (Павел Васильев). Внимательны и бережны по отношению к своим героям и остальные авторы, хотя, конечно, не всем еще хватает сноровки в обращении с хрупко-эфирным поэтическим материалом.

 
стр. 34

 

Хорошо, что используются труды предшественников, а также отзывы и рецензии, написанные в свое время современниками того или иного поэта. Во многих случаях возникает естественная и живая полемика автора статьи с этими самыми предшественниками или нынешними коллегами, что дает и необходимое "стереоскопическое" изображение предмета.

 

Конечно же, такую махину живого, клокочущего противоречивыми энергиями материала трудно представить даже в двух столь объемных томах. Неизбежно что-то осталось упущенным. Возможно, в планах редакции продолжить этот труд. С интересом будем ждать следующие выпуски "Русской литературы XX века".

Опубликовано 31 октября 2015 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1446303137

© Portalus.ru

Главная РУССКАЯ ПОЭЗИЯ Портреты поэтов. Русская литература 1920-1930-х годов. В 2 тт.

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU