Полная версия публикации №1483161302

PORTALUS.RU КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ Г. Л. АРШ. ЭТЕРИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ. ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА ГРЕЧЕСКОГО НАРОДА В НАЧАЛЕ XIX В. И РУССКО-ГРЕЧЕСКИЕ СВЯЗИ → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

А. М. СТАНИСЛАВСКАЯ, Г. Л. АРШ. ЭТЕРИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ. ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА ГРЕЧЕСКОГО НАРОДА В НАЧАЛЕ XIX В. И РУССКО-ГРЕЧЕСКИЕ СВЯЗИ [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 31 декабря 2016. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/russianculture/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1483161302&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 29.03.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

А. М. СТАНИСЛАВСКАЯ, Г. Л. АРШ. ЭТЕРИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ. ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА ГРЕЧЕСКОГО НАРОДА В НАЧАЛЕ XIX В. И РУССКО-ГРЕЧЕСКИЕ СВЯЗИ // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 31 декабря 2016. URL: https://portalus.ru/modules/russianculture/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1483161302&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

А. М. СТАНИСЛАВСКАЯ, Г. Л. АРШ. ЭТЕРИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ. ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА ГРЕЧЕСКОГО НАРОДА В НАЧАЛЕ XIX В. И РУССКО-ГРЕЧЕСКИЕ СВЯЗИ / http://portalus.ru.



публикация №1483161302, версия для печати

Г. Л. АРШ. ЭТЕРИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ. ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА ГРЕЧЕСКОГО НАРОДА В НАЧАЛЕ XIX В. И РУССКО-ГРЕЧЕСКИЕ СВЯЗИ


Дата публикации: 31 декабря 2016
Автор: А. М. СТАНИСЛАВСКАЯ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1483161302 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


М. Изд-во "Наука". 1970. 371 стр. Тираж 2600. Цена 1 руб. 72 коп.

История Греции начала XIX в. недостаточно известна даже историкам-профессионалам нашей страны. Между тем интерес к ней велик и не только потому, что эпопея освобождения Греции привлекает внимание исследователей, но и в силу того, что в первые десятилетия XIX в. судьба этой страны соприкасалась с судьбой России: греческое национально- освободительное движение и балканская политика России переплетались в борьбе против общего противника- султанской Турции. Однако цели этой борьбы были различны, и это оказало значительное влияние на отношения между двумя странами: в них наличествовали периоды кризисов и спадов, порожденные этим различием и конкретной обстановкой. Но верх брала общность интересов - стремление освободительных сил Греции опереться на помощь могучей единоверной державы, с одной стороны, желание царской России использовать в своих войнах против Турции балканский резерв, с другой.

В 1814 г. в Одессе была создана тайная греческая национально-освободительная организация "Филики Этерия" ("Дружеское общество"), которая развернула на русской земле широкую патриотическую деятельность и вместе с тем в значительной степени способствовала началу греческого восстания 1821 года. В связи с этим "Филики Этерия" является сюжетом не только греческой, но и русской истории.

В русской дореволюционной и советской историографии специальных работ о "Филики Этерии" и об ее деятельности в России нет. Немногие исследователи, писавшие о русско- греческих связях первой четверти XIX в., лишь попутно останавливались на данной теме. Старший научный сотрудник Института славяноведения и балканистики АН СССР Г. Л. Арш первым из советских историков занялся углубленной разработкой этой проблемы1 . Рецензируемая монография


1 См. рецензию А. Л. Нарочницкого на книгу Г. Л. Арша ("Новая и новейшая история", 1971, N 1, стр. 171).

стр. 151


является итогом многолетней работы автора по вопросам истории новой Греции и Албании2 . В ней рассматриваются создание "Филики Этерии", главные этапы ее деятельности; отношение к ней русского правительства и в первую очередь Александра I и статс-секретаря по иностранным делам И. Каподистрии; переплетение противоречивых тенденций вокруг вопроса о руководстве тайным обществом этеристов и, в частности, роль ее главы Александра Ипсиланти; значение организации в подготовке восстания 1821 года. Автор прослеживает соотношение балканской политики царизма и греческого национального движения в конце XVIII - начале XIX в., показывает национальную сущность "Филики Этерии", ее социальную природу и борьбу в рамках этой организации различных политических направлений. Автор привлек большой фактический материал (преимущественно архивный или же доныне неизвестный советским историкам), впервые ввел в научный оборот воспоминания деятелей греческого движения, документы "Филики Этерии" и т. п.

Вопрос о "Филики Этерии" популярен в греческой исторической литературе, разрабатывался он и исследователями других стран, связанных в своем развитии с Грецией и Турцией (Румыния, Болгария). В историографии существуют различные точки зрения по одному из центральных вопросов истории организации - об ее отношениях и связях с правительством царской России. Современные прогрессивные греческие историки (Я. Кордатос, Л. Стрингос, Т. Вурнас и др.) видят в возникновении "Филики Этерии" закономерный результат общественного развития Греции и зарубежных греческих колоний, выделяют ее национальную основу, хотя и по-разному характеризуют ее социальную сущность: одни ученые выдвигают на первый план роль буржуазии, другие - широких демократических слоев. Греческая официозная историография рассматривает "Филики Этерию" с идеалистических позиций, как общенациональную внеклассовую организацию, подчеркивают ее чисто греческий характер. По-другому решает проблему происхождения "Филики Этерии" румынский историк акад. А. Оцетя: по его мнению, она была создана царским правительством, действовавшим в собственных интересах, ее организаторами и вдохновителями явились Александр I, И. Каподистрия и русский посол в Стамбуле Г. А. Строганов. За частным вопросом о происхождении "Филики Этерии" стоит общий вопрос о ее природе, о том, была ли она организацией собственно национальной и самобытной, или же явилась результатом иноземного воздействия.

Г. Л. Арш доказывает, что "Филики Этерия" была греческой патриотической организацией, возникшей на российской территории, что на ее происхождении и развитии сказались условия тогдашней России.

Содержащийся в книге детальный анализ экономического развития и социальной структуры Греции и греческих поселений за рубежом дает читателю представление о процессах, определивших подъем греческого национального движения и его переход на новый этап в конце XVIII века. В работе раскрывается связь греческой освободительной борьбы с русско- турецкими войнами и балканской политикой России в целом. Автором выявлены новые материалы по истории греческих колоний в России и о деятельности переселенцев-греков, из числа которых формировались основные кадры "Филики Этерии". Указанные проблемы не только органически связаны с темой книги, но представляют большой самостоятельный интерес, так как заполняют ощутимый пробел в советской историографии. Новое для себя, думается, найдут в этих разделах книги и греческие историки. Г. Л. Арш собрал из донесений русских консулов в Греции и других источников интересные сведения о социально-экономических процессах в Греции изучаемого времени. Он обнаружил и опубликовал в своей книге русский современный перевод брошюры Ригаса Велестинлиса "Новое политическое правление для народов Румелии, Малой Азии, островов Средиземного моря, Валахии и Молдавии" - любопытнейший документ греческой политической мысли.

Не все этапы деятельности "Филики Этерии" на территории России освещены в книге с равной полнотой. Так, автору не удалось пролить свет на историю первых дней


2 Г. Л. Арш. Албания и Эпир в конце XVIII - начале XIX в. М. 1963; его же. Великая Французская революция и Греция (политическая программа Ригаса Велестинлиса). "Европа в новое и новейшее время". Сборник памяти акад. Н. М. Лукина. М. 1966; его же. Деятельность "Филики Этерии" в России в период восстания Ипсиланти. "Новая и новейшая история", 1965, N 2; его же. Новые данные об отношении царского правительства к "Филики Этерии". "Первый конгресс балканских исследований. Сообщения советской делегации". М. 1966, и др.

стр. 152


организации этеристов; однако это нельзя поставить ему в вину, так как тайное общество оставляет после себя, как правило, мало следов. Зато разделы, посвященные попыткам этеристов установить контакт с русскими правительственными кругами в лице И. Каподистрии и привлечь их к руководству организацией, насыщены новым исследовательским материалом. Полемизируя с теми, кто считал царя и его министра тайными организаторами "Филики Этерии", последовательно и принципиально отстаивая идею ее национальной, революционно-патриотической сущности, Г. Л. Арш приводит в доказательство своих положений ряд новых веских и убедительных фактов, разрушающих легенду о И. Каподистрии как о закулисном руководителе тайной организации. В частности, автор вводит в оборот материалы обнаруженного им в ЦГАОР СССР "дела Галатиса" - члена "Филики Этерии", пытавшегося привлечь к работе в ней Каподистрию. Материалы эти, так же как и найденные в архивах письма последнего русским дипломатическим представителям в Дунайских княжествах, греческим деятелям, проживавшим в России, самому Галатису, с достаточной убедительностью говорят о том, что Каподистрия не был причастен к "Филики Этерии" и не сочувствовал ее целям и методам - вооруженному восстанию против султанского ига и конспиративной деятельности, чуждым его взглядам и политической позиции.

Проводя четкую грань между царизмом и тайным греческим патриотическим обществом, Г. Л. Арш показывает, что вместе с тем Александр I и Каподистрия на первых порах придерживались своего рода тактики невмешательства по отношению к "Филики Этерии": отказавшись от помощи этеристам, царское правительство как бы закрыло глаза на их деятельность и, более того, старалось скрыть факт существования организации от султанских властей и австрийской полиции (например, сожжение петербургскими властями попавших к ним в руки бумаг Галатиса), что было вызвано интересами царской политики на Балканах, заботой о влиянии в Греции, а кроме того, и естественными национальными симпатиями самого Каподистрии. Однако пределы снисходительности царя были весьма ограниченны; автор доказывает, что резкий перелом в его отношении к "Филики Этерии" произошел после того, как раскрылись масштабы и цели этой организации, особенно после вооруженного выступления этеристов во главе с А. Ипсиланти против Порты в 1821 году.

Многоплановая проблема соотношения русского царизма с тираноборческим тайным национальным обществом исследована Г. Л. Аршем в основных ее аспектах на строго научной основе, объективно и последовательно. Материалы и выводы автора, несомненно, будут использованы исследователями, изучающими историю Греции в новое время и балканскую политику России. Г. Л. Арш убедительно раскрыл научную слабость и недостаточную фундированность версии о том, что царское правительство будто бы оказывало "Филики Этерии" прямую и непосредственную помощь. В то же время он показал то содействие, которое проявила к греческому движению передовая часть русского общества, горячо сочувствовавшая этеристам и греческому восстанию.

Исследование, в котором ставятся большие проблемы и привлекаются новые источники, естественно, не может не вызвать полемических замечаний. Так, на наш взгляд, Г. Л. Арш несколько односторонне решил вопрос об идеологии и программе "Филики Этерии". По существу, он отождествил ее с идеологией и программой Ригаса Велестинлиса. Последняя охарактеризована развернуто, с привлечением новых источников; рассмотрение же первой сводится к указаниям на то, что этеристы восприняли взгляды и цели Ригаса, что его программа была и их программой. Столь ответственное утверждение требует более широкой и развернутой аргументации, чем та, которую приводит автор (и которая зачастую выглядит скорее как отдельная цитата-иллюстрация, чем как систематический анализ). Кроме того, возникает более общая проблема - о соотношении идеологии представителя передового фланга движения и массы. Есть ли основание считать, что широкие круги греческой общественности ("Филики Этерия" была массовой организацией) органически приняли программу Ригаса - идейного апогея греческой общественной мысли? Г. Л. Арш определенного ответа на этот вопрос не дает. Думается, что это отчасти связано с недостаточным освещением в работе истории развития греческой общественной жизни, политической борьбы и идеологии в первые десятилетия XIX в., в период, последовавший за гибелью Ригаса. В книге нет также развернутой характеристики освободительной борьбы клеффтов и арматолов Пелопоннеса (Морей)

стр. 153


и различных направлений национального движения в 10-х годах XIX в. в этом районе, который со временем стал базой движения этеристов.

В целом монография Г. Л. Арша открывает новую главу в советской исторической литературе о Греции, переводит проблему из области догадок и общих положений в стадию точного и научно-фундированного изучения.

Опубликовано 31 декабря 2016 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1483161302

© Portalus.ru

Главная КУЛЬТУРА ВЕЛИКОЙ РОССИИ Г. Л. АРШ. ЭТЕРИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ. ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ БОРЬБА ГРЕЧЕСКОГО НАРОДА В НАЧАЛЕ XIX В. И РУССКО-ГРЕЧЕСКИЕ СВЯЗИ

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU