Полная версия публикации №1194352164

PORTALUS.RU ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ КРИЗИС ВОСПИТАНИЯ → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Б. Л. ВУЛЬФСОН, КРИЗИС ВОСПИТАНИЯ [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 06 ноября 2007. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1194352164&archive=1194448667&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 18.04.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Б. Л. ВУЛЬФСОН, КРИЗИС ВОСПИТАНИЯ // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 06 ноября 2007. URL: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1194352164&archive=1194448667&start_from=&ucat=& (дата обращения: 18.04.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

Б. Л. ВУЛЬФСОН, КРИЗИС ВОСПИТАНИЯ / http://portalus.ru.



публикация №1194352164, версия для печати

КРИЗИС ВОСПИТАНИЯ


Дата публикации: 06 ноября 2007
Автор: Б. Л. ВУЛЬФСОН
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1194352164 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Воспитание - и в теории, и на практике - всегда сталкивалось со сложнейшими вопросами человековедения: что такое человек? Как различаются люди по своим биологическим и психологическим данным? Чем детерминируются их помыслы, желания, поступки? Эти поистине вечные вопросы, встававшие перед мыслителями и учеными еще в глубокой древности, имеют прямое отношение к воспитательной проблематике. Тут представляется уместным обратиться к К. Д. Ушинскому. Полтора века назад он писал: "Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью, во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния - а средства эти громадные" [ 1 ].

Такие задачи воспитателя, столь блестяще сформулированные великим русским педагогом и психологом, ни в какой мере не устарели. Но решить их было необычайно трудно всегда; не стало легче и теперь.

При всех своих огромных научных достижениях человек до сих пор не проник в тайны сознания - главного дара, которым наделила его природа. Подлинная сущность человека во многом продолжает оставаться загадкой. Его антропологические и психологические свойства противоречивы и амбивалентны. Люди могут показывать образцы альтруизма и самоотверженности, порядочности и честности, но могут быть агрессивными, жестокими, завистливыми; даже самым лучшим из них порой трудно противостоять соблазнам богатства, славы, власти. Кровавые войны сопровождают всю многовековую историю человечества. Есть немало оснований опасаться, что и в наступившем новом веке люди будут по-прежнему бесконечно воевать, бомбить, взрывать... Видимо, в общественном организме и в природе человека таятся раковые клетки насилия, которые при определенных условиях способны быстро разрастаться. Человек относится к тем немногим живым существам, которые убивают представителей своего рода. Он порой действует, не соотносясь с разумом, оказывается во власти неосознанных тревог, страхов, фобий, иррациональных импульсов. Из его сознания нередко исчезают самые элементарные регулятивные ограничения, сдерживающие проявления агрессии, непредсказуемого неадекватного поведения.

стр. 3


--------------------------------------------------------------------------------

На этом фоне наше самоназвание "Homo Sapiens" ("Человек разумный") порой кажется необоснованно хвастливым. Ситуация не улучшается. Напротив, скорее выявляются признаки противоположного порядка. Учащаются симптомы снижения "этической планки" в сознании и поведении немалого числа людей. Снимаются элементарно необходимые "табу" в области морали. Развиваются антикультурные тенденции среди разных групп населения.

Заметим, впрочем, что жалобы на упадок нравов, на снижение морального уровня молодежи имеют многовековую историю. Известно, что они содержатся даже в сохранившихся манускриптах эпохи египетских фараонов. Но острота проблем в наше время действительно нарастает. Крайнюю озабоченность выражают ученые разных стран. Английский социолог З. Бауман видит главную причину в нестабильности и противоречиях глобализирующегося мира. В книге "Индивидуализированное общество" он пишет: "Сегодня принято и даже модно сожалеть о нарастании нигилизма и цинизма среди современных мужчин и женщин, критиковать их за безразличие к долгосрочным жизненным планам, приземленность и своекорыстие их желаний... Но большинство нравственных проповедников, обрушивающихся на упадок морали, забывают, однако, упомянуть, что очевидная тенденция, осуждаемая ими, является естественной реакцией на мир, в котором человек вынужден относиться к будущему как к угрозе" [2, с. 66].

Еще тревожнее звучит предостережение российского философа П. С. Гуревича: "...Главнейшая беда- вовсе не дефицит сырья для производства, не разрушение экологической среды. Научная мысль пытается отвести эти катастрофы. Кошмар в ином: психологические ресурсы человека не безграничны. Дело не в том, что разверзнется озоновая дыра или иссякнет нефтяная скважина. Раньше всего может не выдержать человеческая психика" [3, с. 41].

Все это оказывает сильнейшее воздействие прежде всего на молодежь.

Постиндустриальный мир - это не только автоматизация производства, новые информационные технологии и т. п. Это и становление нового типа человека, определение его места в современном социуме [4]. Тут сталкиваются принципиально разные, даже противоположные тенденции. С одной стороны - расширяющаяся демократизация общества, ликвидация сословных различий, установка на равенство всех перед законом, а с другой - усиливающаяся иерархия производственных и административных функций, определяющая фактическое неравенство. Образование разного уровня усиливает такое неравенство и нередко делает его необратимым.

Виды неравенства разнообразны и многочисленны. Ограничимся одним примером. В последние десятилетия резко возросли темпы и масштабы урбанизации. За вторую половину XX в. численность городского населения в мире выросла в три с половиной раза. Стремительно растут крупнейшие города - Нью-Йорк и Токио, Шанхай и Лондон, Париж и Москва. Они поглощают окрестные селения и образуют огромные мегаполисы. Социальная инфраструктура, включая и сеть учебных заведений, не везде поспевает за таким ростом. В принципе, города должны являться концентрацией высших достижений культуры. Но городские традиции складывались веками; вчерашние сельские жители трудно адаптируются к ним. Утратившие прежние связи, они чувствуют себя изолированными одиночками, несмотря на давку в общественном транспорте. Особенно остро это ощущается на первых порах молодыми людьми, усиливает кризисные явления в их среде.

Угрожающие размеры принимает детская и юношеская преступность в Запад-

стр. 4


--------------------------------------------------------------------------------

ной Европе. Подлинной социальной опасностью стали криминальные юношеские шайки ("Тедди бойз" в Великобритании, "Хальбштаркен" в Германии, "Черноблузники" во Франции, "Виттелони" в Италии, "Скунна фольке" в Швеции...). Их участники в возрасте от 13 до 17 - 18 лет, а порой и старше, собираются на площадях, скверах, во дворах, устраивают кровавые драки, совершают хулиганские нападения, кражи, ограбления и даже убийства. В США деликвентные группы из среды учащихся действуют и в стенах учебных заведений. Идеологической "подпиткой" преступных молодежных групп нередко выступают лозунги националистического экстремизма и расизма. Даже в Японии, где ситуация в этой области до недавнего времени казалась наименее тревожной, теперь увеличивается с каждым годом число детских и юношеских преступлений, растут ряды школьников-наркоманов, учащаются случаи грубого нарушения дисциплины в стенах учебных заведений.

В России существует обширное "социальное дно", составляющее до 5% всего населения: бомжи, нищие, алкоголики, наркоманы, проститутки... Они способствуют увеличению правонарушений и преступлений среди молодежи. По данным Генеральной прокуратуры за 2000 г., 2 млн. российских детей не имели постоянного места жительства, не учились, бродяжничали, приобщались к преступному миру. В ряде городов и поселков хулиганские молодежные банды буквально терроризируют население.

Одним из показателей общественного прогресса является удлинение периода детства, когда индивид еще не участвует в производительном труде и активной общественной жизни, а только готовится к ним, накапливая необходимые для этого силы, знания, творческий потенциал, приобщаясь к определенным социальным и нравственным ценностям. Но это не обходится без противоречий. В современном мире обостряется проблема взаимоотношений "отцов" и "детей", что в значительной мере связано с процессами акселерации. Многие молодые люди достигают биологической зрелости, физиологического совершеннолетия раньше, чем самостоятельного социального статуса. Это нередко становится источником внутрисемейных и общественных конфликтов и существенно усложняет задачи воспитания. Ситуация объективно усугубляется спецификой демографической эволюции. В странах Севера увеличение продолжительности жизни ведет к повышению удельного веса пожилых людей в составе народонаселения. Многие из них дольше, чем прежде, продолжают выполнять свои профессиональные и общественные функции. У части молодых людей складывается убеждение, что именно вследствие этого затрудняется их социальное продвижение, поскольку наиболее престижные рабочие места заняты "стариками".

Противоречива роль средств массовой информации. Их большое образовательное значение неоспоримо. Однако избыточное и неизбирательное потребление телевизионной и иной массовой информации может отрицательно сказаться на развитии индивидуальности и творческих потенций молодого человека. Главное же - многие телепередачи и кинофильмы фактически пропагандируют в той или иной форме насилие, жестокость, необузданную сексуальность. Перед их воздействием на молодежь нередко оказываются бессильными и семья, и школа. Россияне хорошо знают это по собственному опыту и по многочисленным публикациям. Но подобная ситуация поистине интернациональна. "Наставления родителей и жалкие уроки морали входят в одно ухо и выходят из другого, - констатировал видный французский педагог А. Ложье. - Ребенка привлекает то, что он видит в кино и на экране телевизора: убийства и насилия, победы ганг-

стр. 5


--------------------------------------------------------------------------------

стеров над блюстителями порядка, женщины легкого поведения, ночные клубы" [5, с. 55]. Американские социологи и психологи на основе многочисленных исследований констатировали "драматическую связь" между показом насилия на телеэкранах и преступностью молодежи.

Острота проблемы вызвала озабоченность законодателей разных стран. Палата общин Великобритании в 1992 г. официально одобрила доклад "Видеонасилие и дети", в котором говорилось: "Возможно, допуская распространение таких фильмов, мы закладываем мину замедленного действия, которая может взорваться на улицах наших городов через 5 - 10 лет". Палата приняла билль, допускающий показ видеолент с элементами садизма и порнографии только в ночное время. Конгресс США принял в 1990 г. закон "О телевидении для детей". В 2003 г. проекты законов "Защита детей от секса и насилия в видеоиграх" и "Защита детей от телевизионных программ, провоцирующих насилие" были представлены в Конгресс и Сенат США. Аналогичные законодательные документы разрабатываются Федеральным Собранием России.

Задача состоит не в создании или восстановлении идеологической цензуры, охраняющей конъюнктурные интересы политического истеблишмента. Но необходима реализация продуманной государственной политики, способной оградить граждан, прежде всего молодежь, от посягательств на нравственные основы цивилизованного общества. Учебным заведениям в одиночку с этим не справиться. Свобода слова - великое завоевание, но она не должна ставиться выше морали, а тем более - в противовес ей.

1960-е и 1970-е гг. в США и Западной Европе были ознаменованы так называемой "сексуальной революцией". Ее первыми жертвами стали традиционные взгляды на семью и брак. В молодежной среде получили популярность установки на "товарищеский брак", предусматривающий частую смену сексуальных партнеров и отказ от деторождения, поскольку забота о детях "мешает свободному развитию личности". Получили известное распространение однополые браки; в отдельных странах они приобрели даже официальное государственное признание. Оживилась активность лесбиянок и геев [6, с. 240 - 245]. Активная пропаганда этих извращений, противоречащих фундаментальным законам природы (здесь не имеются в виду патологии чисто медицинского свойства), часто не встречает в странах Севера должного отпора со стороны здоровой части общества. В 1980-х гг. волны "сексуальной революции" докатились и до России. И хотя большинство молодых людей остаются приверженными традиционным ценностям семьи и брака, тем не менее, последствия "сексуальной революции" до сих пор дают о себе знать.

С целью противодействия таким тенденциям в ряде стран введены специальные учебные курсы полового воспитания. Это принципиально новое явление; до недавнего времени школа, как правило, старалась не касаться таких вопросов. Возраст сексуального дебюта заметно снижается; молодые люди раньше, чем прежде, начинают половую жизнь. Естественно, нужно, чтобы они избегали связанных с ней опасностей и нежелательных последствий. Эти новые явления объективно освещаются, в частности, в работах известного российского ученого И. С. Кона [7]. Но нередко само прикосновение школы к этой проблематике вызывает негативную реакцию многих родителей, педагогов, публицистов в ряде стран, в том числе и в России. В некоторых статьях, публикуемых в российских периодических изданиях, утверждается, что такие учебные курсы являются будто бы "криминальной эротизацией" несовершеннолетних и что это сознательно инициируется врагами России, стремящимися таким путем подорвать физическое и

стр. 6


--------------------------------------------------------------------------------

нравственное здоровье русского народа. Показательно, однако, что когда в 1960-х гг. начали вводиться курсы полового воспитания в школах США, то тамошние антисоветчики, выступавшие под личиной блюстителей нравственности, утверждали, что это "преступная затея" либералов, действующих по наущению советских спецслужб. Как видно, неоконсерваторы разных стран порой используют сходную аргументацию.

В принципе, учебные курсы, о которых идет речь, должны иметь в виду не только просвещение физиологического и медицинского характера. Их важнейшая функция - воспитание чувств, утверждение высоконравственных отношений между мужчиной и женщиной. Пособия по этому курсу подробно знакомят старших школьников с анатомией и физиологией генитального аппарата мужчины и женщины, дают необходимые рекомендации по половой гигиене и применению противозачаточных средств. Это полезно как подготовка к браку, в котором сексуальная гармония играет столь большую роль. Однако задачи нравственного воспитания в таких пособиях реализуются недостаточно, что вызывает справедливые нарекания.

В странах Севера глубокую трансформацию переживает семья. Меняются нормы матримониального поведения. Жесткая структура авторитарной семьи с непререкаемым авторитетом мужа и подчиненным положением жены уступает место новым отношениям, где женщина чувствует себя все более равноправной и во многом именно она определяет нормы семейной жизни. Такая трансформация в целом безусловно прогрессивна; вместе с тем, она создает и ряд проблем, делает семью менее стабильной. В большинстве стран Европы и в Северной Америке уменьшается число заключаемых браков и одновременно растет число разводов. В России эти проблемы приобретают все большую остроту [8]. После развода у многих российских женщин существенно уменьшаются шансы вновь выйти замуж, и не потому, что "не берут", а потому, что просто не за кого; в возрасте "за тридцать" одиноких женщин значительно больше, чем "свободных" мужчин. В результате в 2000 г. около 400 тыс. несовершеннолетних детей оставались без одного из родителей, чаще всего - без отца.

Среди разнообразных функций семьи первостепенное значение, бесспорно, имеет воспитание детей. Эта функция пронизывает всю ее жизнь, связана со всеми аспектами ее деятельности. Семья - первая и важнейшая сфера физического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка, главный канал связи между поколениями. Поэтому распад семьи больнее всего ударяет именно по детям, крайне отрицательно отражается на их воспитании.

В связи с этим обратимся к еще одной проблеме. В 1989 г. ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. В 1990 г. она вступила в действие и в Российской Федерации. Общая гуманистическая направленность этого важного международного документа очевидна. Он отражает тревогу общества за судьбу детей, направлен на то, чтобы оградить их от насилия и жестокого обращения.

Однако некоторые тезисы Конвенции, видимо, нельзя во всех случаях жизни понимать буквально. Статья 13 Конвенции провозглашает, что ребенок имеет право свободно "искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме"... В статье 16 говорится: "Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществлении его права на личную жизнь...". Фактически такие тезисы ставят под вопрос прежде всего традиционные и естественные нормы семейного воспитания. По нашему мнению, родители безусловно должны иметь право ограничивать возможность получения ре-

стр. 7


--------------------------------------------------------------------------------

бенком информации, не соответствующей его реальным нуждам и правильно понимаемым интересам. И думается, права ребенка на "личную жизнь" не могут быть безграничными. Для нормального функционирования семьи и ее воспитательных функций там должна соблюдаться определенная иерархичность, исключающая "одинаковые права" ребенка и родителей. Конечно, архаичные "домостроевские" методы воспитания сегодня неприемлемы. Но борясь со старым, не следует бороться с вечным. И когда у ребенка еще не сформировались понятия и навыки внутренней дисциплины, то остаются необходимыми внешние ограничения и запреты. Показательно, что "ультралиберальная" модель воспитания "по доктору Споку", имевшая относительно недавно широкое распространение, теперь все чаще подвергается обоснованной критике. Становится очевидным, что установка на "максимальную автономию" и "свободу самовыражения" для тинейджеров часто приводит не к развитию их творческой энергии и расцвету молодых талантов, а к культу вседозволенности, распущенности, росту юношеской преступности, размыванию нравственных норм.

Какие мировоззренческие и теоретические ориентиры должны лежать в основе осмысления и решения актуальных вопросов воспитания? Эта проблема сохраняет большую остроту во всем мире.

На Западе в условиях мировоззренческого плюрализма обнаруживается множество различных подходов, между сторонниками которых происходит порой резкая полемика, а перед педагогом-теоретиком стоит проблема выбора мировоззренческой и методологической ориентации. В теориях воспитания находят специфическое отражение те или иные тезисы прагматизма и неопозитивизма, экзистенциализма и неотомизма, философской антропологии и неофрейдизма, а также исходные установки различных социологических и психологических школ.

Во многих исламских странах принципы воспитания непосредственно выводятся из норм шариата.

В нашей стране до недавнего времени фактически отсутствовала проблема выбора. Марксизм являлся не только единственной легальной философией, но и единой государственной идеологией. Она представлялась как некий монолит, поставленный над всеми науками и имеющий окончательные и неоспоримые ответы на самые сложные вопросы мышления и бытия. При этом марксизм был предельно примитивизирован, что, впрочем, вполне закономерно: когда социально-философская теория превращается в массовую идеологию, то ее собственно научный компонент неизбежно несет потери.

С конца 1980-х гг. ситуация в корне изменилась. Перед российскими педагогами открылись широкие возможности разработки разнообразных концепций воспитания с учетом и отечественного исторического наследия, и зарубежного опыта, и достижений современной российской науки. Отметим, однако, что такую множественность отечественных и зарубежных концепций можно оценить по-разному, либо как богатство педагогической мысли, либо, напротив, как свидетельство ее неспособности адекватно решать насущные вопросы образования и воспитания. Конкретные решения могут строиться и на истинных, и на ложных теоретических посылках. Спорить о них можно до бесконечности; только время покажет их подлинную ценность и значение. Мы часто оказываемся на границе между истиной и заблуждением.

Представляется, что ни одна из современных философско-педагогических теорий и политических доктрин не в состоянии адекватно определить и четко конкретизировать основные цели и средства воспитания. Отсюда и "кризис идеалов". К чему стремиться? Какие жизненные цели преследовать? Кого можно было бы

стр. 8


--------------------------------------------------------------------------------

избрать образцом для подражания? Эти экзистенциальные вопросы, остро волнующие молодежь, фактически остаются без ответа везде, и не столько в бедных, сколько в самых благополучных, "сытых" странах.

Быть может, особенно актуальны они для России. 20 лет назад в Советском Союзе началась перестройка. Она дала толчок демократическому обновлению, провозгласила политические и экономические свободы, многопартийность, отмену цензуры. Положительное значение этих начавшихся перемен неоспоримо. Однако реформы во многом не удались. Не сбылись надежды на то, что развитие рыночных отношений и политический плюрализм как бы автоматически создадут нового человека, свободного от наследия тоталитарного прошлого. Развеялись многие иллюзии. Широкие массы населения России, как и других стран на постсоветском пространстве, как бы внезапно вырванные из нелегких, но привычных условий существования, трудно адаптируются к новой системе социальных и духовных координат. До сих пор не изгладилось впечатление исторической катастрофы, особенно у немолодых людей: мир, в котором человек родился, вырос, жил, внезапно разрушился в силу непостижимых причин. Конечно, у каждого поколения есть основания сетовать на свое время; безоблачных времен история не знает. Но ситуация, в которую попали массы после распада Советского Союза и крушения социального строя, существовавшего в течение многих десятилетий, воспринимается особенно болезненно. Сегодня абстрактные лозунги демократии и либерализма разочаровывают не меньше, чем еще совсем недавно многими отвергались тезисы "реального социализма", столь явно противоречившие окружающей реальности.

Теоретики марксизма заявляли, что самые острые общественные проблемы разрешит приход к власти пролетариата, который без сожаления "до основания" разрушит все веками складывавшиеся устои жизни и создаст новое, глубоко гуманное общество - коммунизм. Известно, чем кончились подобные попытки. В 1990-х гг. российские реформаторы уповали на становление и развитие "среднего класса", связывая с этим наше общественное и моральное возрождение. Но настоящего "среднего класса" так и не возникло, а появившиеся как бы чудом олигархи в большинстве своем откровенно и более того - вызывающе игнорируют элементарные нормы социальной справедливости и нравственности. Такой богач поразительно быстро забыл, что еще совсем недавно жил в коммуналке (пять семей в одной квартире, столько же индивидуальных столиков на кухне, утренние очереди в туалет...), а зарплаты едва хватало от получки до получки. Теперь его предприятие месяцами задерживает сотрудникам более чем скромную зарплату, а у него - несколько квартир, дачи, охрана, отдых на Канарах, дети учатся в дорогих зарубежных школах... Он не только не проявляет чувства гражданской ответственности; у него как бы атрофировался даже инстинкт социального самосохранения.

В современной России ухудшение материального положения немалой части населения, резкое углубление социальных контрастов, а также интенсивная антиреформаторская пропаганда средств массовой информации и литературы определенного направления - все это стимулировало развитие ностальгических настроений среди части населения. Под тезисом "что мы потеряли" представляется идиллическая картина дореволюционной России: честный и самоотверженный царь, благородное дворянство, меценатствующие промышленники и купцы, трудолюбивое и богобоязненное крестьянство... Идеализируется и система образования. Например, вопреки общеизвестным историческим фактам, статья, опуб-

стр. 9


--------------------------------------------------------------------------------

линованная в "Известиях" (24 июля 2004 г.), категорически утверждает, что в царской России "возможность получения среднего и даже высшего образования была у всякого, кто хотел его получить!" И все это как бы внезапно разрушила кучка революционеров, среди которых, к тому же, оказалось слишком много "инородцев". Не осознаются подлинные глубокие причины развала Российской империи, правящие круги которой безнадежно опоздали с необходимыми реформами, так же как много десятков лет спустя обнаружила абсолютную неспособность к самореформированию коммунистическая власть. О советском периоде немало людей предпочитают вспоминать также только положительное: отсутствие резких проявлений национальной розни, ликвидацию безработицы, бесплатные социальные услуги. При этом как бы забываются массовые репрессии 1920 - 1940-х гг., высылки целых народов, жестокое "раскулачивание" и деградация деревни, постоянный дефицит продовольствия и товаров массового потребления, полное отсутствие гражданских и политических свобод, ложь и лицемерие официальной пропаганды, во все проникающий контроль органов безопасности.

Так своеобразно сочетаются "историческая память" и "историческое беспамятство". Все это должно определенным образом учитываться при определении содержания образования и воспитания в наших учебных заведениях.

В современных условиях становится все более очевидным, что во всем мире для преодоления кризисных ситуаций в развитии человека необходимы прежде всего не трансформации общественных структур, в каких бы формах - революционных или эволюционных - они ни проходили, но нечто гораздо более сложное: глубокие изменения в сознании и поведении современного человека, которые облагородили бы его внутренний мир, наполнили бы новым содержанием его стремления, социальные и эстетические идеалы, представления о добре и зле. Задача состоит в целенаправленном формировании гуманистического сознания индивида, группы, общества и, наконец, всего человечества.

Гуманизм как идеология внутренне противоречив. Как совместить антропоцентрический культ индивида, провозглашение приоритета интересов каждой отдельной личности с объективными потребностями общества и государства? Это не отвлеченные умозрительные рассуждения. Они находят прямой выход в педагогическую теорию и практику. Гуманизм не коренится в биологической структуре человека, он не присущ ему от рождения. Каждый индивид должен заново усвоить какие-то элементарные гуманистические ценности. Поэтому подлинно гуманистическое воспитание сталкивается с рядом сложнейших проблем, оно не может осуществляться как бы автоматически, требует больших усилий от воспитателей, существенных изменений и самой системы воспитания, а также переосмысления некоторых фундаментальных положений, еще недавно казавшихся аксиоматическими.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ушинский К. Д. Собр. соч. Т. 2. М.; Л., 1948.

2. Бауман З. Индивидуализированное общество. Пер. с англ. М., 2002.

3. Гуревич П. С. Антропологическая катастрофа // Свободная мысль. 1997. N 11.

4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Пер. с англ. М., 1999.

5. L'education nationale. Ouvrage collectif. P., 1985.

6. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Выживание. М.; Воронеж, 2005.

7. Кон И. С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века. Дубна, 2001.

8. Дармодехин С. В. Семья и государство. М., 2001.

стр. 10

Опубликовано 06 ноября 2007 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1194352164

© Portalus.ru

Главная ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ КРИЗИС ВОСПИТАНИЯ

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU