Рейтинг
Порталус

ПИСАТЕЛИ-ГОРЬКОВЧАНЕ

Дата публикации: 24 января 2011
Публикатор: genderrr
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Номер публикации: №1295877825


Я открываю свой книжный шкаф. На нескольких полках в нем под рубрикой "Книги писателей-горьковчан" одна к другой, плотно сомкнув строй, стоят и тоненькие, одетые в бумажные обложки брошюры в один-два листа со стихами, и солидные, в картоне, ледерине, произведения прозы объемом в двадцать-тридцать печатных листов. Вот годовые комплекты нашего ежемесячного журнала "Натиск" со сдвоенными и строенными номерами, а рядом - тома "Альманаха горьковских писателей", сменившего журнал с 1936 года. Перелистываю страницы этих изданий, просматриваю оглавления. Знакомые имена моих товарищей-писателей, знакомые названия произведений, названия, воскрешающие в памяти содержание того, что скрывается за скупыми словами заголовков: "Тараканы", "Парни", "Новая Балахна", "Обыкновенная женщина" и многие другие. И память вызывает живые картины событий, образы простых советских людей. Книги моих товарищей говорят мне и о различном для каждого из них пути вхождения в литературу, то стремительного, бурного, быстро замеченного читателями, как, например, это было с Н. Кочиным, первый роман которого "Девки" сразу вызвал широкий интерес читателей и принес автору большой успех, то очень трудного, "тернистого", - как выражались когда-то, каким был, скажем, путь в большую литературу для В. Костылева. Книги - это и разные писательские судьбы, с их творческими взлетами и подчас горькими неудачами, и вместе с тем для меня все это - история одного из многих в стране писательских коллективов, неотделимого от единого процесса идейного и организационного сплочения литературных сил. * * * Горьковская писательская организация ведет свою историю с 12 марта 1925 года. В этот день состоялось первое собрание литературной группы, организованной по инициативе работников редакции нижегородской молодежной газеты "Молодая рать" и присвоившей себе наименование этой газеты. стр. 194 -------------------------------------------------------------------------------- В литературную группу входили тогда П. Агеев (тогдашний редактор газеты), молодые журналисты - К. Смирнов, А. Распевин, В. Николаев, Б. Рюриков, П. Штатнов (М. Паняш) и некоторые другие. В "Молодой рати" стали регулярно печататься литературные страницы; художественное качество таких страниц показалось бы сейчас читателям во многом слабым, большинство произведений носило ученический характер: что же можно было требовать от молодых начинающих авторов, у которых было больше творческого энтузиазма, нежели опыта, приходящего с годами учения... Но роль литературных страниц, самого кружка, работавшего актива была, несомненно, положительной. Они привлекали к себе внимание авторов из среды трудящейся молодежи, также пробующих силы в творчестве, кружок пополнялся новыми участниками - в него вскоре вошли, например, поэт-комсомолец М. Шестериков, из Арзамасского района приехавший в город на учебу, поэты Ф. Жиженков, К. Поздняев и т. д. Так группа "Молодая рать"1 и стала ядром возникшей в 1928 году Нижегородской ассоциации пролетарских писателей, в которую кроме тех, о ком упоминалось уже, вошли приехавший в Н. -Новгород опытный очеркист, работник Ярославской газеты А. Муратов, Н. Кочин, только что выступивший в журнале "Октябрь" с первым романом "Девки", и А. Патреев, - оба они работали учителями. НАПП выпустила в 1929 - 1932 годах небольшие сборники стихов, рассказов, очерков - "Начало", "Будни", а также "В боях за Сормово" и "За ударные темпы", - книжечки стихотворных лозунгов-призывов и эпиграмм, отразивших участие местных писателей в осуществлении тогдашнего лозунга "РАПП - на предприятия", участие в борьбе рабочих Сормова и других заводов за ликвидацию возникших прорывов на производстве. В 1932 году появляется известное решение Центрального Комитета Коммунистической "партии "О перестройке литературно-художественных организаций", в связи с которым рапповские организации были повсеместно распущены. После Первого Всесоюзного съезда писателей СССР создается Горьковское отделение Союза советских писателей, представляющее творческую литературную организацию в области и в настоящее время. В Союз писателей первоначально были приняты прозаики А. Муратов - ответственный секретарь отделения, Н. Кочин, А. Патреев, Г. Федоров, поэты М. Шестериков, Б. Пильник, Н. Бирюков и критик Б. Рюриков; несколько позднее (1935 - 1938) в организацию вошли В. Костылев, поэты А. Белозеров2, А. Зарубин, критик А. Елисеев и сказитель-колхозник И. Ковалев. -------------------------------------------------------------------------------- 1 В 1928 году группа вошла коллективно в Московское объединение "Молодая гвардия". В 1927 году произошла незабываемая встреча молодых писателей-нижегородцев с В. Маяковским, который выступал в Н. Новгороде и посетил собрание литгруппы (см. стих. Маяковского "По городам Союза"). 2 А. Белозеров - один из старейших представителей русской пролетарской поэзии. Последний сборник его стихов - "Мятежные вихри" - был издан в 1928 году. Им написаны также интересные воспоминания об М. Горьком, Я. Свердлове, о революционных событиях в Н. -Новгороде в начале 900-х годов. В настоящее время Горьковское издательство готовит к выпуску избранные произведения (стихи, воспоминания, статьи) писателя, скончавшегося в 1954 году. стр. 195 -------------------------------------------------------------------------------- Отделение объединило вокруг себя большой творческий актив города, в который входили Г. Николаева, К. Поздняев, И. Симаненков, И. Рогов, Ф. Жиженков, журналисты Л. Кудреватых, А. Романов, Е. Рябчиков, критики Е. Сурков, Н. Барсуков и др. 1 Тридцатые годы. Первые пятилетки. Грандиозные трудовые победы страны на фронте индустриализации. Становление деревни на социалистический путь, укрепление колхозного строя... В художественную историю страны, труда советского народа немало хороших, добротно написанных страниц вписали и литераторы периферии, обращаясь прежде всего к фактам местной жизни. Так и писатели-горьковчане широко осваивают разнообразный материал действительности тех лет, создают произведения различных жанров о людях, строивших на пустырях гиганты-заводы, - автозавод, Балахнинский бумкомбинат, о котором восхищенно говорил Горький, посетивший его в 1928 году, о труде рабочих старейшего в стране завода "Красное Сормово" и т. д. Значительное место в творчестве горьковских литераторов занимают произведения о жизни деревни в условиях советской действительности - от первых лет революции до победы колхозного строя. Ведущей темой горьковской литературы тех лет становится тема современности, она находит свое выражение и в том, что печаталось тогда в нашем журнале "Натиск" (1931 - 1935) и в альманахе, сменившем журнал, и в тех книгах писателей, что выходили в местном и центральных издательствах, книгах, многие из которых заслуженно пользовались успехом у читателей не только в границах области. Это прежде всего относится к творчеству Н. Кочина, который особенно плодотворно работал в те годы, скоро заняв заметное место в союзной литературе. Успех был не случаен. В лице Н. Кочина мы имеем писателя с отчетливо выраженной творческой индивидуальностью, раскрывающейся как во взгляде художника на описываемые им явления жизни, так и в сочной по краскам палитре изобразительных средств, в стилевой манере. Н. Кочин выступил уже в первом большом романе "Девки" как писатель, обладающий богатым и хорошо знакомым по личному опыту материалом жизненных наблюдений. Творческие интересы, устремления Н. Кочина сосредоточены преимущественно на одной теме (если не говорить о "Кулибине") - это жизнь русской деревни, в которой его внимание привлекает складывание новых общественных и личных отношений, нового, социалистического сознания, порожденных Октябрьской революцией. Советская литература (А. Неверов, С. Подъячев, А. Серафимович, Ф. Панферов, Л. Сейфуллина и др.) уже с 20-х годов широко разрабатывала тему перестройки устоявшегося веками существования деревенского уклада и создала галерею образов людей, пробужденных революцией к активному деянию в жизни, - первых деревенских коммунистов. Это были чаще всего возвращавшиеся в деревню с фронтов красноармейцы или посланцы города - рабочие, комбедовцы, комсомольцы, селькоры, женщины, смело сбросившие с плеч своих "бабью рабью долю". В творчестве И. Кочина как раз подобные образы застрельщиков, пропагандистов новой жизни становятся центром событий, конфликтов, развертываемых в его произведениях _ "Девки" (1928), "Записки селькора" (1930), "Юность" (1937). стр. 196 -------------------------------------------------------------------------------- Такова и Парунька (Параня) из "Девок", преодолевающая унижение, оскорбления, дикие издевательства над личностью, сложившееся издревле позорное отношение к "бабе", - чтобы найти свое человеческое счастье в общественной деятельности, в борьбе за коммуну. Таковы и коммунист председатель комитета бедноты Яков Ошкуров и юный Семен Пахарев (образ, во многом построенный на автобиографической основе), сего восторженной устремленностью к живому новому делу, к культуре, к постижению красоты жизни и брат его - красноармеец Иван, и другие персонажи повести "Юность", повествующей о событиях первых лет революции в деревне. Все, о чем рассказывает Н. Кочин, связано с родным писателю селом Гремячие Поляны Дальне-Константиновского района нашей области; действующие лица в его произведениях - это земляки писателя, односельчане, с которыми он связан личным участием в событиях, - отсюда та достоверность и точная этнографичность, которые привлекают нас в изображаемых Н. Кочиным картинах и сценах. Но локальное не становится у Н. Кочина описанием лишь местных сцен, событий, бытовая колоритность не превращается в самоцель. Факты, явления действительности типизируются художником, выступают в картинах, художественно обобщающих глубокие социальные сдвиги, процессы, характерные для русской деревни тех лет. В Гремячей Поляне и вокруг издавна сложился кустарный промысел - вязка варежек на рынок, - этим занимались женщины деревень и сел. Но этот труд и после революции еще долгое время продолжал находиться в жестокой зависимости от кулаков-скупщиков. Н. Кочин пишет повесть "Записки селькора" (автор сам когда-то был селькором), в которой, давая живые, полные интересных подробностей картины труда женщин-кустарей, их взаимоотношений со скупщиками, разоблачал деятельность скупщиков, показывая, что путь к пресечению ее может лежать лишь в коллективной организации труда кустарей. Факты "Записок" - частные, выводы же из них имели не только местное значение. А используемая писателем форма повествования - записки селькора - позволяла ему решить и другую большую писательскую задачу: показать место и роль селькора в общественной жизни трудового крестьянства. Как это было своевременно и важно, видно хотя бы из письма селькоров, которое приводит М. Горький в статье "Беседа". Селькоры писали Горькому: "Вместе с этим хочется нам и еще один счет нашим писателям предъявить - мало мы видим книг, а о селькорах хорошую знаем лишь одну - это Кочина "Записки селькора". Мы просим писателей писать о селькорах, о их борьбе за зажиточную и культурную жизнь колхозников". Кроме названных произведений, Н. Кочин в 30-х годах выпускает несколько книг очеркового жанра о колхозном строительстве и передовых людях сельхозартелей ("Как вырастала новь", "Почин Починок") на материале, который ему давали многочисленные поездки в родной и другие районы области; пишет повесть "Тарабара" (1932) - о борьбе против уравниловки и обезлички в колхозном труде. Интересные характеры, сама проблема, - выдвинутая жизнью, своеобразие сказовой манеры повествования сделали и эту повесть заметной в литературе. В 1932 году в статье "О старом и новом человеке" М. Горький, отмечая становление в стране нового человека с социалистическим сознанием, указывал, что одним из могучих источников переделки психологии человека, его сознания является рабочий, пролетарский коллектив: "Деревенский парень, являясь работать на завод... попадает в мир явлений, которые, поражая его воображение, возбуждая мысль, освобождают ее от древних диких суеверий и предрассудков". стр. 197 -------------------------------------------------------------------------------- Изображение этого трудного процесса освобождения человека "от древних предрассудков", от пут старого и составляет содержание большого романа Н. Кочина "Парни" (1934), проблематика которого тесно связана с его романом "Девки". Развертывая в романе картины строительства на месте глухой деревушки Монастырки гиганта-автозавода, жизни большого коллектива строителей, в который вовлечены были многие тысячи людей, пришедших из деревень и впервые соприкоснувшихся с невиданным ими делом, "поражавшим их воображение", Н. Кочин повествует в романе о жизненном пути и судьбе молодого крестьянина из Монастырки Ивана Переходникова, о формировании в нем черт характера нового человека, осознающего себя творцом и хозяином нового мира. Широкую известность в стране получила и книга Н. Кочина "Кулибин" (впервые вышла в 1939 году в серии "Жизнь замечательных людей"), до настоящего времени остающаяся одной из лучших биографических работ о гениальном изобретателе-нижегородце. Она сочетает в себе серьезность научного биографического исследования, умелое использование научных и архивных источников с живым повествованием, образно воспроизводящим черты современной Кулибину эпохи. Талантливому писателю П. Штатнову (умер в 1943 году), начавшему литературную деятельность в 20-х годах со стихов, также свойствен был постоянный интерес к деревне, жизнь которой он отлично знал и в ее прошлом состоянии и в процессе перестройки, в движении по новому, социалистическому пути. В многочисленных очерках и рассказах и в двух крупных произведениях - повести "Прекрасная кисть" (1932), опубликованной в журнале "Земля советская", и романе "Комбинированная умница" (1934) писатель показывал уродливые черты старого деревенского уклада, жестокую "власть земли" над душой крестьянина, конфликты классовой борьбы в деревне, столкновение носителей собственнической идеологии с новым рождающимся сознанием коллективиста-колхозника. П. Штатнов умел создавать образы своих персонажей жизненно убедительными, точными по рисунку, запоминающимися как интересные, своеобразные индивидуальности. Его особенно привлекали характеры противоречивые, выражающие борьбу противоположных начал в отношении к складывающейся в условиях колхозного движения новой жизни, борьбу разума, тяготеющего уже к этому новому, с предрассудками прошлого. В "Прекрасной кисти", написанной в форме дневника (записок середняка Ивана Шаброва - "культурного хозяина"), П. Штатнов выразительно раскрывал эту двойственность сознания своего героя, разоблачал "рабскую приверженность" человека к своему клочку земли, цепко держащую Шаброва в паутине собственнических чувств - стяжательства, жадности, недоверия к людям. О побеждающей силе колхозного строя, которая приводит единоличника Фрола Чачикова к признанию торжества колхозной правды, повествует П. Штатнов в романе "Комбинированная умница". Как и Н. Кочин, П. Штатнов широко пользовался богатством народного языка - меткого, красочного, но к сожалению, он не всегда критически подходил к отбору лексического материала, и в его книгах нередки языковые сорняки вроде "навозыкивал", "притартыкивать", "устробунился" и т. п. В крупного, серьезного писателя вырос в 30-годы и А. Патреев, автор многих очерков (книга очерков о людях и работе леспромхозов - "В зеленых цехах") и рассказов (сборник "Страна родная"). Широкую известность А. Патрееву принесли ро- стр. 198 -------------------------------------------------------------------------------- маны "Глухая рамень" (в первой редакции 1933 года повесть "Таблица Крафта") и "Инженеры". В "Глухой рамени" действие развивается в одном из крупных леспромхозов в 1930 году. В многоплановом по содержанию произведении А. Патреев показал, как идеи социализма, во имя которого большой коллектив самоотверженно трудится, воспитывают в людях (Сорокин, Коробов и др.) высокие моральные качества, укрепляют их волю в борьбе с врагами, действовавшими в леспромхозе. Автор разоблачал буржуазную философию индивидуализма, выразителем которой выступает один из центральных образов романа - инженер-лесовод Петр Вершинин. Вершинин переносит на жизнь общества биологические законы. Эгоизм, самовыявление особи через борьбу со всеми, каждого с каждым - единственное, по его мнению, качество человеческого характера, помогающее "сквозь лесную чащу людей продираться к своему месту". Выживают только сильные. "Этот вечный биологический закон диктует волю группам, индивидуумам. На нем и вырастает политика класса ("группы")". Развертывая образ Вершинина, писатель показывает, как неизбежно смыкается практика поведения Вершинина - "субъективно честного человека" (так его характеризует директор леспромхоза Бережков) - с деятельностью тех, кому ненавистна новая утверждающаяся жизнь. Отрицая классовую борьбу, Вершинин ходом событий оказывается соучастником ее. В критическую минуту "сильная личность", жадно цепляясь за "свое место под солнцем", оказывается малодушной и трусливой. А следствие этого - гибель секретаря партячейки Горбатова, убитого классовым врагом Жиганом. Только смерть Горбатова раскрывает Вершинину, что его теория жизни ложна и используется врагами нового общества. Не находя для себя выхода, он кончает с собой: "Ты не понял, - говорит он себе, - что новый человек уже пришел, что он меняет мир, меняет и свое обличив... Нагнать не смогу: устал, а оставаться на задворках стыдно". Большой роман А. Патреева "Инженеры" написан на материале истории автозавода. Строительство Горьковского автомобильного завода привлекало внимание многих писателей-горьковчан (Н. Кочин - "Парни"; Г. Федоров - "Жизнь начинается вновь" и "Путь Джозефа Мервина" - об иностранных специалистах на строительстве; Б. Пильник - "Слышу, иду!", и др.). Эта стройка - одна из многих в стране - отражала грандиозность осуществляемого партией и народом плана индустриализации, небывалый размах творческого трудового подъема масс. Здесь собирались со всех концов страны десятки тысяч людей, возникали острые и сложные конфликты. И каждый из писателей находил в этом разнообразном материале жизни то, что более всего отвечало его творческим интересам, стремлениям. А. Патреева особенно интересовала проблема формирования и воспитания новой советской трудовой интеллигенции, отдающей свои знания, силы делу социализма. Так, в центре романа, охватывающего вообще-то очень широкую проблематику, которую невозможно охарактеризовать в кратком пересказе, становится тема борьбы "инженеров жизни, созидания" с "инженерами разрушения, смерти". Хитро, коварно действуют враги народа - инженер Штальмер, троцкист редактор газеты Гайтсман, бывший колчаковский офицер - парикмахер Иван Забава и др.; но все их происки, преступные деяния разбиваются, как о скалу, встречая несокрушимое единство трудового коллектива рабочих, инженеров стройки. Произведения Н. Кочина и А. Патреева, о которых я упоминал выше, длительное время не переиздавались и только сейчас выходят новыми изданиями, значительно стр. 199 -------------------------------------------------------------------------------- переработанными, углубленными (в Москве и Горьком вышли в 1957 году "Юность" и "Кулибин" Н. Кочина, выпускаются в 1958 году его романы "Девки" и "Парни"; издан и роман А. Патреева "Так начиналась жизнь", составляющий теперь первую книгу "Инженеров"). Я уверен, что современный читатель встретит эти произведения с тем же интересом, с каким мы принимали их много лет назад. На творческой судьбе В. Костылева (он не нижегородец по рождению, но с 1918 года почти до последних дней жизни - умер в Москве в 1950 году - жил сначала в одном из районов области, а затем в самом городе), пожалуй, наиболее отчетливо сказались те благотворные условия, которые были созданы для работников культуры, искусства социалистической революцией. Вряд ли многим из читателей исторических романов В. Костылева, которые стали появляться в литературе в 30-х годах, было известно, что к заслуженному успеху и признанию писатель пришел после трех десятилетий нелегкой работы в литературе и журналистике. Начав печататься еще в 1903 году (рассказ "Мелкий случай" в журнале "Развлечение"), он выступает во многих журналах ("Родина", "Искра", "Живое слово") и газетах с рассказами на темы жизни городской бедноты, мелких служащих, солдат царской армии. Затем он на много лет прекращает литературную деятельность, возвращаясь к ней лишь после революции, когда начинает активно работать в нижегородском журнале "Зори", в "Нижегородской коммуне", связывается с творческой средой. Но и здесь им не сразу была найдена главная тема его творчества. Собственно, только в 30-е годы начинается в жизни В. Костылева настоящая, большая писательская работа. В 1935 году В. Костылев публикует интересную повесть "Хвойный шторм" (позднее, в 1948 году, в значительно переделанном виде она выходит под названием "Счастливая встреча"), в которой дает живые картины, показывающие победу социалистической революции в глухих лесных районах Заветлужья, борьбу с кулацко-эсеровскими элементами. В эти же годы В. Костылева привлекает история Нижегородского края, он занимается в архивах розысками исторических документов, изучает их, и на основе изученного материала пишет большой роман "Питирим" (1936) - произведение, колоритно изображающее жизнь Н. Новгорода в петровскую эпоху и деятельность нижегородского епископа Питирима, натуры волевой, энергичной и жестокой в борьбе с расколом, столь сильным в Нижегородском Заволжье. За "Питиримом" появляются повесть "Барская затея" (1937) - о нижегородском крепостном театре, созданном в 1798 году князем Н. Шаховским, затем роман "Жрецы" (1937) - о терюшевском восстании мордвы в 1745 году. В 1939 году сразу в нескольких изданиях выходит патриотический роман В. Костылева "Козьма Минин", развертывающий яркие события организации народного ополчения, борьбы русского народа против польских интервентов вначале XVII века. "Козьма Минин" - одно из удачных произведений советской исторической беллетристики. В этом важном жанре художественной литературы В. Костылев и нашел свое истинное призвание, достиг значительного успеха и широкого признания со стороны читателей нашей страны. Заслуживают быть отмеченными и интересные воспоминания В. Костылева "Закоулки прошлого" (журн. "Натиск", 1933), в которых он рассказывает о своем детстве и юности, о московской литературной среде начала XX века. Плодотворно работал, преимущественно в жанре очерка, А. Муратов. В 1932 году он выпускает в местном издательстве книгу "Наше сердце", в которую вошли стр. 200 -------------------------------------------------------------------------------- очерки о сормовичах-судостроителях ("Море требует шхун"), о различных этапах строительства автозавода ("Оголовок", "Переходниковцы" и др.). Вместе с группой горьковских писателей (Н. Кочин, А. Патреев и др.) и московских писателей (А. Караваева, Г. Шторм, А. Яковлев) А. Муратов принимает участие в начатой по инициативе М. Горького работе над книгой "Прошлое и настоящее Горьковского края"1. А. Муратов написал для этой книги большой очерк "Новая Балахна", который в 1935 году печатался в журнале "Натиск". В этом очерке, бесспорно интересном по собранным фактам, А. Муратов допустил одну принципиальную и поучительную ошибку. В журнале "Вопросы литературы" (1957, N 7) опубликованы чрезвычайно ценные письма и отзывы М. Горького о работах по "Истории фабрик и заводов", которые он читал как редактор. Среди этих отзывов есть и отзыв об очерке А. Муратова и А. Яковлева, работавшего тогда над главой о Сормове. М. Горький писал по поводу "Новой Балахны": "...Данная рукопись рассказывает о том, с какими "перебоями" рос бумкомбинат Балахны. Он имеет вид произведения незаконченного и написанного как бы для того, чтобы рассказать о ротозействе, о равнодушии людей к делу. В этом виде он не найдет места в нашей книге. Нам нужно рассказать историю побед нового хозяина страны. Это не понято автором" (курсив наш. - А. Е.). Я привожу здесь эти замечания Горького об очерке А. Муратова потому, что заключенная в них мысль имеет значение и для писателей, работающих сейчас над современной темой, и теснейшим образом связана с теоретическими взглядами Горького на задачи литературы социалистического реализма. В самом конце 30-х годов в местных газетах начали печататься отрывки из большого исторического романа "Яков Воробьев", над которым А. Муратов работал много лет. Он посвящен событиям Октябрьского переворота 1917 года в Н. Новгороде и образу замечательного большевика, активного участника октябрьских событий в Нижнем и первого председателя Нижегородской Чека Я. З. Воробьева. Писатель не успел завершить работу над романом (А. Муратов в 1942 году погиб на фронте), но теперь по поручению отделения Союза писателей наш товарищ, поэт Н. Бирюков2, готовит рукопись к печати, и скоро читатели смогут ознакомиться с этим произведением. В 1938 году в члены Союза советских писателей был принят сказитель-колхозник из деревни Шадрино Воскресенского района И. Ф. Ковалев (род. в 1885 году), работавший избачом. В репертуаре И. Ковалева - около сотни различных сказок, созданных как на основе традиционных народных сюжетов, так и лите- -------------------------------------------------------------------------------- 1 Горьковский край был преобразован в область в 1936 году. Книга не была по ряду обстоятельств тогда завершена (написаны были лишь отдельные главы), но я думаю, что обратиться вновь к идее М. Горького - долг нашей писательской организации и общественности города. 2 Сам Н. Бирюков, кроме работы над стихами и переводами, с которыми он выступал в местных газетах, в "Натиске" и других изданиях, давно работает над созданием оперных либретто. Им написан текст оперы "Степан Разин" (альманах N 2), музыку которой написал старейший горьковский композитор А. Касьянов. Опера была показана в Горьком в 1940 году. В 1953 году опера ставилась в новой текстовой и музыкальной редакциях. Отмечу здесь же, что Н. Бирюковым были созданы для Большого театра уже в послевоенные годы новые либретто к операм Монюшко "Галька" и Бетховена "Фиделио", а в настоящее время он закончил работу над либретто оперы "Аскольдова могила" Верстовского. стр. 201 -------------------------------------------------------------------------------- ратурных источников ("Барышня-крестьянка" - пересказ повести Пушкина, "Чудо морское, зверь лесной" - близкая к сказке Аксакова "Аленький цветочек", "Огниво" - по мотивам андерсеновский сказки и т. д.). Особое место в репертуаре сказителя занимают созданные им новые сказки, посвященные подвигам героев советской страны - челюскинцам, В. Чкалову, А. Гризодубовой и их товарищам по смелым перелетам ("Ледяной холм", "Три сокола", "Три орлицы" и др.)- Несколько сказов И. Ковалева в 1940 году были изданы горьковским издательством, но наиболее полный свод их дан (запись Э. Гофман и С. Минца) в XI томе "Летописей" Гослитмузея (Москва), вышедшем в 1941 году1. Я так подробно останавливаюсь на работе горьковских литераторов в 30-е годы не потому, что те годы отличались большими творческими достижениями писателей, чем, скажем, современная их деятельность. Отнюдь нет. Творческая зрелость, художественный опыт, естественно, отчетливее проявляются в произведениях горьковчан, созданных ими в последующие годы (о чем пойдет речь ниже); выросла и сама писательская организация и ее актив. Но 30-е годы для большинства писателей-горьковчан были периодом творческого становления, когда определяется лицо художника, его творческие интересы, поиски своей темы, вырабатывается художнический почерк, и поэтому говорить только о современном состоянии областной литературы значило бы говорить о кроне дерева, забывая о корнях, питающих ее. Так, например, нельзя не увидеть в поэме М. Шестерикова "Огонек моей юности" (1957) мотивов, сближающих ее с такими ранними его поэмами, как "Петька", "Начало биографии", написанными в 30-х годах, со многими стихами ("Баллада о старике и комсомоле", "Горе моего отца", "Тетка Марья" и др.) из его первых поэтических сборников "Большевистская пашня" (1932), "Стихи" (1937). Двадцатилетний юноша из с. Хватовки вошел в литературу с ясным пониманием того, о чем он будет писать. Для него, как и для миллионов крестьянских пареньков и девушек, великая революция широко распахнула двери в просторный мир счастья, света, знания, и поэт с чувством огромной радости встречает новую жизнь, тянется к ней, воспевает ее: Мне хотелось... Чтоб новь поднималась опарой И везде комсомол наступал, Чтобы тятя мой - труженик старый Хоть разок на подушке поспал. Поэтическая биография сверстников поэта - молодых современников его, тех, кто не желал больше мириться с прежней тяжелой долей дедов и отцов, еще подчас -------------------------------------------------------------------------------- 1 Заметим, что Горьковская область богата народным творчеством, широкое изучение и сбор материалов которого развернулись особенно широко в послевоенные годы (фольклорист Н. Комовская из Москвы и местные фольклористы - С. Червяковский, В. Потявин и др.). Выявлено было много интересных хранителей устного народного творчества - песельников и сказителей; среди них выделяется замечательный мастер сказки - колхозник из села Темты Уренского района М. Сказкин (М. А. Лебедев), с творчеством которого (запись Н. Комовской) читатели могут ознакомиться по выпущенному Горьковским издательством сборнику "Сказки" М. Сказкина (1952). стр. 202 -------------------------------------------------------------------------------- державшихся за старое, довольствовавшихся прежними условиями существования, становится одной из излюбленных тем в творчестве М. Шестерикова: Мы сказали: мало в старом толку, Как тенета, путают плетни. Мы клеймили чахлую трехполку, Корчевали суеверья пни. Мы с межой полынной воевали, Соху криворогую кляня, Мы в село нетерпеливо ждали Лошадь из железа и огня... ("Петька") Поэт видел, как его сверстники, которые от тоскливо однообразного и темного быта не знали подчас, куда деть свою молодую удаль, силу и гордились "озорною славою своей", начинали понимать иной смысл в жизни, тянулись, как Петька Гатилов - "песенник и балагур и ухач на зависть всем ребятам" - к книге, шли в комсомол, становились борцами за новь деревенской жизни или, подобно сыновьям тетки Марьи (из стихотворения "Тетка Марья") и Николаю Малову (герою поэмы "Начало биографии"), уходили на заводы, стройки страны. М. Шестериков входил в литературу со своей, взятой от впечатлений бытия, темой, и со своей от реалистической поэзии идущей - поэтической интонацией, то задушевно-лиричной ("После дождя", "Письмо к девушке" и др.), то пронизанной подлинно народным юмором ("Баллада о старике и комсомоле", "Тараканы"), то гневной, решительной в обличении, как клятва комсомольцев над могилой сожженного врагами селькора Петьки. "Пестрая книга" - стихи Б. Пильника - вышла в 1935 году. Открывалась она программным для поэта стихотворением "Слышу, иду!": Автозавод позовет, Сормово. Снова и снова. - Слышу! Иду! Потому что нельзя не идти, Потому что и там Нужно накаленное слово Большой чистоты. Это было ответом молодого поэта на зов родины, чтобы "слово большой чистоты" служило великой созидательной работе народа. А до этого - романтика книжных приключений, экзотических стран, пестрые отражения в стихах красивостей и неясностей символистско-декадентской поэзии ("Черные громадины", "Смертные бреды"). Конечно, здесь многое шло у юноши от определенных, на веру принятых, литературных реминисценций, но что-то отвечало и действительным настроениям начинающего поэта. И лишь более тесное сближение с действительностью - политическая школа армии, участие в писательских рейдах на крупнейшие предприятия города - вело к постепенному освобождению от груза идейно чуждых влияний, рождало новые ощущения, свежее восприятие окружающего мира. И то, что было для Б. Пильника ранее средой, порождавшей лирическую горечь одиночества, теперь на многие годы становится объектом критики, разоблаче- стр. 203 -------------------------------------------------------------------------------- ния ("Время такое", "Стучит", "Ненависть", "Обыватель" и другие стихи начала 30-х годов). В его творчество входят мотивы современности с ее кипучим трудом, что и "костистого неврастеника" из стен, "доверху заставленных и тесных", выводит на просторы жизни, наполняет светлым ощущением бытия, чувством своего единства с советским коллективом. Б. Пильник пишет ряд отличных лирических стихотворений, тонких по передаче настроений ("Редко мы встречаемся", "Ходит солнечная старость"), стихи об интернациональной дружбе и солидарности. В романтически приподнятых, выразительных и богатых по ритмическому строю поэмах "Песни о крови" и особенно в "Сказе об отчаянном парнище", написанном в эпическом плане, поэт обращается к героике гражданской войны на Кубани, войны с белополяками, рисует образы коммунистов-комиссаров как вожаков народных масс в борьбе. Успешно работает Б. Пильник и над переводами произведений чувашских и марийских поэтов; в частности, им осуществлен первый перевод на русский язык поэмы классика чувашской литературы К. Иванова - "Нарспи". Среди произведений Б. Пильника последних лет особенно выделяются стихотворный рассказ "Василий Пошехонов" - о нашем земляке, юноше, герое Советского Союза, повторившем в боях с гитлеровцами в январе 1945года подвиг А. Матросова, и стихотворение "Батько мой с Черниговщины родом". Помимо стихов, Б. Пильник написал совместно с Героем Советского Союза А. Брянским, бывшим командиром крупного партизанского отряда, два тома записок "По ту сторону фронта", рассказывающих о замечательных боевых делах партизан, боровшихся с оккупантами в Белоруссии и на Украине. Первый том дважды издавался в г. Горьком и выходит в Воениздате, второй выпускается в этом году местным издательством. Но мы забежали вперед. А надо бы еще рассказать о том вкладе, который сделали в литературу 30-х годов А. Зарубин, Г. Федоров и другие писатели-горьковчане. Но о них - ниже. 2 В годы Великой Отечественной войны многие писатели-горьковчане ушли в ряды Советской Армии. С уходом в армию значительной части писателей, журналистов, литературная жизнь в городе, однако, не замерла. Самым крупным произведением, созданным в эти годы, была трилогия В. Костылева "Иван Грозный", за которую писатель в 1948 году был удостоен Сталинской премии. Глубокое изучение материалов исторического характера, документов, мемуаров дипломатов помогло автору создать значительное произведение. В. Костылев раскрывает в образе грозного царя прежде всего то главное, что составляло историческое значение его в развитии важнейших событий времени. А события охвачены широко: в нем показано стремление Ивана IV к овладению исконно русскими землями на Балтийском побережье, нарвское плавание и установление дипломатических и торговых связей России с Западом, создание опричины и заговоры бояр против царя, Ливонская война и др. Писатель рисует образ царя Ивана в сложных обстоятельствах ведомой им борьбы за создание национального русского государства, за укрепление его величия, мощи, показывает его как выдающегося государственного деятеля, тонкого дипломата, просвещеннейшего человека своего времени. Не все равноценно по изобразительной силе в трилогии. Есть в ней и художественно слабые сцены, и недостаточно выразитель- стр. 204 -------------------------------------------------------------------------------- ные характеристики многих действующих лиц, есть и налет идеализации на образе Ивана, черты осовременивания событий прошлого. И все же трилогия В. Костылева по праву относится к числу лучших произведений советской исторической прозы. ...Окончилась война. К мирному труду, к привычным делам, прерванным нашествием врага, возвращались советские люди. Вернулись из рядов армии в свой творческий коллектив и писатели-горьковчане, недалеко не все. Помимо наших товарищей - А. Муратова и молодого поэта И. Рогова, погибших на фронте, по различным обстоятельствам еще во время войны и в последующие годы оставили работу в г. Горьком критик Б. Рюриков, журналисты А. Кудреватых, Е. Рябчиков, А. Романов, поэт К. Поздняев, театральный критик Е. Сурков и др., длительно связанные ранее с писательской организацией. Однако некоторая убыль в писательской среде восполнялась приливом - и очень заметным - новых литераторов. Правда, большинство из них составляли люди, только еще начинающие свою деятельность, но среди них немало по-настоящему одаренных, - на них, при внимании к ним писателей старшего поколения, можно было опираться. Молодой писатель Ю. Шальнов выступил в 1955 году с первой книгой "По солдатской дороге". Повесть, несущая черты лично виденного, пережитого, - интересна. Она затрагивает малоосвещенные в советской литературе стороны армейской жизни: учеба, боевая подготовка бойцов и офицеров тыловой воинской части в годы прошедшей войны, повествует о том, как из людей, разных по возрастам, характерам, привычкам, формируется, растет единый, сплоченный воинский коллектив, идущий на фронт на защиту Родины. Своего рода записки участника Великой Отечественной войны о фронтовых делах бойцов и офицеров автомобильного батальона представляет собою и повесть А. Великанова "Люди фронтовых дорог", вышедшая в Воениздате в 1956 году. Несколько лет назад А. Великанов - учитель одной из районных школ области - пришел в отделение Союза писателей посоветоваться о своей литературной работе. Человек пожилой (сейчас пенсионер), он не был новичком в литературе. Еще в 20- 30-х годах А. Великанов напечатал несколько рассказов приключенческого жанра в журнале "Вокруг света", но лишь в последнее время литературная работа стала второй его профессией, которой он не без успеха уделяет серьезное внимание. Им создано несколько книг для детей и юношества: "Случай на старой мельнице", "На озере", "Подземное путешествие", - включающие увлекательно написанные рассказы научно-художественного и приключенческого плана, знакомящие юных читателей то с физическими явлениями в окружающем мире ("Шаговое напряжение", "Ультразвук", "Подводники"), то с интересными приключениями, событиями, испытанными или виденными автором ("Цистерна N4", "Ожизакские огни" и др.). Сейчас А. Великанов опубликовал в 11-й книге "Волжского альманаха" (1958) повесть "Знойные ветры Туркестана" и работает над большим романом "Степные хищники". Оба произведения посвящены событиям гражданской войны (в романе - это контрреволюционный мятеж, поднятый изменником Сапожковым, борьба частей Красной Армии на Урале и в степях Поволжья с кулацко-эсеровскими бандами; в повести - эпизоды борьбы с басмачами в Средней Азии), участником которой был А. Великанов, воевавший и в дивизии Чапаева, и на Дону, и на Астраханском фронте, и в боях с басмачами. И поскольку речь сейчас зашла о новых для горьковской писательской организации литераторах, начинающих свой творческий путь (а это можно сказать и об А. Ве- стр. 205 -------------------------------------------------------------------------------- ликанове, только в последнее время по-настоящему взявшемуся за литературную деятельность), хочется назвать и других товарищей, первое знакомство с которыми обычно начиналось со встреч на консультациях. Я вспоминаю судьбу романа Д. Кудиса "Дорога в небо", повествующего о советских юношах и девушках, для которых жизненным призванием становится профессия летчиков - "дорога в небо", об их учебе в дни мира, о боевых делах в годы войны. Не сразу удалось автору, профессионально знающему материал, по-писательски дать жизнь героям романа. Только после нескольких переделок роман появился в альманахе (1952). Но главное - автор как-то уверовал в себя. Он продолжал работать над романом, написал новую - третью - часть его (роман отдельной книгой издан в 1958 году), стал выступать с рассказами в журнале "Советский воин", в центральных газетах. Так было и с рождением первой очень свежей, талантливо написанной книги рассказов "Пароход шел во льдах" молодого прозаика М. Лисина, поэтически рисующего образы волгарей-речников, их напряженный труд. Новая книга его рассказов "На Волге", принятая к изданию, говорит об определенном росте мастерства М. Лисина, о расширении его писательских интересов. Так было и с нашими молодыми товарищами А. Цветновым, В. Половинкиным, В. Рыжаковым и другими, составляющими сейчас творческий актив организации и ей обязанными в какой-то мере (потому что главное-то всегда заключается в начинающем, в его упорстве, в стремлении к цели) своими первыми шагами на литературном поприще. Все они - одаренные люди, для них первые выступления в печати оказались не случайным фактом биографии, а вехой, от которой они более уверенно пошли вперед к своей творческой работе. После книги "Свежий ветер" (1953)-рассказов и повестей о жизни колхозной деревни - А. Цветное написал повесть "Осень в Белецком", в центре которой дан образ секретаря колхозной парторганизации, поднимающего колхозников на борьбу за дальнейший подъем сельского хозяйства, намеченный XX съездом КПСС. В. Половинкин, доцент института инженеров водного транспорта, в 1952 году выступивший с первой книгой стихов "Светлые берега", лейтмотивом которых являются темы мирного труда, дружбы народов, родной Волги, выпускает в текущем году вторую книгу, поэтически значительно более зрелую. От небольших рассказов и сказок для детей ("На рыбалке" и др.) молодой прозаик В. Рыжаков - техник одного из Горьковских заводов - перешел к работе над более крупными произведениями и написал интересную повесть "Тревожные годы"- о колхозных подростках в годы Великой Отечественной войны, об их труде и дружбе. Журналист, корреспондент "Комсомольской правды" В. Ильин создал киносценарий "Волга в огне" (альманах N Ц, 1958), посвященный морякам Волжской военной флотилии в годы гражданской войны и образу одного из организаторов флотилии и ее комиссару Н. Маркину. Учитель Б. Лапин выступает с первой большой повестью "Феликс Батаев", поднимающей важные проблемы воспитания, формирования характера, морального облика советского юноши в школьные годы. Не так давно в нашей организации появился новый товарищ, приехавший с Дальнего Востока, - писатель А. Вершинин. Много лет по роду профессиональной работы своей ему приходилось заниматься историей и современным положением стран Азии - Китая, Японии, Кореи. Это определило и его творческие интересы, связанные с темами жизни и борьбы народов Азии за свободу, мир, за национальное самоопределение. стр. 206 -------------------------------------------------------------------------------- Его повесть "Плывущие против течения" - об участии японских школьников в движении за мир - выдержала уже несколько изданий и переведена сейчас на китайский язык. В 1955 году А. Вершинин выпустил книгу рассказов "Нефритовая башня", также хорошо принятую читателями. В 1958 году вышла его приключенческая повесть "Озеро Черного Дракона"; сейчас писатель работает над большим историческим романом "Ветер с Янцзы". Можно было бы продолжить рассказ о молодых авторах-горьковчанах (названными далеко не исчерпывается актив отделения Союза писателей), но поговорим о том, как разрабатывается в творчестве горьковских писателей важнейшая тема всей нашей литературы - тема современности. Современная тема, конечно, выступает в произведениях горьковчан (некоторые из них мы уже назвали). Но нельзя не согласиться с теми критическими замечаниями, которые не раз высказывались партийной и советской общественностью города, о том, что писатели-горьковчане все еще мало пишут произведений на темы современности, а то, что появляется в печати - в альманахе, отдельными изданиями, - не всегда достаточно ярко и глубоко отражает существенные стороны действительности. Нельзя отрицать, что произведения о наших современниках, произведения, отражающие существенные процессы в жизни социалистического общества, в послевоенное время появляются у нас не часто - в сравнении с тем, что теми же писателями создано было, скажем, в 30-е годы (я имею в виду только тему современности) или даже в первые годы текущего десятилетия (хотя вообще новых книг горьковскими литераторами в наши дни написано и пишется больше, и во многом они, если говорить о мастерстве, лучше). Н. Кочин и А. Патреев, вернувшиеся в горьковскую писательскую организацию, в последние годы работали много и упорно, но прежде всего над подготовкой к переизданию ранее созданных, ими произведений, о которых говорилось выше. Мы давно уже ждем от Н. Кочина обещанного им большого романа "Степь"- о делах советских людей, осваивающих целину. Правда, Н. Кочин напечатал несколько очерков (о колхозной жизни, о строителях ГЭС) в газетах и сборнике, однако от опытного литератора наши читатели вправе ждать произведений более широкого плана о современности. А. Патреева мы всегда знали как писателя, чутко откликающегося на явления современной действительности. А новые его произведения, которые он готовит к изданию на 1959 год, - исторический роман "Богатыри" об Александре Невском и повесть о замечательном русском кораблестроителе П. А. Титове (кстати сказать, о нем он писал еще в "Сказе о Титове" в 1942 году), и только небольшая повесть для готовящегося писательской организацией сборника о горьковчанах - участниках строительства домов методами народной стройки, - посвящена текущему времени. Живое ощущение современности, постоянный интерес к ней, активное стремление понять и отразить в произведениях то новое, что возникает в жизни, в труде советских людей, глубокая любовь к людям, о которых писатель ведет рассказ, - все это характерные приметы Г. Федорова с самого начала его литературного пути, на который он вступил в 1923 году, когда в газете "Бурлак-коммунист" был опубликован первый его рассказ "Из волжских былей". Большое значение для творческого роста Г. Федорова имела его многолетняя деятельность в качестве журналиста (с 1926 года он работает в местных газетах, а затем собственным корреспондентом ряда центральных газет), обогащавшая его знанием конкретных фактов действительности. Писатель современной темы, он в многочисленных очерках и рассказах, в по- стр. 207 -------------------------------------------------------------------------------- вести "Обыкновенная женщина" (1939) показывал передовых людей больших строек, колхозных полей, фабрик и заводов нашего города и области. В годы войны Г. Федоров опубликовал повесть "Матросская слава" (я считаю, что критика в свое время напрасно обошла ее вниманием) - о мужестве, подвигах моряков Волжской военной флотилии в годы гражданской войны. Напоминая о событиях недавнего прошлого, о боевой славе тех, кто отстаивал молодую республику Советов ("Пройдут года, истлеют в земле матросские кости, но слава о красных моряках, сражавшихся в первых рядах народа, не умрет никогда"), - писатель сближал содержание повести с событиями Великой Отечественной войны советского народа. В образах командира боевого судна "Светоч революции" Степана Бардина, человека чапаевского склада, комиссара Трубникова, бойцов-краснофлотцев Жильцова, Сандукеева, Голована и других, написанных выразительно и сочно, Г. Федоров показывал те качества народного характера - стойкость в тяжелых испытаниях, беззаветная храбрость, сплоченность, живой ум и сметка, - что с такой небывалой полнотой раскрывались в делах, борьбе советских людей на фронтах и в тылу, защищавших свободу и независимость социалистической отчизны. Говорят (и это действительно так), что в "Матросской славе" заметно (в образе Бардина, в линии взаимоотношений его с комиссаром, в отдельных эпизодах, например, в "Психической атаке") влияние "Чапаева" Д. Фурманова. Ну что же, раз это влияние, при котором повесть Г. Федорова остается оригинальным произведением по всему строю своему, то это хорошее влияние. За последние годы Г. Федоров опубликовал ряд очерков и рассказов ("В рабочей семье", "Простой человек", "Выходной день инженера Калмыкова", "След в жизни" и др.). Писателя в образах своих героев особенно привлекают новаторские искания, хозяйское беспокойство в труде, благородная гордость рабочего человека тем, что его дело оставляет "след в жизни", чистота трудовых традиций, сохраняющихся в потомственных рабочих семьях. Проблеме этих традиций, моральной ответственности человека перед коллективом и семьей посвящена и новая пьеса Г. Федорова "В нашем доме", написанная в 1956 году и поставленная в Москве и ряде других городов страны. Герой ее - кузнец Алексей Полозов - трудом своим заслуживает народный почет и уважение. Это человек с крыльями для большого полета. Но слава, ложно понятая Алексеем как личное дело, не обогатила души его; она отрывает Алексея от семьи, от коллектива, превращает в эгоиста, равнодушного к судьбам других. Труд становится для него лишь средством достижения личного благополучия, он преступает нормы общественного поведения и тем ставит себя вне коллектива, вне партии, дорогой ценой платит за свои ошибки. Жизни колхозной деревни посвящены пьеса Г. Федорова "Пути-дороги", поставленная на сцене многих театров страны, его повесть "Солдаты", рассказывающая о фронтовиках, вернувшихся в родные колхозы, многие из рассказов и очерков писателя, печатавшихся в журналах, газетах и в его сборниках "Простые рассказы", "На переправе". О творческом новаторстве людей одного из передовых колхозов области - колхоза имени Кирова, об их борьбе за новые формы организации труда и его оплаты рассказал в интересной книге-очерке "В одном колхозе" поэт А. Зарубин. Показу работы одной из МТС посвящен очерк А. Зарубина "В сентябре". Вообще в жанре очерка А. Зарубин в последнее время выступает, пожалуй, чаще, чем со стихами, - и выступает весьма успешно. Рассказчик он эмоциональный, стр. 208 -------------------------------------------------------------------------------- увлекающийся материалом. Он умеет видеть в описываемых процессах главное и в живой форме знакомит читателя с интересными делами своих земляков - ученых (например, очерк о проф. Синицине - замечательном экспериментаторе, работающем над проблемой пересадки сердца), колхозников, механизаторов, строителей. Как и Б. Пильняк, А. Зарубин, начав писать очень рано, не сразу вступил на главную магистраль советской поэзии. Отзвуки эстетских влияний, богемные мотивы, формалистические изощрения, воспевание узкосубъективных, при этом манерно выражаемых лирических переживаний, - все, с чего начинал поэт, уводило его творчество в сторону от больших задач литературы. Есть большая беда - Заплутаться в словесном лесу, В мелколесье исканий, В прочахлом лирическом трансе... Он нелегко освобождается от "плесени иллюзий", чтобы сказать позднее: Слушай, песня, я был не на шутку неправ... Я тебя поднимаю за жизнь полнозвучным и радостным тостом. Постепенно А. Зарубина все сильнее и сильнее привлекают люди смелой, вдохновенной мечты, исканий, прокладыватели новых путей в науке, в искусстве. Такова тема стихотворения "Завтра" из его небольшого сборника "Стихи", вышедшего в 1940 году, - стихотворения, воспевающего мечту о дерзании человеческого разума, стремящегося проникнуть в тайны космоса, и приобретающего сейчас как бы обновленное звучание. Может быть, это время Совсем уж не так далеко... И, наверно, придет инженер, Что волшебную птицу построит... Одолев притяженье, Пронзит синеву звездолет, И юнейший властитель высот Поведет свой корабль По бездонным волнам Величайшего из океанов. Будет так непременно... Таковы в замысле, к сожалению отчетливо не решенном, и образы Микеланджело, Бетховена, Пушкина - из цикла стихов "Светочи правды", написанного уже в послевоенные годы. В этом же ряду стоит и образ ученого, представителя передовой советской науки, увлеченного решением проблемы борьбы за продление жизни человека, - героя романа в стихах "Степан Озеров", романа, над которым А. Зарубин работает много лет и на материале которого им написана пьеса "Он будет жить", принятая в настоящее время к постановке одним из театров области. В ряд лучших поэтических произведений советской литературы последних лет, несомненно, встает поэма горьковчанина М. Шестерикова "Огонек моей юности", - знакомая теперь читателям страны по публикации в журнале "Новый мир" (1957, N 10). Я вспоминаю его же поэму "Валерий Чкалов" (впервые напечатана была в 1948 году, во втором варианте - в 1955), посвященную образу великого летчика нашего времени. Над ней М. Шестериков работал более десяти лет. И все же эта поэма во многом стр. 209 -------------------------------------------------------------------------------- оказалась переложением на стихи эпизодов биографии В. Чкалова. В ней рисуется мужественный образ героя, есть черты характера его, есть выражение восхищенности поэта могучей и яркой личностью, и все это передано в конце концов добротно. Но поэма, по существу, не обогащает читателя эмоциональным восприятием образа. После "Чкалова" М. Шестериков долго молчал, если не считать нескольких кое в чем удачных, а больше средних по уровню стихов. И вот появляется маленькая, всего на восемьсот строк, очень цельная по конструкции поэма "Огонек моей юности", написанная словно "на одном дыхании". Она захватывает глубиной и объемностью содержания, подлинной поэтичностью художнического опосредствования, казалось бы, обыденных фактов жизни Сергея Иванова - завхоза школы, простого советского человека, одного из миллионов рядовых армии строителей и защитников социализма. Но в обыденности этих житейских фактов лежит героическое начало, - труд и борьба советских людей озарены негаснущим огнем ленинской мысли, его идей. Нет выше радости для человека, юность которого началась с юностью страны, чем сознание, что и его трудом прокладывались дороги в социализм, преобразовывалось лицо родной земли, что всюду, куда ни обратит он свой взгляд, он увидит огни новой жизни, зажженные и его рукой. Прожитого не порицаем И не ищем легких дорог, Нам из темной ночи мерцает Нашей юности костерок... Где давным-давно ель стояла, Где тогда речная вода Лишь один огонек отражала, А теперь вон сколько над ней Золотых заводских огней! И сам собою складывается вывод: Ни в какой поре, отдаленной От пройденных нами дорог Не исчезнет с земли зажженный Нашей юностью огонек. Нет, он будет гореть века, Новой эры живая дата. Он от ленинского костерка, Что в Разливе горел когда-то! Написанная сердечно и душевно, с отношением прочувствованным и пережитым, поэма М. Шестерикова исполнена большой силы художественного воздействия на читателя, потому что в чертах биографии Иванова - человека, перешагнувшего за грань пятидесятилетия, его современники, люди различных положений и профессий - находят что-то близкое, знакомое, пережитое самими. К тем произведениям о современности, о которых уже шла речь, можно было бы прибавить очерки А. Костина, журналиста А. Цветнова и др. Но то, что написано за последнее время о современности, преимущественно отражает отдельные стороны жизни колхозной деревни1. -------------------------------------------------------------------------------- 1 Колхозной деревне послевоенных лет посвящены и очерки Г. Николаевой и ее роман "Катва", написанные тогда, когда Г. Николаева состояла в горьковской организации (сейчас она член московской писательской организации). стр. 210 -------------------------------------------------------------------------------- Пристальное внимание горьковских литераторов к образам тружеников социалистических полей, несомненно, положительно, но оно далеко не охватывает всего многообразия содержания современной темы. Писатели должны смелее вводить читателя на страницах своих произведений и в новую жизнь рабочей семьи и многотысячных производственных коллективов, показывать образы представителей советского рабочего класса, пытливо ищущих новых путей в развитии техники, материальной базы коммунизма. Мы ожидаем произведений, в которых главное заключалось бы, конечно, не в изображении технологии производства (как это иногда бывает), пусть даже художественными средствами раскрываемой (это скорее дело других жанров литературы - научно-популярного, научно-художественного), не в том, как, например, сормовичи строят великолепные речные и морские суда или автозаводцы - комфортабельные "Волгу" и "Чайку". Для писателя - романиста и поэта и спуск корабля со стапелей, и выход новой машины с конвейера, и превращение пластических масс в тончайшие ткани - только материал, только производное деятельности человека, вещный результат проявления в труде его разума, энергии, воли, фон, на котором должны раскрываться интереснейшие человеческие судьбы и характеры, борьба идей, столкновение чувств, общественные и личные конфликты. Казалось бы, содержательные и близкие примеры ярких характеров, сложных конфликтов, замечательных побед рабочего класса в труде писатель может в изобилии черпать в окружающей его обстановке, в родном городе, но тем не менее в творчестве горьковчан жизнь и труд рабочих, технической интеллигенции не получает еще широкого отражения. Если в довоенные годы, как указывалось в одной из глав обзора, писателям был свойствен глубокий интерес к этой теме и первые годы становления социалистической индустрии нашли свое художественное изображение в крупных произведениях Н. Кочина, А. Патреева, Г. Федорова, А. Муратова, во многих сборниках очеркового характера, то сейчас заметно известное ослабление работы в области творческого освоения важнейшей стороны жизни социалистического общества. Мы вспомним в этом ряду не очень яркую пьесу сормовича А. Тищенко "Ранняя весна", поставленную в 1951 году, конфликт которой, основанный на действительном событии (ранняя весна с высокой водой грозила достройке судов в судояме), развивался как столкновение смелого, инициативного инженера и парторга цеха со своим другом - инженером, начальником цеха, человеком, привыкшим работать без риска, угрожающего карьере, личному благополучию. Содержательную по фактам хронику заводской жизни в годы Великой Отечественной войны дал автозаводец М. Драгунов в повести "Это было на нашем заводе", выпущенной Профиздатом в 1949 году. Им же в последнее время написана новая повесть - "Записки секретаря директора завода", поднимающая чрезвычайно злободневный вопрос о молодежи, идущей по окончании школы на производство. В те же примерно годы отдельными изданиями вышли очерки Г. Николаевой "Е. Куратов" и М. Буренкова "Ф. Прокошин" - литературные портреты знатных мастеров автозавода; М. Буренковым же выпущена была книга очерков о том же заводе "Время - завод - люди". В вышедшей в 1949 году книге И. Денисова (писателя сравнительно молодого, - он выступил впервые в журнале "Октябрь" в 1947 году с повестью "О чистой любви") "Большая дорога", среди произведений, опубликованных в ней, есть повесть "Алек- стр. 211 -------------------------------------------------------------------------------- сей Карабанов". Повести присущи некоторые недостатки (известное любование автора самобытностью героя повести, увлеченность одним характером в ущерб изображению других персонажей и т. д.). Но в повести все же налицо те элементы художественного изображения труда, которые делают ее привлекательной. И. Денисову удалось передать в образе пекаря (действие развертывается на большом механизированном хлебозаводе) Алексея Карабанова подлинную влюбленность человека в свой труд. Для Карабанова его работа, казалось бы весьма прозаическая, - это то главное, чем он живет, с чем связаны его помыслы и поступки. Можно назвать еще пьесу недавно выступившего в драматургии И. Бакуринского "Это мое", отмеченную поощрительной премией на Всероссийском конкурсе пьес в 1957 году, и некоторые стихи (А. Люкиной, В. Кулагина, Ю. Узюмова и др.) - преимущественно тех молодых поэтов, которые профессионально, по роду своей работы, связаны с жизнью заводских коллективов, - это естественное явление, характерное, вероятно, для многих писательских организаций. Там, где у писателей есть прочные, длительные связи, непосредственные наблюдения над рабочей средой, чаше, органичнее возникает в творческой практике так называемая "производственная тема". Вот, пожалуй, и исчерпан перечень произведений горьковских писателей, в которых с той или иной степенью мастерства выступают образы и дела людей, представляющих рабочий класс нашего времени. Это не так-то много, а произведений по-настоящему большого идейно-художественного содержания, широкого охвата жизни совсем мало. * * * Писательские организации Российской Федерации готовятся к знаменательному событию большого общественного я культурного значения - Первому своему съезду. С трибуны его посланцы творческих организаций - делегаты съезда - поведут серьезные деловые разговоры о литературе, о пройденных путях в ней, горячие, страстные споры о том, что надлежит сделать писателям в дальнейшем, чтобы быть передовыми бойцами на идеологическом фронте. В подготовке к съезду, которую ведет и горьковское отделение писателей, главное заключается, конечно, не в организационных мероприятиях (самих по себе очень важных) таких, как литературные вечера, творческие отчеты перед читателями и т. п., а прежде всего - в характере деятельности каждого члена организации, в произведениях, создаваемых ими. Что ж, писатели-горьковчане, если и не в полную еще силу проявили свои творческие возможности, все же на съезд, на встречи с читателями, с общественностью придут не с пустыми руками. Это видно и из данного обзора, в котором творчество литераторов-горьковчан отражено, естественно, далеко не полностью (не затронута деятельность литературоведов и критиков; работа широкой сети литературных групп и кружков; неназванным остался целый ряд книг). Мне хотелось лишь проследить отдельные этапы становления из небольшого литературного кружка при молодежной газете писательской организации, накопившей и большой опыт работы, и значительные творческие силы. г. Горький стр. 212

Опубликовано на Порталусе 24 января 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама