Полная версия публикации №1413097184

PORTALUS.RU ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Г. Н. Богомолова, ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 12 октября 2014. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1413097184&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 20.04.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Г. Н. Богомолова, ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 12 октября 2014. URL: https://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1413097184&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 20.04.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

Г. Н. Богомолова, ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / Педагогическое образование и наука, № 11, 2011, C. 16-22.



публикация №1413097184, версия для печати

ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Дата публикации: 12 октября 2014
Автор: Г. Н. Богомолова
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 11, 2011, C. 16-22
Номер публикации: №1413097184 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Автор: Г. Н. Богомолова

Г. Н. Богомолова - кандидат педагогических наук, доцент Липецкого государственного педагогического университета, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования
 
Статья посвящена деятельностному развитию непрерывного профессионального образования в системе Государственного образовательного стандарта средней профессиональной школы. Рассматривается непрерывное образование как ценность теории обучения. На примере эмпирического материала обосновывается необходимость перехода от традиционной к инновационной педагогической деятельности; раскрывается содержание компетентностного потенциала непрерывного образования; представлены компоненты технологии непрерывного образования как целостного педагогического процесса; показана роль непрерывного общего и профессионального образования в системе подготовки современного специалиста.
Ключевые слова: образование, непрерывное профессиональное образование, принципы непрерывного образования, ценности, инновации, мотивы, условия.
 
Непрерывное профессиональное образование определяет один из главных векторов процесса модернизации образовательной политики России. Сегодня мы стоим перед глобальным нарастающим процессом инноваций и нанотехнологий в экономике, технике, культуре, образовании. Обществу необходимы компетентные специалисты, способные открывать, исследовать, созидать. Путь от образования к непрерывному образованию обеспечивает личности процесс постоянного повышения критериального уровня знаний, умений, профессиональных навыков. Образование и непрерывное образование - категории, обозначающие специфическую меру структурного и процессуального единства педагогического процесса.
 
В соответствии с Законом РФ "Об образовании" образование - это "целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней" [1, с. 3]. По Международной стандартной классификации образования ЮНЕСКО, термин "образование" включает в себя все виды целенаправленной и систематической деятельности, осуществляемой в целях удовлетворения образовательных потребностей. Образование есть результат процесса обучения, выражающийся в системе знаний, умений и навыков, а также процесс воспитания, самовоспитания, развития и саморазвития; при этом главным является не объем знаний, а их соединение с личностными качествами субъекта, формирование культуры учебного труда и непрерывного образования.
В гл. 1 "Общие положения" Закона РФ "Об образовании" отмечается:
1) "Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной;
2) организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является федеральная программа развития образования" [1, с. 3].
 
"Образование непрерывное - целенаправленное получение человеком знаний, умений и навыков в течение всей жизни в учебных заведениях и путем организационного самообразования. Оно дает возможность постоянно удовлетворять развивающиеся потребности личности и общества в образовании, всеохватывающем по полноте, индивидуализированном по времени, темпам, направленности, предоставляющем каждому возможность реализовать собственный путь получения образования независимо от возраста, первоначально приобретенной профессии, места жительства" [2, с. 209].
 
Все возрастающую роль в процессе изменения, развития, совершенствования системы знаний человека играет непрерывное образование, которое является абсолютной формой бесконечного овладения личностью новыми знаниями, умениями, навыками. "Цель непрерывного образования - поддержание общественно и индивидуально необходимого уровня культуры, общеобразовательной и профессиональной подготовки. Организуется на принципах всеобщности, демократизма, доступности, непрерывности, интегративности, преемственности, принципа самообразования и оперативности" [3, с. 93].
 
Планетарный, инновационный подход к обсуждению образовательных проблем, связанных с глубинными парадигмальными изменениями, позволяет обратиться к инновационной программе модернизации среднего профессионального образования.
 
Инновационное обучение создает новый тип учебно-познавательного процесса, который предвосхищает выполнение конструктивного государственного проекта нового Закона Российской Федерации "Об образовании".
 
С позиции инноваций Областное образовательное автономное учреждение среднего профессионального образования "Липецкий медицинский колледж" в 2011 г. модернизировался в Региональный образовательный центр инновационных технологий среднего профессионального образования "Липецкий медицинский колледж". Преподаватели учебно-научно-методологического центра формируют у выпускников навыки лечебно-диагностической, медико-профилактической деятельности, а также мотивационно-ценностное отношение к непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию. К примеру, были разработаны специальные приложения для популярного в молодежной среде iPhone 6 16Gb, что существенно повысилось привлекательность инновационного образования в среде молодежи.
 
Бесспорным достоинством профессионально компетентного коллектива педагогов данного учебного заведения является умение работать, опираясь на принципы педагогической неологии:
 
1) способствуют инновационному развитию системы среднего профессионального образования;
 
2) освободились от известных штампов и стереотипов в обучении;
 
3) воспитывают индивидуальный стиль интеллектуального познания мира и общества;
 
4) формируют культуру учебного труда и навыки непрерывного медицинского и общего образования;
 
5) воспитывают у студентов базовую культуру личности;
 
6) формируют адекватную самооценку, новый стиль мышления и поведения;
 
7) отказались от авторитарного, директивного стиля общения;
 
8) выстраивают субъект-субъектные взаимоотношения между преподавателями и студентами;
 
9) воспринимают обучаемого как наивысшую ценность, как уникальную, неповторимую, самобытную личность;
 
10) обращаются к студентам преимущественно с просьбой, пожеланием, советом;
 
11) выстраивают требования к обучаемым, адекватные их возможностям и педагогической ситуации;
 
12) реагируют на реакцию студентов с учетом их текущих психических состояний;
 
13) являются неформальным лидером учебного коллектива;
 
14) постоянно используют стимулы социальной активности воспитанников;
 
15) четко планируют свою работу, проектируют перспективы учебно-воспитательной деятельности, центром которой является личность студента;
 
16) проявляют разумную инициативу по одобрению и поддержке полезных начинаний со стороны обучаемых;
 
17) объективно оценивают свои действия и действия воспитанников, анализируют неиспользованные резервы в работе;
 
18) положительно разрешают возникающие конфликты и направляют их в конструктивное русло;
 
19) широко используют методику коллективных творческих дел;
 
20) при руководстве студенческим коллективом развивают формы самоуправления и т. д.
 
При инновационной технологии педагогического процесса студент является паритетным участником процесса воспитания и обучения как целенаправленной, управляемой и открытой системы. Реализация инновационных технологий опирается на самообразование и самовоспитание личности, поэтому воспитание непрерывного образования является одним из главных направлений деятельности педагогов медицинского колледжа, которые знают, что использование педагогических новшеств приводит к новому, ранее неизвестному результату, развивающему теорию и практику обучения и воспитания.
 
Воспитание основ непрерывного образования осуществлялось в колледже и раньше, однако современные инновационные педагогические технологии предлагают отказаться от традиционной, консервативной формы обучения и внедряют новые эффективные формы, методы, принципы обучения, которые обеспечивают конкретизацию и дополнение прежнего знания.
 
Региональный образовательный центр инновационных технологий среднего профессионального образования "Липецкий медицинский колледж" при изучении основной образовательной программы по специальности 060109 "Сестринское дело" обеспечивает готовность молодых специалистов к профессиональной деятельности в современных инновационных учреждениях здравоохранения и научно-исследовательских центрах.
 
Систематическая работа коллектива преподавателей способствует формированию целостной системы мотивационно-ценностного отношения к непрерывному образованию. Мотивы - "побудители деятельности, складывающиеся под влиянием условий жизни субъекта и определяющие направленность его активности" [4, с. 149]. В роли мотивационной деятельности студента в системе непрерывного общего и профессионального образования выступает потребность в повышении своего уровня воспитания и образования, интерес к познанию мира и общества, установка "Я - будущий компетентный специалист" и т. д. Мотивы субъекта развиваются на протяжении всего процесса обучения через расширение и обогащение жизненного мира и предметной деятельности. Процесс формирования мотивационной сферы студентов медицинского колледжа к непрерывному образованию характеризуется интеграцией первично возникших побуждений в более крупные мотивационные единицы с тенденцией к образованию целостной мотивационной системы. Для первоначального этапа обучения средней профессиональной школы характерна аморфная структура побуждений с отсутствием выраженной иерархии мотива. Результатом педагогической деятельности преподавателей является формирование сложной структуры мотива с централизованной сознательно-волевой системой управления поведением обучаемого. Умение создавать и использовать определенные дидактические ситуации для воздействия на систему мотивов личности составляет важный компонент педагогического мастерства педагогов колледжа.
 
Непрерывное образование как дидактическая ценность имеет жизненно важное значение для субъекта. Ценности непрерывного образования постигаются в ходе усвоения знаний, умений, навыков гуманитарных, математических, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин. "В широком понимании в качестве ценности могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы, но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. В более узком значении принято говорить о ценности как о духовных идеях, заключенных в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения" [5, с. 659].
 
Формируясь в сознании, непрерывное образование как ценность постигается студентом в ходе изучения различных дисциплин, предусмотренных стандартом ГОС. Важным результатом такой модели обучения является формирование основных элементов ценностного отношения студента колледжа к непрерывному общему и профессиональному образованию:
 
1) "первичный слой желаний, ожиданий и предпочтений, образующих исходный уровень ментальности;
 
2) жизненный выбор индивида между ориентациями на ближайшие цели и ориентацией на отдаленную жизненную перспективу;
 
3) осознание индивидом того факта, что жизненный выбор вообще и ориентация на ценность в особенности, - это не одномоментный акт, а достаточно долговременное жизненное состояние, включающее в себя некоторое множество проб и ошибок; превращение ценностного выбора в основание для оценки других ориентации" [6, с. 790].
 
На индивидуальном уровне эта метаморфоза связана с тем моментом, когда решение студента заниматься непрерывным образованием превращается в решимость, поступки, убежденность. Целостная структура ценностного отношения обучаемого свидетельствует о его проективной реальности в системе непрерывного образования, которая связывает индивидуальное сознание с познавательной деятельностью, субъективную реальность с объективной. Ценность осмыслена студентом в качестве универсальной формы проектирования своей будущей профессиональной деятельности, которая модифицируется в зависимости от экономических условий социального бытия, открывая перед личностью пути инновационного развития.
 
Ориентация студента колледжа на ценность создает предельное многообразие образования и непрерывного образования, обеспечивая достаточную свободу личностного самоопределения. Понимание этого создает условия аксиологического представления деятельностного содержания развития непрерывного образования в контексте Государственного образовательного стандарта средней профессиональной школы. С этой целью дидактическая система педагогов направлена на органичное внедрение в каждую учебную дисциплину целей и задач непрерывного образования.
 
На пути от образования к непрерывному образованию преподаватели философии, права, социологии, политологии, экономики не абсолютизируют теоретические знания и представления о научных и духовных картинах мира, формах человеческого сознания, о соотношении ценностей, об основах государственного, административного, гражданского, трудового, семейного, уголовного права РФ, о социологическом подходе к пониманию закономерностей функционирования и развития общества и личности, о микро- и макроэкономике, налоговой, денежно-кредитной, социальной, инвестиционной политике, а главное - применяют инновационные технологии обучения, которые способствуют развитию у студентов навыков решения креативных профессиональных задач, определяющих роль нововведений в сфере развития медицины.
 
В процессе изучения гуманитарных (русский язык, культура речи, иностранный язык), математических и естественнонаучных дисциплин (математика, информатика) педагоги формируют знания, умения, навыки по предмету, деятельностно развивая непрерывное образование, понимая его как целостную совокупность средств, способов, форм преображения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры воспитания, гражданской и нравственной зрелости медицинского работника, его эстетического отношения к действительности. Деятельностное содержание развития непрерывного образования в контексте стандарта ГОС способствует приобретению знаний норм русского литературного языка, логики строения речи в соответствии с языковыми, этическими нормами; умений переводить со словарем иностранный текст профессиональной направленности и владеть 1200 - 1400 лексическими единицами иностранного языка; основных понятий математического анализа, численных методов решения прикладных задач и дифференцированных уравнений; умений автоматизированной обработки информации на ЭВМ, представлений о компьютерных и сетевых технологиях.
 
Формирование непрерывного образования весьма целесообразно организовано педагогами при изучении общепрофессиональных дисциплин (латинский язык, анатомия и физиология человека, патология, медицинская генетика, здоровый человек и его окружение, гигиена и экология человека, микробиология, вирусология, иммунология, фармакология, психология, экономика и управление здравоохранением, безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф). Преподавательский коллектив, опираясь на "Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 060109 "Сестринское дело" [7, с. 14], использует инновационные методы, формы, приемы обучения. При решении ключевых проблем общепрофессиональных дисциплин педагоги учитывают, что ценностное отношение к непрерывному образованию не является раз и навсегда сформированным, ему свойственны изменения при воздействии внешних и внутренних условий. Эффективность формирования положительной мотивации к дальнейшему изучению общепрофессиональных дисциплин определяется психолого-педагогическими условиями на учебных занятиях.
 
В философском энциклопедическом словаре отмечается: "Условие - то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие вещи, состояния, процесса, в отличие от причины, которая с необходимостью, неизбежностью порождает что-либо (действие, результат действия), и от основания, которое является логическим условием следствия" [8, с. 470]. "Условие - философская категория, выражающая отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Условие составляет ту среду, обстановку, в которой последние возникают, существуют и развиваются" [9, с. 474]. Следовательно, одной из задач обучения медицинского колледжа является создание условий эффективности деятельности педагога. "Условия эффективности деятельности преподавателя - субъективные и объективные требования и предпосылки, реализуя которые преподаватель добивается достижения цели в своей работе при наиболее рациональном использовании сил и средств. Главным объективным требованием к педагогической деятельности является достижение успеха в формировании у студентов потребности" к непрерывному саморазвитию, что способствует движению "к вершинам профессионализма в избранной области" [5, с. 627].
 
Инновационная модель обучения рассматривает условия как совокупность факторов, компонентов, обеспечивающих успешность учебно-познавательного процесса и развитие общего и профессионального непрерывного образования. Компетентностный подход к теории обучения утверждает, что при объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. В связи с этим основными принципами обучения на дисциплинах общепрофессиональной подготовки являются принципы непрерывного образования: гуманизации, демократизации, гуманитаризации, индивидуализации, интенсивного обучения, открытости образовательной системы, творческого обучения, вариативности, преемственности, гибкости, многообразия системы обучения, кадрового обеспечения.
 
Опираясь на принципы профессионального непрерывного образования, одной из первостепенных задач педагогов специальных дисциплин (сестринское дело, сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи) является выявление гуманистического потенциала субъекта познания, ценностного отношения медсестры к выбранной профессии. Согласно стандарту ГОС среднего профессионального образования, выпускник должен знать историю развития сестринского дела в мире и Российской Федерации; основные модели сестринского дела (В. Хендерсон, Д. Орэм, Н. Роупер); уметь оказывать медицинские услуги; обеспечивать безопасную среду для пациента в условиях учреждения здравоохранения; знать факторы риска, клинические проявления, осложнения; профилактику заболеваний внутренних органов; уметь взаимодействовать в лечебной бригаде; осуществлять этапы сестринского процесса; проводить текущую и итоговую оценку ухода; осуществлять лекарственную терапию по назначению врача; уметь консультировать пациента правилам применения лекарственных средств и организации лечебного питания и т. д. Для решения перечня задач специальных дисциплин важную роль выполняет процесс освоения медицинскими сестрами навыков непрерывного образования, так как изучить все знания, разработанные научным сообществом невозможно: сегодня студенту важно овладеть технологией поиска информации во Всемирном информационном пространстве.
 
Таким образом, учебный курс дисциплин, обогащенный деятельностным содержанием развития непрерывного образования в контексте среднего медицинского образования, позволяет педагогам названного учебного заведения реализовать цели и задачи непрерывного образования:
 
- создание необходимых условий для формирования базовой культуры личности с учетом индивидуальных особенностей, мотивов, интересов, ценностей;
 
- развитие обучаемого как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всего периода обучения;
 
- обеспечение каждому студенту постоянного творческого обновления, развития и совершенствования его профессиональных знаний;
 
- слияние обучения и воспитания в целостный педагогический процесс гармоничного развития личности и т. д.
 
Деятельностное содержание развития непрерывного образования в системе среднего профессионального образования имеет следующие компоненты:
 
- деятельностный, при котором необходима совокупность элементов учебного процесса: цели, задачи, мотивы, формы, результаты;
 
- субъектный - деятельность всех субъектов среднего профессионального учреждения: руководитель, заместитель руководителя, преподаватели, студенты, родители, методисты, консультанты, эксперты, спонсоры и др.;
 
- уровневый - инновационная деятельность субъектов на международном, федеральном, региональном, районном, внутривузовском уровнях;
 
- содержательный - насыщение, обогащение содержательной стороны изучаемых дисциплин методикой самообразования, самовоспитания, саморазвития;
 
- диффузный, который имеет индивидуальные этапы:
 
1) апробация в небольших масштабах;
 
2) восприятие;
 
3) распространение;
 
4) широкое внедрение непрерывного образования во все части учебно-воспитательного и управленческого процессов с прогнозированием на будущее.
 
Опыт обучения студентов Регионального образовательного центра инновационных технологий среднего профессионального образования "Липецкий медицинский колледж" подтверждает, что деятельностное содержание развития непрерывного образования в контексте средней профессиональной школы способствует формированию компетентных специалистов и является инновационным фактором развития профессионального образования.
 
Путь от образования к непрерывному образованию через контекст стандарта ГОС среднего профессионального образования - успешное самовыражение будущего специалиста в инновационной социальной среде. Деятельностное содержание развития непрерывного образования обладает огромным системным эффектом влияния на процесс преобразования системы обучения. Подтвердить научную новизну и практическую значимость непрерывного образования помогают философские категории "прерывное" и "непрерывное". "Прерывное и непрерывное - категории, обозначающие специфическую меру структурного и процессуального единства между внешне и внутренне связанными вещами, явлениями, состояниями. Соответственно, непрерывность (континуальность) выражает относительную проницаемость границ между отдельными "одно", слитность многих и разных "одно" в нечто для них единое" [6, с. 548]. Согласно учению о взаимосвязях количественных и качественных изменений, в процессе непрерывного профессионального развития находит свое концептуальное выражение идея единства прерывности и непрерывности, что позволяет изменить векторную связь образования с непрерывным образованием.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Российской Федерации "Об образовании ". Федеральный закон Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". - М.: ЮРКНИГА, 2005.
 
2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. - М.: МарТ; Ростов н/Д: МарТ, 2005.
 
3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2001.
 
4. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая Рос. энциклопедия, 2002.
 
5. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич. - Минск: Соврем. слово, 2005.
 
6. Современный философский словарь / Под общей ред. В. Е. Кемерова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2004.
 
7. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 060109 "Сестринское дело". - М., 2002.
 
8. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА - М., 2009.
 
9. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1991.
 
 

 
ACTIVE CONTENT DEVELOPMENT OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION
 
G.N. Bogomolova
 
candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Lipetsk State Pedagogical University, member-correspondent of the International Teacher's Training Academy of Science
 
The article is devoted to activity development of continuous vocational education in the system of State Educational Standard of Secondary Vocational Schools. Continuous education as the value of learning theory is analyzed in the article. Necessity of a transition from traditional to innovative educational activities is substantiated on the example of empirical material; content of competence-based capacity of continuous education is presented; components of the technology of continuous education as a holistic educational process are determined; the role of continuing general and professional education in the system of training of modern specialists is shown.
 
Key words: education, continuing professional education, principles of continuous education, values, innovation, motives, conditions.

Опубликовано 12 октября 2014 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1413097184

© Portalus.ru

Главная ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU