Рейтинг
Порталус

Empire V

Дата публикации: 24 октября 2015
Автор(ы): С. КНЯЗЕВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ПРОЗА
Источник: (c) У книжной полки, № 1, 2007, C. 21-22
Номер публикации: №1445717237


С. КНЯЗЕВ, (c)

Пелевин В. Empire V / Ампир В М.: Эксмо, 2006

 

Хороший парень Рома Шторкин, от лица которого ведется повествование в этом романе, в свои девятнадцать оказался везде некстати. Но в один прекрасный день он читает на асфальте: Реальный шанс войти в элиту. 22.06, 18.40 - 18.55. Второго не будет никогда, - и, зачарованный, идет по стрелке. Через некоторое время, укушенный вампиром, сам таковым становится, получает божественное имя Рама Второй и приступает к изучению главных вампирических наук - гламура и дискурса.

Он наклонился к своему саквояжу и достал какой-то глянцевый журнал. Раскрыв его на середине, он повернул разворот ко мне.

- Все, что ты видишь на фотографиях - это гламур. А столбики из букв, которые между фотографиями - это дискурс. Понял?

Я кивнул.

стр. 21

- Можно сформулировать иначе, - сказал Бальдр. - Все, что человек говорит, - это дискурс.

- А то, как он при этом выглядит, - это гламур, - добавил Иегова.

После обучения в школе вампирских наук и головокружительных (в буквальном смысле - кое-кому здесь и голову чик-чирик) приключений Рома начинает понимать страну и мироздание, но счастья ему это не приносит....

При том что история рассказана внятно и увлекательно, откровенно бросовый сюжет (ну что это, право, за тема для писателя в начале XXI века - вампиры!) у Пелевина, как всегда, не самоцель, а повод к речи. Действие движется от диалога к диалогу, которые вполне можно было бы назвать и философскими, если бы они не были столь вызывающе остроумны, неполиткорректны, злы, наконец.

- Неужели такое примитивное промывание мозгов действует? - спросил я.

- Э-э, юноша, не такое оно и примитивное. Человек, как я уже сказал, сложнее помидора. Но это парадоксальным образом упрощает задачу. Помидору, чтобы он дал больше сока, надо действительно ставить мажорную музыку. А человеку достаточно объяснить, что та музыка, которую он слышит, и есть мажор. Который, правда, искажен несовершенством исполнителей - но не до конца и только временно. А какая музыка будет играть на самом деле, совершенно неважно.

Не всегда музыку Пелевина можно воспроизвести на страницах библиографического журнала - солисты и сам композитор-дирижер беспрерывно матерятся (надо признать, в тексте это смотрится художественно оправданным приемом).

Роман Пелевина, собственно, и состоит из таких отточенных, хоть по большей части и малоприличных, афоризмов и острот, которыми разъясняется окружающая реальность.

*

Еще через несколько дней я все-таки попробовал препарат из литературного раздела. Покойный Брама был большим ценителем Набокова - это подтверждали портреты на стене. В его библиотеке было не меньше тридцати препаратов, так или иначе связанных с писателем. Среди них были и такие странные пробирки, как, например, "Пастернак + 1/2 Nabokov". Было непонятно, что здесь имеется в виду. То ли речь шла о неизвестной главе из личной жизни титанов, то ли это была попытка смешать их дарования в алхимической реторте в определенной пропорции.

Этот препарат мне и захотелось попробовать. Но меня ждало разочарование. Никаких видений после дегустации меня не посетило. Сначала я решил, что в пробирке просто вода. Но через несколько минут у меня начала чесаться кожа между пальцами, а потом захотелось писать стихи. Я взял ручку и блокнот. Но желание, к сожалению, не означало, что у меня открылся поэтический дар: строчки лезли друг на друга, но не желали отливаться во что-то законченное и цельное.

Исчеркав полблокнота, я родил следующее:



За калину твою,
За твой пиленый тендер с откатом,
За твой снег голубой,
За мигалок твоих купола...


После этого вдохновение наткнулось на непреодолимый барьер.

Опубликовано на Порталусе 24 октября 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама