Полная версия публикации №1106765936

PORTALUS.RU ПРАВО РОССИИ Конкуренция: от экономической многозначности к правовой → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Конкуренция: от экономической многозначности к правовой [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 26 января 2005. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/russianlaw/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1106765936&archive=1120046201&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 19.04.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Конкуренция: от экономической многозначности к правовой // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 26 января 2005. URL: https://portalus.ru/modules/russianlaw/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1106765936&archive=1120046201&start_from=&ucat=& (дата обращения: 19.04.2024).



публикация №1106765936, версия для печати

Конкуренция: от экономической многозначности к правовой


Дата публикации: 26 января 2005
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПРАВО РОССИИ
Номер публикации: №1106765936 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Одной из основных категорий российского антимонопольного законодательства
является конкуренция. Для ее поддержки государство предусматривает комплекс
различных правовых средств: запрещение монополистической деятельности и недобросовестной
конкуренции, создание условий для рыночной состязательности и т.д.
Однако сама конкуренция как объект правовой регламентации трактуется
в нормативных актах, юридической и экономической литературе достаточно многозначно
и неопределенно. Так, ее называют соперничеством между людьми, основным механизмом
осуществления товарно-денежной взаимосвязи между производителями, свойством,
чертой, атрибутом рынка, элементом хозяйственного механизма, главным двигателем
общественного прогресса и т.д.*(1)
Учитывая все многообразие подобных характеристик, следует выяснить, что
такое конкуренция в экономическом смысле и каковы правовые формы ее реализации.
В переводе с латинского термин "конкуренция" означает "сталкиваться",
"сбегаться". Поэтому наиболее часто встречающиеся определения характеризуют
конкуренцию как соперничество, состязательность между участниками рынка за
достижение результатов на каком-либо поприще, за лучшие, экономически более
выгодные условия производства, купли и продажи товаров и услуг.*(2)
Сходные по смыслу определения содержались в работах некоторых русских
дореволюционных авторов. Например, И.Конрад трактовал конкуренцию как "свободное
соперничество многих лиц в меновых сношениях и в хозяйственной деятельности
вообще".
В литературе советского периода традиционное определение конкуренции
давалось с негативным оттенком, подчеркивающим непримиримое (агрессивное)
поведение соперников. В частности, она определялась как "свойственная товарному
производству, основанному на частной собственности на средства производства,
антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные
условия производства и сбыта товаров..."*(3).
В российское законодательство понятие "конкуренция" было впервые введено
Законом РФ от 22 марта 1991 года "О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках" (действует в редакции Федерального закона
от 6 мая 1998 года. Далее - Закон о конкуренции). Согласно абз.6 ст.4 этого
Закона под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов,
когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого
из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем
товарном рынке.
Указанные определения конкуренции (включая законодательное) характеризуют
последнюю как экономическую категорию. В них содержится указание на два основных
значения конкуренции: с объективной стороны - как состояние рынка и с субъективной
- как отношения состязательности, содержание которых составляют конкурентные
действия хозяйствующих субъектов.
С объективной стороны конкуренция представляет собой особую ситуацию
на рынке (структуру рынка), при которой отдельные субъекты предпринимательства
не могут оказывать решающего воздействия на общие условия обращения товаров
(работ, услуг) на данном рынке. Общими условиями обращения товара являются
спрос, предложение и рыночная цена. Определения этих экономических понятий
содержатся в российских нормативно-правовых актах антимонопольной направленности
(см.: Приложение N 2 к разделам 2 и 3 Временных методических рекомендаций
по выявлению монопольных цен, утвержденных письмом ГКАП России от 21 апреля
1994 года N ВБ/2053).
В частности, спрос характеризуется как предельное (максимальное) количество
товара, которое покупатели (потребители) могут приобрести на рынке при данной
цене. Закон спроса состоит в том, что платежеспособный спрос на товар растет
с уменьшением его цены и сокращается при ее росте. Под предложением понимается
предельное (максимальное) количество товара, которое производители (продавцы)
выставят на рынок для продажи при данной цене. Закон предложения заключается
в том, что последнее растет с увеличением цены товара и сокращается при ее
уменьшении. Рыночная (равновесная) цена - это цена, которая одновременно устраивает
и продавцов, и покупателей и определяется их свободным волеизъявлением под
влиянием спроса и предложения.
Следует отметить, что конкурентная ситуация (структура рынка) как таковая
не зависит от действий отдельных хозяйствующих субъектов. В этом смысле конкуренция
выступает как саморегулирующийся механизм ("невидимая рука"), приводящий к
своего рода равновесию, "спонтанному порядку". Причем такой "порядок" зачастую
называют продуктом человеческого действия, а не человеческого разума. Так,
в литературе получила распространение концепция Ф. фон Хайека, который охарактеризовал
конкуренцию как науку, процедуру для открытия фактов, возникающих на пути
формирования спонтанного порядка, и которые без обращения к конкуренции оставались
бы никому неизвестными*(4).
Российское антимонопольное законодательство выделяет следующие основные
признаки конкурентной ситуации (среды) (см.: Приложение N 3 к Государственной
программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках РФ, утвержденной
постановлением Правительства РФ от 9 марта 1994 года N 191):
- на рынке должны действовать имущественно и организационно независимые
поставщики товаров в количестве, достаточном для возникновения состязательности
между ними. Независимые поставщики рассматриваемого товара могут быть независимыми
производителями этого товара, или продавцами товара независимых производителей,
или независимыми продавцами товара одного производителя;
- на рынке должны действовать имущественно и организационно независимые
покупатели товаров в количестве, достаточном для формирования некоторого уровня
платежеспособного спроса. Независимые покупатели могут быть конечными потребителями
того или иного товара либо посредниками при его реализации;
- на рынке должны отсутствовать экономические и другие препятствия в
доступе к сырью, материалам, комплектующим изделиям, капиталам, трудовым ресурсам,
технологиям, информации, барьеры для входа на рынок в виде территориальных,
правовых, имущественных и других экономических ограничений;
- конкурентный рынок характеризуется независимым экономическим поведением
поставщиков и потребителей (отсутствием сговоров и горизонтальных соглашений).
Законодательное определение понятия конкуренции и признаков конкурентной
среды в основном характеризуют два типа рыночных ситуаций: рынки совершенной
("чистой") и монополистической конкуренции. Понятия указанных типов рынков
содержатся в п.18 раздела 5 Методических рекомендаций по составлению планов
финансового оздоровления (бизнес-планов), утвержденных распоряжением Федерального
управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 5 декабря 1994 года
N 98-р.
Так, под совершенной (чистой) конкуренцией понимается рыночная структура,
состоящая из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего (однородного)
товара, а также определяемая полной свободой входа на рынок и выхода с него
и равным доступом к информации. В настоящее время рынки совершенной конкуренции
достаточно редки. В реальной действительности конкуренция в большинстве своем
представлена рынками монополистической конкуренции и олигополии.
Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей
и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне
цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям
разные варианты товара, отличающиеся друг от друга качеством, свойствами,
внешним оформлением.
Олигополия - это рыночная структура, при которой небольшое число хозяйствующих
субъектов контролируют значительную долю рынка, а вход на этот рынок новых
хозяйствующих субъектов затруднен или невозможен (п.2.1 Методических рекомендаций
по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном
рынке, утвержденных приказом ГКАП РФ от 3 июня 1994 года N 67). Различаются
"жесткая" и "расплывчатая" олигополии. Так, при господстве на рынке 2-3 фирм
- это "жесткая" олигополия, а если 6-7 фирм занимают 70-80 процентов рынка
- это "расплывчатая" олигополия (приложение N 10 Порядка проведения анализа
и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденного приказом
ГКАП РФ от 12 декабря 1996 года N 169. Далее - Порядок проведения анализа).
С субъективной стороны конкуренция представляет собой особого рода экономические
отношения между конкретными хозяйствующими субъектами, которые возникают в
связи с производством и обменом материальных благ (товаров, работ, услуг).
Содержанием данных экономических отношений является конкретное волевое поведение
хозяйствующих субъектов (конкурентов), заключающееся в состязании (борьбе)
между ними посредством совершения различных самостоятельных действий. Однако
не всякие состязательные действия людей следует относить к конкуренции: например,
спортивное состязание двух бегунов за титул чемпиона либо борьба политических
лидеров за занятие определенных должностей в государственном аппарате и т.п.
Несмотря на ярко выраженное столкновение интересов этих соперников в борьбе
за достижение одной и той же цели, упомянутые отношения состязательности лишены
экономического содержания, то есть не связаны с производством, распределением
и обменом материальных благ (продукции, товаров, работ, услуг).
Правовые формы реализации конкуренции заключаются в создании государством
юридических условий существования экономической состязательности на рынке
и ее поддержке (то есть конкурентных рынков типа "совершенной", монополистической
конкуренции или олигополии), а также в признании за хозяйствующими субъектами
возможности осуществлять конкурентные действия (право на конкуренцию).
Юридические условия существования и развития экономической состязательности
на рынке (конкурентных рынков) состоят в наличии норм и институтов права,
базирующихся на следующих основных принципах: свободное развитие предпринимательства,
формальное равенство участников имущественных отношений, всемерная охрана
частной собственности, свобода договора, обеспечение защиты нарушенных прав.
На них основана система гражданского и торгового права абсолютного большинства
стран, ориентированных на рыночные приоритеты в регулировании экономики.
В Российской Федерации данные принципы нашли законодательное закрепление
в положениях целого ряда законодательных актов. Особое место среди них занимает
Конституция РФ. В частности, ч.1 ст.8 Конституции устанавливает гарантированность
единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг
и финансовых средств, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности.
Для создания и развития предпринимательства и конкуренции признаются и защищаются
равным образом государственная, муниципальная и частная формы собственности
(ч.2 ст.8, ч.1 ст.35 Конституции). На создание и функционирование конкурентной
среды направлены также другие нормы Конституции РФ, в особенности устанавливающие
право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для
предпринимательской деятельности (ч.1 ст.34), защиту прав собственника (ч.3
ст.35).
Конституционные принципы существования конкурентных рынков получили развитие
в ст.1 Гражданского кодекса РФ ("Основные начала гражданского законодательства")
и других традиционных нормах и институтах гражданского права. В частности,
принципы свободного развития предпринимательства, равноправия хозяйствующих
субъектов, охраны частной собственности находят свое развитие в положениях
Кодекса, устанавливающих порядок организации и деятельности субъектов предпринимательства,
в нормах о праве собственности, обязательствах и т.д. Принцип свободы договора,
являющийся важнейшим юридическим условием рыночной состязательности (ст.421
ГК), реализуется в других нормах Кодекса (о сделках и договорах и т.д.).
Для существования конкурентной среды нужно, чтобы хозяйствующие субъекты
были свободны в методах и средствах экономического состязания. С другой стороны,
такое состязание возможно лишь при условии, если государство обеспечивает
за каждым из них произведенные ими продукты и приобретенные товары. И хотя
сегодня частная собственность и свобода договора подвергаются некоторым ограничениям,
необходимым для нормального функционирования экономики, все же именно на этом
основана конкуренция.
На закрепление и реализацию основных принципов существования и развития
конкуренции в отечественной экономике направлены также многие важнейшие федеральные
законы и подзаконные акты РФ, из которых стоит выделить следующие: Федеральный
закон от 21 июля 1997 года "О приватизации государственного имущества и об
основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации", Закон
РФ от 26 июня 1991 года "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации"
с изм. от 19 июня 1995 года, Закон РФ от 4 июля 1991 года "Об иностранных
инвестициях в Российской Федерации" с изм. от 16 ноября 1997 года, Федеральный
закон от 14 июня 1995 года "О государственной поддержке малого предпринимательства
в Российской Федерации", Федеральный закон от 26 декабря 1995 года "Об акционерных
обществах" с изм. от 13 июня 1996 года, Федеральный закон от 8 мая 1996 года
"О производственных кооперативах", Федеральный закон от 8 января 1998 года
N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Указ Президента РФ от 12 декабря
1991 года "О едином экономическом пространстве Российской Федерации", Указ
Президента РФ от 29 января 1992 года "О свободе торговли" с изм. от 16 мая
1997 года и другие. Данные нормативные акты заложили правовую основу существования
и развития конкуренции в отечественной экономике.
Упомянутые принципы, являющиеся юридическими условиями существования
экономической состязательности на рынке, взаимосвязаны между собой: при отсутствии
одного из них не могут реализовываться и другие, невозможна и сама конкуренция.
На основе этих принципов в некоторых зарубежных странах (Франция, Великобритания)
была разработана специальная конструкция права на свободную конкуренцию*(5).
Ее суть состоит в том, что каждый предприниматель вправе свободно вести свой
промысел. Основные условия свободного ведения промысла - состязательность
и свобода выбора как законные неотъемлемые права человека. Свобода выбора
предпринимателя состоит в том, что собственники (владельцы) материальных ресурсов
и денежного капитала могут использовать их по собственному усмотрению, приобретать
ресурсы, организовывать процесс производства товаров (услуг), продавать их
по своему выбору. Для реализации предпринимателями своего права на конкуренцию
необходима совокупность следующих условий:
- возможность неограниченного доступа на рынок и выхода с него всем желающим,
в результате чего на рынке много продавцов и покупателей;
- продавцы и покупатели не могут контролировать рыночные цены;
- невмешательство государства в процесс состязательности на рынке (в
формирование спроса, предложения и рыночных цен).
Вместе с тем "свобода" конкуренции не является абсолютной, что признают
и сами зарубежные авторы*(6). Она имеет определенные пределы осуществления,
которые состоят в том, что оборотной стороной права на конкуренцию выступают
ответственность предпринимателя за законность и безопасность своей деятельности
и уважение аналогичного права другого предпринимателя на свободное ведение
промысла, недопустимость недобросовестной конкуренции и монопольных злоупотреблений.
Конструкция права на свободную конкуренцию в зарубежных странах нашла
свое закрепление в нормах специального законодательства. В частности, Французский
Ордонанс N 86-1243 от 1 декабря 1986 года установил следующие основные принципы
данного права: запрещение деятельности, нарушающей правила конкурентной борьбы,
свободное установление цен, ответственность за нарушение законодательства
о конкуренции. Указанные положения предусмотрены также в некоторых законодательных
актах стран Восточной Европы, содержащих нормы о конкуренции, например в Законе
Болгарии "О защите конкуренции" 1991 года, в Торговом кодексе Чехии и Словакии
и т.д.
Таким образом, конструкция права на свободную конкуренцию в зарубежных
странах определена недостаточно четко. Право на конкуренцию зачастую смешивают
с ситуацией состязательности на рынке (конкурентными рынками), а также с торговой
и предпринимательской деятельностью и условиями их осуществления.
В правовой доктрине и правотворческой деятельности России конструкция
права на конкуренцию является неразработанной. Однако упоминание о субъективном
праве на конкуренцию содержится в работах некоторых авторов: так, Г.К.Гинс
говорил о "пользовании принадлежащим каждому правом соревнования"*(7).
Провозглашая государственную поддержку конкуренции и свободу экономической
деятельности в Российской Федерации (ч.1 ст.8 Конституции РФ), государство
тем самым предоставило субъектам предпринимательства возможность конкурировать
между собой (совершать конкурентные действия). Представляется, что право на
конкуренцию - это субъективное гражданское право лица, осуществляющего предпринимательскую
деятельность.
Если с экономической стороны конкуренция понимается как экономические
отношения между хозяйствующими субъектами, образующие состояние состязательности
на рынке, то право на конкуренцию, по сути, представляет собой узаконенную
возможность лица при осуществлении им предпринимательской деятельности состязаться
посредством совершения самостоятельных действий с другими субъектами предпринимательства
(конкурентами) за приоритетное приобретение его товаров (работ, услуг) потребителями
(покупателями).
Несмотря на то, что конкурентные действия выступают в качестве особых
методов осуществления предпринимательской деятельности, их не следует отождествлять
с последней. Занятие предпринимательской деятельностью не всегда предполагает
наличие конкуренции (например, предпринимательская деятельность субъектов
естественных и государственных монополий либо в условиях временной монополии).
Поэтому предпринимательская деятельность, основным содержанием которой является
пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг
с целью систематического получения прибыли (абз.3 п.1 ст.2 ГК), может осуществляться
при отсутствии соперничества за покупательский спрос и соответственно без
использования конкурентных действий.
В настоящей работе будет предпринята попытка рассмотреть содержание права
на конкуренцию с позиций традиционных правомочий субъективного права: правомочия
на собственные действия; правомочия требования; правомочия на защиту.
Правомочие на собственные действия, на наш взгляд, состоит в возможности
субъекта предпринимательства совершать состязательные действия по отношению
к другим предпринимателям (конкурентам) с целью привлечения к своим товарам
(работам, услугам) потребительского (покупательского) спроса. Указание на
то, что конкуренция - это не только определенная ситуация на рынке, но и самостоятельные
действия хозяйствующих субъектов, содержится в абз.6 ст.4 Закона о конкуренции.
Из всего разнообразия состязательных действий в качестве основных следует
назвать ценовые и неценовые конкурентные действия.
Ценовые действия заключаются в том, что хозяйствующий субъект снижает
цену своего товара (работы, услуги), чем привлекает к себе покупателей. Если
кто-то начинает состязаться с ним в уменьшении цены, то, не рассчитав своих
возможностей, может проиграть в конкурентной борьбе. Так, для поражения соперников
применяется демпинг - продажа товаров по чрезвычайно низким ценам.
Другие конкурентные действия получили наименование "неценовых", так как
главным инструментом соперничества выступает потребительная стоимость товаров
(работ, услуг), их качество и другие факторы, непосредственно не связанные
с ценой товара. Как указывал Г.Ф.Шершеневич, "конкуренция прежде всего происходит
на почве качества предлагаемых товаров. Каждое предприятие стремится привлечь
к себе внимание потребителей действительными или мнимыми преимуществами своих
товаров перед товарами соперников"*(8). Неценовые действия выражаются в улучшении
качества и потребительских свойств товаров (работ, услуг), расширении их ассортимента
и введении в оборот новых товаров, улучшении сервисного обслуживания, продлении
гарантийных сроков и т.д. Следует также назвать конкурентные действия, связанные
с условиями производства и продажи товаров. К ним, в частности, относятся
использование новых технологий (изобретений, полезных моделей, промышленных
образцов), товарных знаков и иных объектов промышленной собственности (ноу-хау
и т.д.), захват более удобного местонахождения. Особо следует указать на рекламные
действия конкурентов как мощное средство привлечения потребительского спроса.
Осуществление возможности совершать конкурентные действия имеет особенности.
Суть проблемы в том, что совершение лицами конкурентных действий объективно
связано с причинением определенных "помех" (неудобств, убытков в виде упущенной
выгоды) другим субъектам предпринимательства (конкурентам). И такое причинение
"помех", как правило, нельзя назвать противоправным. На это указывалось и
в научной литературе. Так, Г.Ф.Шершеневич отмечал, что "например, открытие
торгового заведения рядом или против прежнего магазина способно подорвать
торговлю последнего; но какой бы вред ни наносила такая конкуренция, она составляет
только осуществление права"*(9). Л.Б.Гальперин и Л.А.Михайлова также указывали,
что "нельзя считать недобросовестной конкуренцией все действия, которые невыгодны
для конкурентов"*(10). Р.Саватье особо упоминает о перечне прав "причинять
помехи другому лицу", существующих во Франции. К ним, в частности, относится
"право конкурировать в любой области с другим лицом даже и таким способом,
как переманивание клиентуры или захват более удобного места"*(11). В.Н.Шретер
писал: "факт нарушения интересов конкурента сам по себе не дает еще права
требовать судебной защиты. Ведь соревнование в торговле это постоянная борьба
интересов, где торжество над конкурентом, вплоть до его полного разорения,
явление обычное и, как это ни сурово, вполне законное"*(12).
Согласно п.2 ст.1 ГК граждане и юридические лица осуществляют свои гражданские
права своей волей и в своем интересе. Основной интерес конкурирующего предпринимателя
- это получение прибыли в результате победы (приоритета) над другими конкурентами
путем привлечения к себе потребительского спроса. Ради этого конкурирующий
субъект порой готов какое-то время нести убытки от снижения цен на свои товары,
расходов на внедрение новых технологий, рекламу, более удобное местонахождение
и т.д. Важнейшим признаком конкурентных действий является их одновременное
целенаправленное воздействие на:
- потребителя (покупателя, заказчика), привлекая его спрос;
- конкурента и его деятельность (товары, работы, услуги), отвлекая их
от потребителей.
При отсутствии такого целенаправленного воздействия, вызванного волевыми
действиями конкурирующего субъекта, представляется неверным говорить о наличии
конкурентных отношений. Само по себе количество производителей (продавцов)
определенного вида товара еще не обязательно предполагает наличие конкуренции
между ними, так как последние могут заключить различные соглашения, например
по поддержанию единых цен, объема товаров, исключающие конкуренцию и т.д.
Поэтому количество продавцов и покупателей, отсутствие барьеров для входа
на рынок и другие факторы выступают в качестве условий осуществления права
на конкуренцию, а не содержанием такового.
Конкурентные действия характеризуются особой целью: привлечь к своим
товарам (работам, услугам) потребителей, приобретающих схожие товары у конкурентов.
Именно этим обусловлено совершение хозяйствующим субъектом конкурентных действий
по улучшению качества товара, снижению цен, использованию рекламы и так далее,
а не альтруистическими соображениями, связанными с заботой о потребителе,
о развитии научно-технического прогресса или самим по себе стремлением к прибыли.
Ведь прибыль можно получать и от продажи некачественных товаров, без использования
рекламы, например, в условиях монополии и т.д.
Поэтому возможность причинения "помех", в том числе определенного вида
убытков (упущенной выгоды), вытекает из самой сущности права на конкуренцию
(как права на состязательные действия, объективно ведущие к победе одних субъектов
предпринимательства и поражению других). Поражение же в конкурентной борьбе
и как следствие - уменьшение прибыли или разорение (банкротство) хозяйствующего
субъекта выступает разновидностью предпринимательских рисков.
Правомочие требования заключается в возможности конкурирующего субъекта
предпринимательства требовать от всех лиц (в том числе от конкурентов, государственных
органов и их должностных лиц и т.д.), чтобы они не нарушали принадлежащее
ему право осуществлять конкурентные действия (например, не препятствовали
конкурентным действиям путем совершения монополистических действий и т.д.).
Субъект предпринимательства также может притязать на применение к правонарушителям
мер государственно-принудительного воздействия на основании норм гражданского,
административного и уголовного законодательства.
Право на конкуренцию имеет пределы своего осуществления. Свобода совершения
конкурентных действий ограничена в отношении:
- содержания конкурентных действий;
- субъектов, имеющих право осуществлять конкурентные действия;
- сфер предпринимательской деятельности, в которых могут осуществляться
конкурентные действия.
Ограничения и запреты, касающиеся содержания конкурентных действий, установлены
в действующем законодательстве РФ. Так, не допускается экономическая деятельность,
направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч.2 ст.34 Конституции
РФ). Подробная регламентация пределов осуществления конкурентных действий
и запрещения различных правонарушений, выходящих за эти пределы, содержится
в Законе о конкуренции (разделы 2 и 3). Управомоченное лицо обязано не злоупотреблять
своим правом на конкуренцию, то есть не совершать действия, противоречащие
положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям
добропорядочности, разумности и справедливости, которые могут причинять конкурентам
материальный и нематериальный вред (недобросовестная конкуренция).
Лицами, имеющими право осуществлять конкурентные действия (конкурентами),
признаются лишь хозяйствующие субъекты. К ним относятся российские и иностранные
коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), некоммерческие
организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью,
в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные
предприниматели (абз.5 ст.4 Закона о конкуренции). Основным условием отнесения
указанных лиц к субъектам конкуренции является осуществление ими предпринимательской
деятельности.
Коммерческие организации (п.2 ст.50 ГК), включая индивидуальных предпринимателей
(ст.23 ГК), составляют основную группу конкурирующих субъектов, так как основной
целью их деятельности является получение прибыли.
Некоммерческим организациям, то есть не имеющим извлечение прибыли в
качестве основной цели их деятельности и не распределяющим полученную прибыль
между участниками (пп.1 и З ст.50 ГК), закон разрешает конкурентные действия
лишь при осуществлении ими предпринимательской деятельности. Последнее обстоятельство
служит основанием для отнесения их к хозяйствующим субъектам (абз.5 ст.4 Закона
о конкуренции). Однако некоммерческие организации могут заниматься предпринимательской
деятельностью постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых
они созданы. Под предпринимательской деятельностью некоммерческих организаций
понимается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям
создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных
бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах
и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика (п.2 ст.24 Федерального
закона от 12 января 1996 года "О некоммерческих организациях"). Представляется,
что оговорка в законодательстве, предоставляющая некоммерческим организациям
возможность осуществлять предпринимательскую и соответственно конкурентную
деятельность на рынке, а также введение специального понятия предпринимательской
деятельности некоммерческих организаций противоречат юридической природе и
цели создания некоммерческих организаций, что может привести на практике к
фактическому осуществлению конкурентной деятельности за привлечение потребительского
спроса лицами, прикрывающимися юридической формой некоммерческой организации
(и связанными с ней льготами и преимуществами т.д.). Использование таких преимуществ
в конкурентной борьбе следует квалифицировать как недобросовестную конкуренцию
(то есть правонарушение).
Определенная группа участников имущественного оборота не имеет права
осуществлять конкурентные действия. В частности, к ним относятся отдельные
физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Из числа некоммерческих организаций таковыми являются сельскохозяйственные
потребительские кооперативы (абз.5 ст.4 Закона о конкуренции). Лишены права
конкурировать также федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в
том числе должностные лица органов государственной власти и управления.
Не относятся к конкурирующим субъектам потребители, так как они не принимают
непосредственного участия в конкурентной борьбе на рынке. Это находит подтверждение
в действующем законодательстве. В частности, в определениях понятий "конкуренция"
и "хозяйствующие субъекты" упоминание о фигуре потребителя вообще отсутствует
(см. ст.4 Закона о конкуренции). Под потребителем понимается гражданин, имеющий
намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий
товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных
с извлечением прибыли (ч.2 преамбулы Закона РФ от 7 февраля 1992 года "О защите
прав потребителей" с изменением на 9 января 1996 года).
Потребители, а также покупатели (заказчики), являющиеся хозяйствующими
субъектами, выступают в качестве третьей стороны в конкурентной борьбе на
рынке. Ведь цель состязания между конкурентами может быть достигнута лишь
в том случае, если результаты их хозяйственной деятельности (товары, работы,
услуги) будут одобрены и приобретены другими лицами, то есть потребителями
и покупателями (заказчиками).
Конкуренцию необходимо отличать от иных форм экономического соперничества,
существующих на отечественных рынках. Так, не следует относить к конкуренции
соперничество между потребителями (покупателями) либо между продавцами и потребителями
(покупателями) за предложение продавца (поставщика), в том числе на торгах,
аукционах и т.д. Последнее имеет место в ситуации недостаточности товара на
рынке (дефицита), вызванной различными факторами: неразвитостью рынка, правонарушениями
в сфере конкуренции (монополистической деятельностью или недобросовестной
конкуренцией), объективными обстоятельствами (единичные экземпляры товаров)
и т.д. Подобное соперничество не соответствует экономической сущности и предназначению
конкуренции - как состязательности субъектов предпринимательства за потребительский
(покупательский) спрос. Данное обстоятельство обусловливает ценность права
на конкуренцию и необходимость его государственной поддержки.
Таким образом, конкурентные действия могут осуществляться хозяйствующими
субъектами, являющимися потенциальными или реальными поставщиками (производителями),
изготовителями, исполнителями и продавцами товаров, работ, услуг (и только
между собой) в качестве одной из сторон соответствующих договоров с потребителями
(покупателями, заказчиками).
Сферы предпринимательской деятельности, в которых хозяйствующие субъекты
могут осуществлять конкурентные действия, определяются достаточно широко и
сводятся в основном к товарным и финансовым рынкам (включая рынок ценных бумаг).
Товарным рынком признают сферу обращения товара, не имеющего заменителей,
либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части, определяемой
исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей
территории и отсутствия этой возможности за ее пределами (абз.4 ст.4 Закона
о конкуренции). Соответственно под товаром понимается продукт деятельности
(включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена (абз.2 ст.4
Закона о конкуренции).
Для оценки конкурентной среды на товарном рынке устанавливаются его различные
параметры (продуктовые и географические границы, объем товарных ресурсов,
состав продавцов и покупателей рынка, барьеры входа на рынок и т.д.) (п.1.4
Порядка проведения анализа).
В действующем российском законодательстве отсутствуют определения понятий
"финансовый рынок" и "рынок ценных бумаг". Эти понятия собирательные и охватывают
в основном сферу обращения (купли-продажи, мены и т.д.) особых объектов гражданского
оборота - денег и ценных бумаг.
Ограничение и запреты на осуществление конкурентных действий установлены
в сферах предпринимательской деятельности, именуемых сферами естественной
и государственной монополий.

ассистент кафедры предпринимательского
права юридического факультета МГУ,
кандидат юридических наук С.Паращук

------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Жилинский С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности
(предпринимательское право). - М., 1998, с.330.
*(2) См.: Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М., 1997. с.170.
*(3) Большая советская энциклопедия. - М.: Изд-во "Советская энциклопедия",
1973, т.13, с.28-29.
*(4) См: Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика
и международные отношения, 1989, N 12, с.8.
*(5) См.: Melville L. Towards a British Law of Unfair Trading? // The
Trademark Reporter. 1971. V.61. N 5, p.370-330; Гражданское, торговое и семейное
право капиталистических стран. Сб. норм. актов. - М., 1987, с.207-208.
*(6) См.: Melville L. Указ. соч.; Collmonn R. The Law of unfair competition
and monopolies // Callaghan and Company. Illinois, 1981. N 1.
*(7) См.: Гинс Г.К. Новые проблемы в праве и основные проблемы современности.
- Харбин, 1931, с.212.
*(8) Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. - СПб., 1908. с.110.
*(9) Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. - М., 1995,
с.392.
*(10) Гальперин Л., Михайлова Л. Правовые аспекты недобросовестной конкуренции
// Правоведение. 1991. N 1, с.27.
*(11) Саватье Р. Теория обязательств. - М., 1972. с.335.
*(12) Шретер В. Недобросовестная конкуренция. - СПб., 1914. с.6.

Опубликовано 26 января 2005 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1106765936

© Portalus.ru

Главная ПРАВО РОССИИ Конкуренция: от экономической многозначности к правовой

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU