Рейтинг
Порталус

Управление школьным образованием в ФРГ

Дата публикации: 04 октября 2007
Автор(ы): Л.И.Писарева
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1191501359


Л.И.Писарева, (c)

Германия являет собой классический пример федеративного государства, обладающего внешним единством и внутренним многообразием. Входящие в ее состав 16 федеральных земель с присущими им особенностями и проблемами обладают своей государственной властью и конституциями, отвечающими принципам республиканского, демократического и социального правопорядка в рамках Основного закона страны.

Децентрализованная система управления в области образования ФРГ - это сложный механизм взаимодействия федерации, земель и общин (местных органов власти). Три управленческих уровня имеют различные законодательные, исполнительные, координирующие и финансово-бюджетные функции.

Согласно Основному закону (ст. 30 и 70) землям принадлежит конституционное право "верховенства" или "генеральной компетенции" в области культуры, включая систему школьного, профессионального и вузовского образования. Что же касается федерации, то она обладает ограниченной законодательной и финансовой компетентностью, хотя и имеет право оказывать существенное влияние на развитие и планирование образования при решении наиболее важных проблем общегосударственного значения.

"Сила" земель заключается не только в их самостоятельности, но и в участии в законодательной деятельности федерации через бундесрат (орган представительства земель, аналог нашего Совета Федерации). Свои проекты в области образования земли могут экспериментально апробировать на региональном уровне с перспективой придать им федеральное значение.

Административный аппарат земли несет ответственность за исполнение большинства федеральных законов и постановлений.

стр. 87


--------------------------------------------------------------------------------

Его задачи подразделяются на три категории: находящиеся исключительно в ведении земель (система школьного образования); реализация федерального права, но в качестве собственного круга деятельности земель и под их ответственно (строительство школ и других культурных сооружений); реализация федерального права "по поручению" федерации (финансирование обучения).

Что касается коммунального (местного) самоуправления, уходящего своими корнями в систему привилегии для вольных городов (эпоха средневековья), то в Основном законе страны, сохранившем эту традицию, самоуправление гарантируется в городах, районах, округах, общинах. Дело в том, что из 81 млн. населения ФРГ почти каждый третий ее житель проживает в одном из 84 крупных городов. 2/3 являются жителями более 400 районов [1, s. 34].

Согласно Основному закону (ст. 28) общины считаются центрами государственного управления, наиболее близко соприкасающимися с гражданами, и имеют гарантированное право "все дела местной общины урегулировать в рамках закона под собственную ответственность" [2, s. 97]. Несколько общин, как правило, составляют район. Большие города находятся в ранге последнего и самостоятельно решают задачи, обычно стоящие перед общинами и районами. Каждая община сама определяет свою управленческую политику, поскольку федерация и земли передают общинам полномочия на решение некоторых задач государственного управления, входящих в их собственную компетенцию [3. s. 96].

Коммунальное самоуправление предоставляет гражданам возможность непосредственного участия в делах и контроля за ними. Государственный надзор над школьной системой осуществляют различного рода школьные отделы, школьные сонеты или ведомства, которые в разных землях выступают как часть районного управления (Гессен, Северный Рейн-Вестфалия, Нижняя Саксония), либо входят и структуру окружного правительства (Берлин, Рейнланд-Пфальц), либо являются специальным (особым) ведомством (Баден-Вюртемберг. Шлезвиг-Гольдштайн) [4, s. 35].

Школьное управление осуществляется совместно с государственными и коммунальными органами власти, руководители которых курируют и несут ответственность за педагогические и административные вопросы. Финансово-хозяйственным обеспечением ведают бургомистры (на юге Германии) или директора (на севере страны) в качестве высших должностных лиц в местной администрации.

Все нормативы, относящиеся к образованию. включая его цели, задачи, систему управления, финансирования и т.д., отражены в Основном законе ФРГ, а также в конституциях каждой из земель. Помимо этого, в каждой земле разработан целый свод законов по различным аспектам просвещения и образования, на основании которых действует школьная система, осуществляется профессиональная, вузовская и педагогическая подготовка, функционирует система управления образованием.

Координацию работы земель проводит межземельный орган с рекомендательными функциями - постоянная конференция министров культов (КМК). Она обсуждает общие наиболее важные проблемы и принимает решения, которые переходят в статус действующих законов после утверждения их земельным парламентом. В структуру КМК входит пленум, состоящий из министров культов и сенаторов земель, выборный президиум во главе с президентом, а также комиссии по различным вопросам образования: школьная, зарубежная по делам высшей школы, по вопросам искусства, по вопросам образования взрослых, по международным делам, спорту, приему в вузы. по реформе высшей школы.

В управлении образованием на уровне земель участвуют земельный парламент, за которым закреплены определенная законодательная функция и планирование бюджета, и министерство культов и образования, ведающее вопросами планирования школьного развития, изданием соответствующих документов и предписаний. В компетенции земель и органов местного управления - дошкольное образование; общее и внешкольное образование; подготовка педагогических кадров; урегулирование вопросов профессиональной подготовки в педагогических вузах; управление педагогическим

стр. 88


--------------------------------------------------------------------------------

персоналом: назначение, распределение, перемещение, служебная оценка (аттестация), поощрения.

Высшей инстанцией в системе управления образованием на земельном уровне являются министерства культов и образования земель во главе с министрами или сенаторами. В разных землях они отличаются друг от друга по названиям, количеству подотчетных им подразделений и субъектов "ведомственного подчинения, входящих в местные органы управления.

В землях Гессен. Нижняя Саксония. Северный Рейн-Вестфалия. Рейнланд-Пфальц функционируют министерства культов; в Баден-Вюртемберге - министерство культов, образования и науки; в Баварии - министерство обучения, культов, науки и искусства; в городах со статусом земель - Берлине и Бремене - высшей инстанцией являются сенаторы, ведающие вопросами школ, профессиональной подготовки и спорта и соответственно образования, науки и искусства; в городе-земле Гамбурге вместо министерства - ведомство по вопросам школ и профессионального образования.

В структуре министерств культов и образования в зависимости от земли может быть от одной до трех инстанций, осуществляющих школьный надзор. Например, в Гамбурге и Бремене этим занимается только сенатор; в Берлине - сенатор и школьный совет, входящий в окружное ведомство; в Баден-Вюртемберге - министр культов, главный школьный отдел и Государственный школьный отдел как особое ведомство. Министры культов (сенаторы) земель отвечают за деятельность министерств перед кабинетом министров, куда они входят на правах его членов и членов ландтага (парламента земли).

В большинстве земель при министре культов в качестве совещательного органа функционируют школьные советы, состоящие из представителей различных слоев общества, прежде всего учителей, которые участвуют в подготовке важных решений, школьных законов_ и выступают в роли консультантов министра.

Главной функцией местных органов управления образованием является школьный надзор за организацией, планированием. руководством деятельностью школьном системы. Основной закон ФРГ (ст. 7) гласит: "Все школьное дело находится под надзором государства" [2, s. 95]. В данном положении подчеркивается общегосударственное значение школы (в том числе учебных заведений частного сектора), устанавливается подконтрольность ее именно государству, а также сохранение за ним права организации и регламентации деятельности системы школьного образования в целом. В статьях земельных законов понятие "школьный надзор" конкретизируется. "Школьная система подчиняется государственному надзору - школьному надзору, который охватывает совокупность государственных задач по содержанию, организационному устройству, планированию и наблюдению за ней", - констатирует закон земли Рейнланд-Пфальц [5, s. 57].

Конкретно в задачи школьного надзора входят: окончательное утверждение содержания образования и его организации; обсуждение вопросов по выполнению стоящих перед школами задач; планирование школьной организации (организационный план школы); утверждение методических средств обучения.

В рамках Основного закона (ст. 20) государственный надзор в стране должен обеспечивать соответствие местного управления положениям конституции и законам земель. На практике местные власти разделяют права с общинами, сотрудничают с общественными организациями и вынуждены считаться со всевозможными социальными институтами, оказывающими большое влияние на различные аспекты деятельности управленческих органов разных уровней, что является традицией немецкого просвещения начиная с XIX в.

Урегулирование отношений между службой школьного надзора и органами местного самоуправления относится к наиболее сложным вопросам. В ряде земель на местном уровне действует принцип, по которому расходы на педагогический персонал земель и управленческий аппарат несут школьные трегеры (ответственные юридические лица) при общинах. В этих случаях органы управления общин отвечают за "внешние" школьные дела (здания, оборудование, управленческий аппарат), а служба школьного управления - школьные отделы - за "внутренние" (учебные

стр. 89


--------------------------------------------------------------------------------

планы, программы, методические пособия для учителей и т.д.).

Принцип ответственности общин подразумевает финансовую автономию, но реализуется только на основе конкретных законов, строго регламентирующих деятельность местных властей. Местная администрация даже не в праве определять размер заработной платы. Федерация и земли используют немало рычагов ограничения финансовой и административной самостоятельности общин. Последние не могут устанавливать сами количество работающих лиц в тех случаях, когда выполняют спущенные из вышестоящих инстанций задания и нуждаются в более квалифицированных специалистах, чтобы с такими заданиями справиться. "Финансовая автономия практически невозможна, если местные власти не могут содержать квалифицированный управленческий персонал", - констатирует один из юристов ФРГ Р.Граверт [3. s. 107].

Каким же образом осуществляется школьный надзор управленческим аппаратом? Государственные чиновники местных органов управления (федерации, земли или общины) являются официальными лицами и осуществляют четко обозначенные в различных предписаниях обязанности. Статус чиновника или служащего зафиксирован в так называемых управленческих актах.

Поступить на официальную государственную службу на любой срок - пожизненно. временно, с испытательным периодом или с отзывом со службы - по закону имеет право только немецкий гражданин при условии гарантирования своей верности конституции и наличия соответствующей подготовки (образования). Чиновники должны быть умеренными и сдержанными в своей политической деятельности, обязаны хранить служебную тайну и быть неподкупными. Только при соблюдении перечисленных условий и проявлении профессиональных успехов они вправе рассчитывать на служебную карьеру в рамках четырех категорий: простая, средняя, высокая и высшая служба. Каждая ступенька требует определенною уровня образования [6. s. 177].

Организация работы государственных учреждений на всех уровнях управления строится по "однолинейной" модели: подчинение служащих одному вышестоящему начальнику (единоначалие), пребывание в "публично-правовых и преданных отношениях". Эта система бюрократического управления, известная в Германии как модель "иерархии авторитетов", строго регламентирует нормативы поведения, взаимоотношения сотрудников с руководителем в различных рабочих ситуациях. На практике, однако, "однолинейная" модель редко используется в своем классическом виде, так как таит в себе опасность парализовать деятельность любого учреждения, и потому чаще всего заменяется моделью "неофициальных связей". Для выполнения поставленных задач создаются "неформальные" группы из сотрудников различных подразделений. В сфере образования подобное сотрудничество между подразделениями официально оформлено в "Законе о методах и принципах управления", в частности в земле Северный Рейн- Вестфалия. В нем предписываются правила служебной взаимопомощи в системе школьного надзора, включающие все аспекты коллегиальной работы, начиная от вида заданий, прав сотрудников при оказании коллегам помощи или отказе в ней, правил финансирования и кончая итоговым оформлением [7. s. 173].

Школьные отделы, школьные советы, подотделы (названия в зависимости от земель разные) являются важнейшим контролирующим органом с широким кругом полномочий по школьному надзору. Они встроены в структуру министерств культов и образования во главе с министрами или сенаторами, т.е. высшей инстанции в иерархии служебных взаимоотношений.

На основании действующих инструкций права школьного надзора "неограничены". Чиновники, имеющие широкий круг полномочий, могут давать указания, проверять необходимость и целесообразность распоряжений школьной администрации, оценивать педагогическую деятельность учителей и работу школьного персонала. Этот комплекс полномочий включает три основных направления - профессиональный, правовой и служебный надзор, каждый из которых имеет свою специфику.

Профессиональный надзор предусматривает контроль за деятельностью педагогического

стр. 90


--------------------------------------------------------------------------------

коллектива, соблюдением профессиональных и методических нормативов, планированием учебного процесса, соответствием его учебным программам, расписанием уроков, поселением школы, занятий, экзаменов и т.д. [8, s. 36].

Профессиональный надзор закладывает основы для служебного надзора, функцией которого является проведение аттестации учителей с подведением итогов и выставлением окончательной "служебной оценки". Последняя базируется на всесторонних данных о педагогической деятельности и профессиональном уровне специалиста, полной его характеристике как воспитателя, степени его компетентности в своей области знаний, а также организационных умениях и т.д.

Служебный надзор предполагает два вида аттестации: плановую (регулярную), организуемую один раз в шесть лет для всех учителей до 55 лет, и внеплановую (по особым причинам), обусловленную необходимостью перехода на другую работу. Они аналогичны по процедуре и итоговому оформлению. Конечной целью служебного надзора является обеспечение школы квалифицированным персоналом; оптимальное и целенаправленное использование учителей по профессиональным характеристикам; предоставление возможности профессионального роста и продвижения по службе.

Правовой надзор носит более узкий характер, он юридически ориентирован и конкретен: контроль за соблюдением правовых норм и проверка соответствия указаний и распоряжений букве закона, предписаниям и инструкциям. Отчасти он является сдерживающим рычагом "неограниченных прав" профессионального надзора.

Школьное управление в Германии в своей основе остается неизменным уже в течение более полутора веков. Подобный консерватизм предопределил па долгие годы отставание системы его институтов от требований современности, что констатируют сами немецкие специалисты. Предпринимались попытки восполнения пробелов в этой области путем "разработки дополнительных правовых документов и создания ряда новых структур, в том числе Германского общества по управлению образованием (1980). Это общество имеет задачу стимулировать теоретические и практические исследования в сфере управления, привлекать к ним ученых и практиков из смежных областей знаний, сотрудничать с коллегами из зарубежных стран, изучать накопленный ими опыт. Однако основным противовесом в преодолении отставаний была и остается широкая правовая обеспеченность службы управления.

Накопившиеся за десятилетия проблемы могли бы быть решены только с помощью радикальных преобразований. Однако они не последовали даже после масштабной реформы системы школьного образования, которая проводилась в 70-80-е гг.

Будучи составной частью всего управленческого механизма, школьная административная система лишь отчасти попала в зону его незначительных преобразований, начавшихся с конца 60-х гг. Речь идет о так называемых территориальной и функциональной реформах, направленных на структурные изменения внутри управленческого аппарата, укрупнение административных подразделений, а также упорядочение процесса выполнения служащими заданий в сфере их профессиональной деятельности. Изданный в 1975 г. федеральный закон "О компетентности в управлении" в поддержку и упрощение процесса проведения этих реформ лишь частично выполнил свою цель [9, s. 207].

"Реорганизация низших управленческих подразделений общин и районов, прошедших путь территориальных реформ с 1967 по 1976 г., удалась во всех федеральных землях в противоположность функциональной реформе, которая до сих пор едва ли вообще имела место", - констатирует солидный справочник по вопросам управления ФРГ [10, s. 246].

Если управленческое дело в целом медленно поддается изменениям, то школьное управление остается "на задворках" этою процесса, ибо имеет более глубокие отставания в вопросах рационализации и менеджмента. Среди целого ряда серьезных преград на пути создания современной школьной управленческой системы на первом месте стоит запущенная проблема подготовки управленческих кадров, затем идут: отсутствие солидных теоретических разраборок и концепций по усовершенствованию

стр. 91


--------------------------------------------------------------------------------

управления образованием, игнорирование данной проблематики на представительных конференциях и симпозиумах; слабая информационная и коммуникативная связь между средними и низшими звеньями службы школьного надзора: ограниченность их прав в деле принятия самостоятельных решений; преобладание контролирующих и инспектирующих функции над консультативными, ориентированными на помощь и поддержку: устаревшие методика работы и техническое оснащение и др.

Так, упомянутая выше "функциональная" реформа своей неудачей в значительной мере обязана слабому соответствию сотрудников системы управления необходимому в настоящее время профессиональному уровню. От служащих и чиновников-управленцев требуется "самостоятельность мышления и принятия решений, владение управленческим инструментарием, обладание знаниями и навыками в системе отчетности, контроля, стоимостного расчета" [1. s. 387].

В области управления образованием эта проблема стоит еще более остро, так как здесь до сих пор отсутствует специальная подготовка в вузах студентов для будущей административно-управленческой службы. В высших педагогических школах и университетах нет факультетов полготовки молодых управленцев, в содержание педагогического образования не включены такие вопросы управленческого характера, как школьное право, планирование и организация школьного управления и надзора. Подобный просчет в образовании сказывается не только на работе внутришкольной администрации, но более всего при переходе школьных учителей в систему местного самоуправления и органы школьного надзора.

Традиционно сложилось так, что школьные учителя - основной контингент, а школа - основной "поставщик" служащих и чиновников местных органов власти. При соблюдении определенных условий (наличие высшего образования, определенных профессиональных способностей и склонностей, отраженных в характеристике, стаж работы учителем не менее 5 лет) новоявленный управленец из учительского корпуса начинает прохождение практического курса и обретает специализацию по принципу: "бюрократы рекрутируют бюрократов" [1. s. 380]. Правовой изъян, предоставивший возможность чиновнику в сфере образования без соответствующей подготовки к управленческой службе приступать к работе в рамках школьного надзора, коренится в игнорировании земельными законами ФРГ положения, зафиксированного еще в конституции Веймарской республики 1919 г. и до сих пор не отмененного, который гласит: "Школьный надзор осуществляется чиновниками, специально подготовленными для данной службы" [11. s. 46].

Новые требования, предъявляемые в настоящее время к чиновникам государственной службы, относятся ко всем управленцам, в том числе ко вчерашним учителям, попадающим в эти структуры по иным критериям отбора. Получается, что проблема заключается в необходимости обновления не только кадрового состава, но прежде всего в системе его подготовки и переподготовки.

Сложившаяся ситуация дала основание одному из специалистов по проблемам управления сделать следующий пессимистический вывод: "Школьная реформа, определившая совершенно новые направления в обучении и воспитании, в области управленческой деятельности не даст никаких существенных изменений, поскольку в большинстве случаев остаются устаревшими методы, техническое оснащение, давно забытые в сфере экономики и не соответствующие требованиям школьного менеджмента" [11, s. 8-9]. Его дополняет другой исследователь, который задается вопросом: "Допустимо ли вообще в правовом отношении, чтобы чиновнику без соответствующей подготовки поручалась служба в рамках школьного надзора?" [11, s. 46].

В последние годы в области школьного управления наметились некоторые изменения. Школьные отделы все больше ориентируются на совещательные или консультационные формы и методы работы в помощь учительству и школьной администрации. Эти изменения нашли отражение в конституциях земель, школьных законах и других нормативах, что было подготовительной формой для последующего этапа

стр. 92


--------------------------------------------------------------------------------

развития школьного управления, относящегося к началу 90-х гг. Речь идет о переходе к так называемой автономной, или независимой (самостоятельной), школе (названия разнятся в зависимости от земли), которая предусматривает некоторые подвижки в структуре и функциях местных органов управления образованием. В специальной литературе их рассматривают в едином ключе с "Реформой государственной службы".

Начатая в конце 80-х гг. дискуссия, заявившая целесообразность создания "новой модели управления", переросла в работу специально образованных комиссий, определивших параметры новой организационной структуры государственной службы, содержание новых понятий в русле пересмотра управленческих функций типа "система поддержки", "новые виды ответственности", "спонсирование", "автономия" и др. [12].

Широкие дебаты об автономии школы, начатые авторитетной комиссией во главе с ведущим ученым ФРГ В.Клафки в 1993 г., вызвали острый интерес профессионалов и огромное число публикаций по данной проблематике. Суммируя дискуссионный материал, можно дать более точное определение концепции "автономия" школы, претендующей на "качественный скачок" и "изменение парадигмы" в сфере образования [13]. В нее входят: предоставление школе большей самостоятельности путем создания новых организационно-административных условий; расширение прав и компетентности в нескольких направлениях управленческой деятельности, решение внутренних проблем не "сверху вниз", а "снизу вверх".

Результатом работы комиссии стало появление в некоторых землях Германии официальных документов, которые легли в основу школьных законов об автономии школы (Гессен, Нижняя Саксония), в Бремене такой закон вступил в силу с января 1995 г. [14].

В официальных документах и статьях школьных земельных законов службе школьного надзора придается более существенное значение, чем раньше. Усилена так называемая защитная функция официальных органов местного управления, которая распространяется теперь не только на школьный персонал, но и на учащихся и их родителей. Она классифицируется как дополнительная, выполняемая наряду с традиционными видами управленческой деятельности. Что же касается контролирующих обязанностей, входящих в задачи школьного надзора, то в указанных выше землях они должны носить избирательный характер, т.е. использоваться в случае особой необходимости.

Если принимать во внимание традиционный консерватизм немецкой школьной системы и ее управления, то процесс перехода к "автономной" школе, рассчитанный специалистами на 10-15 лет, можно оценивать как достаточно серьезное реформирование. Вступление с 1996 г. нескольких школ в режим автономии создало экспериментальное поле для апробации новой концепции. Исследователи отмечают негативное отношение многих учителей разных типов школ к поручаемым им управленческим видам деятельности, которые они воспринимают как "помеху" или "непедагогическую сферу", затрудняющую выполнение ими своей профессиональной работы.

В педагогической печати высказываются различные мнения по поводу автономизации немецкой школы. За внешне демократическим шагом по предоставлению большей самостоятельности просматривается финансовая "сверхзадача": сокращение штатов школьных отделов, перекладывание их обязанностей на плечи коллектива школы, ее администрации и учителей.

Пока местные органы управления крепко "вмонтированы" в общую административно- правовую структуру и представляют собой единый управленческий механизм, в котором преобладает централизованное законодательство и федеральное управление. Деятельность органов школьного управления характеризуется четким соблюдением строгих рамок законов, предписании, инструкции, а органов местной администрации - выполнением нормативов трех уровней: федерального, земельного и коммунального, что значительно ограничивает декларированное и гарантированное Основным законом ФРГ право на "суверенитет" земель в области образования, равно как и на самоуправление местной власти.

стр. 93


--------------------------------------------------------------------------------

Приверженность системы школьного образования и ее управления историческим традициям сдерживает инновационные процессы. Консервативные тенденции, характеризующие национальный немецкий менеджмент, не способствуют решению многих проблем, остававшихся в течение нескольких десятилетий "болевыми точками", и рациональным преобразованиям в сложном организме административного аппарата. Речь идет о труд неподдающихся конструктивному решению вопросах специальной подготовки и переподготовки профессионально соответствующих современным требованиям управленческих кадров в области образования; оперативного и конструктивного проведения функциональной реформы в органах управления на всех уровнях; наконец, об отставании в области теории управления и насущной задачи создания теоретической концепции в сфере управления образованием с целью совершенствования всей образовательной и управленческой пирамиды.

Литература

1. Kommunalpolitik / R.Roht. H.Wollmann (Hrsg.). Opladen. 1994.

2. Grundgesetz fur die Bundesrepublik Deutschland // Bereinidte Amtliche Sammlung der Schulvorschriften BASS 1989/1990. Dusseldorf. 1989.

3. Граверт Р. Финансовая автономия органов местного самоуправления // Государство и право. 1992. N 10.

4. Die Organisation der Schulaulsicht in der Bundeslandern // Das Bildungswesen in der BRD. Arbeitsgruppe am Max-Plank-lnstitut. (Hrsg.). Taschenhuchverlag. Hamburg. 1979.

5. Landesgesetz uber die Schulen in Rheinland-Pfalz. Ministerium fur Bildung und Kultur. Mainz. 1992.

6. Deutschland. Tatsachen. Societats - Verlag. Frankfurt, Main. 1995.

7. Verwaltungsverfahrensgesetz fur das Land Nordrhein-Westfalen. SGV NW. 2010. 1988.

8. Schulaufsicht und Schule // Das Bildungswesen in der BRD. Arbeitsgruppe am Max-Plank- Inslitut (Hrsg.). Taschenhuchverlag. Hamburg. 1979.

9. Staatsburger Tasclienbuch. Munchen. 1992.

10. Wie funktioniert was? - Meyers Lexikonverlag. Manheim. Wien. Zurich. 1988.

11. Moderne Schulmenegement / Muller Н. (Hrsg.). Freiburg. 1974.

12. Muller K. Neues Steuerungsmodell // Erziehung und Wissenschaft. 1995. N 2.

13. Die Selbstandigkeit von Schulen // Erziehung und Wissenschaft. 1990. N 2.

14. Rietschel H. Gute Schule, pfiffige Verwaltung // Erziehung und Wissenschaft. 1995. N 9.

стр. 94

Опубликовано на Порталусе 04 октября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама