Рейтинг
Порталус

Н. И. НОВИКОВ: У ИСТОКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Дата публикации: 25 октября 2007
Автор(ы): П. В. ГОРНОСТАЕВ
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1193318775


П. В. ГОРНОСТАЕВ, (c)

Исполнилось 260 лет со дня рождения русского просветителя, издателя, писателя, историка, философа и журналиста Николая Ивановича Новикова (1744 - 1818), внесшего весомый вклад в становление российской педагогической науки. Масштабы его разносторонней деятельности поражают. Кроме прочего, известен он и как издатель сатирических журналов "Трутень", "Пустомеля", "Живописец", "Кошелек", оказавших влияние на мировоззрение таких выдающихся сынов Отечества, как А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин, И. А. Крылов. Н. И. Новиков публиковал произведения западноевропейских просветителей, подчеркивая, что есть насущная необходимость перенимать у них все самое ценное, но ни в коем случае при этом не отрываться от корней собственной многовековой культуры.

Многие его блестяще осуществленные проекты были направлены на ознакомление российских читателей с отечественной культурой и историей, значительная часть книг выпускалась для юношества - учебные пособия, научно-популярная литература по естествознанию, географии. Под его руководством выходили в свет многочисленные уникальные периодические издания, например первый русский детский журнал "Детское чтение для сердца и разума".

Сердце и разум растущего человека... - вслед за В. Н. Татищевым он неустанно говорил о важности и способах их развития, наполнения светом служения Отечеству, заботы о себе и своих близких, с тем чтобы появилось как можно больше "счастливых людей и полезных граждан".

И все же исследователи педагогического наследия Н. И. Новикова неоднозначно оценивают степень "самостоятельности" его собственно педагогических идей - в диапазоне от признания их неоспоримой самобытности до утвержде-

стр. 79


--------------------------------------------------------------------------------

ний о почти полном заимствовании у западноевропейских мыслителей. Это удивительно. Очевидно, речь в данном контексте следовало бы вести не иначе как о бережном и творческом отношении русского просветителя к педагогической классике, памятуя о том, что на практике местом проведения его "опытов" и "испытаний" послужили открытые им в Санкт-Петербурге два народных училища для сирот и детей из бедноты, а также педагогическая и переводческая семинарии при Московском университете.

Яркие аналитические способности, знание российской действительности позволили Н. И. Новикову стать достойным продолжателем идей классиков педагогики, но никак не слепым подражателем. Его главное педагогическое сочинение - трактат "О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний", опубликованный в 1783 г. в журнале "Прибавление к "Московским ведомостям"". Это сочинение охватывает широкий круг общепедагогических проблем. В ряде специальных статей раскрываются частные вопросы воспитания: "О эстетическом воспитании", "О сократическом способе учения", "О раннем начале ученья детей", "Фамильный разговор", "Письмо о домашних учителях" и др. Кроме того, мысли и рекомендации наставительного, педагогического характера рассыпаны по многим публикациям, которые не являются собственно педагогическими, но в совокупности содержат целостную систему научных взглядов, охватывая большинство основных вопросов педагогики.

Прежде всего о самой педагогике как науке. Н. И. Новиков первым из наших соотечественников применил сам термин "педагогика" для обозначения науки о воспитании. Он указал на основные ее источники: мысли знаменитых людей прошлого о воспитании; наблюдения за педагогической деятельностью и детьми, "собственные опыты" (т.е. эксперименты). В статье "О сократическом способе учения" им перечисляются выдающиеся авторы, которые высказывались о воспитании: Сократ, Платон, Аристотель, Квинтилиан, Лютер, Меланхтон и др. И затем делается весьма примечательное указание: если наши современники "будут читать сочинения сих достойных мужей с философским остроумием, исследовать их, извлекать из них доброе, делать собственные опыты, испытывать советы других, наблюдать детей и юношей, из опытов и наблюдений выводить правила, и все сие будут делать обще..., если потомки будут продолжать сию работу и пользоваться познаниями своих предков, исправлять и дополнять оные, то свет приобретет науку, которая во всяком рассуждении будет заслуживать имя педагогики" [1, с. 193]. Пожалуй, мало кто из предшественников определил так же четко верный путь к созданию науки о воспитании, как Н. И. Новиков. Педагогика, замечал он, "особенная тонкая наука", необходимая всем занимающимся воспитанием, и поэтому каждому "должно научаться ей из благовыбранного чтения, из опыта и размышления" [2, с. 420].

До Н. И. Новикова многие высказывались о цели воспитания. Я. А. Коменский, например, видел цель воспитания в подготовке к настоящей и будущей (загробной) жизни, стремился через просвещение исправить человеческие пороки. У Дж. Локка цель воспитания - подготовить джентльмена, делового человека. По Ж. Ж. Руссо, цель воспитания - воспитать человека, т.е. сформировать общечеловеческие качества. Н. И. Новиков формулирует цель воспитания по-новому - "образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами" [2, с. 422]. В отличие от предшественников, он рассматривал цель воспитания и как конкретную педагогическую проблему, и как педагогическую категорию. При этом справедливо утверждал, что для правильного воспитания, как и в любом деле, сначала необхо-

стр. 80


--------------------------------------------------------------------------------

димо четко уяснить цель и никогда не упускать ее из вида. Позже это положение более убедительно и широко обоснует К. Д. Ушинский.

Как и большинство предшественников, Н. И. Новиков выделяет "три главные части" воспитания: физическое, нравственное и умственное. "Каждая из сих трех частей имеет особенные свои правила, положения и действия...". В то же время все части "между собой столь же близкую имеют связь, сколь натурно они проистекают из помянутого главного предмета", т.е. воспитания "счастливыми людьми и полезными гражданами" [2, с. 423 - 425]. В раскрытии этих "главных частей" и определении их значимости у русского просветителя много общего обнаруживается с западноевропейскими учеными. Следуя за Дж. Локком, он подчеркивает приоритет физического воспитания, называя его "первой главной частью", поскольку "образование тела и тогда уже нужно, когда иное образование не имеет еще места".

В предшествующей истории педагогической мысли по-разному решался вопрос о соотношении общественного и семейного воспитания. Квинтилиан в своем учении "О воспитании оратора" доказывает преимущества школьного обучения, сочетаемого с семейным воспитанием. Сходна с ним позиция Я. А. Коменского, который умолял, настаивал устраивать во всех селениях школы, где обучать всех всему. Дж. Локк и Ж. Ж. Руссо выступили сторонниками домашнего образования, они не одобряли школьное обучение и видели идеал воспитания в семье с приглашенными хорошими учителями. И. И. Бецкой стремился к изоляции детей от родителей (чтобы избежать их дурного влияния), ратовал за воспитание детей в закрытых воспитательных учреждениях. Н. И. Новиков, ставя вопрос: "Публично или приватно учиться детям?", - отдает явное предпочтение публичному, общественному воспитанию. "Но сколь ни велики выгоды, коих можно ожидать от приватного воспитания, однако выгоды, представляемые публичным воспитанием, еще гораздо их более" [1, с. 189]. Особое преимущество школьного обучения заключено в "детском соревновании", а боязнь развращения этим детей несостоятельна.

Традиционно авторов работ о воспитании привлекали такие взаимосвязанные проблемы, как факторы формирования личности (наследственность, среда и воспитание), природа воспитуемого, сущность процесса воспитания. И Квинтилиан, и Я. А. Коменский указывали на различие природных задатков у людей, на необходимость изучать их и учитывать в процессе воспитания. По Дж. Локку, ребенок - "чистая доска", на которой воспитанием можно "писать" что угодно, а влияние наследственных факторов весьма незначительно. Ж. Ж. Руссо считал, что ребенок от природы рождается добрым. Все они признавали большую роль воспитания в формировании личности. У Н. И. Новикова нет прямых заключений о весомости наследственности в формировании человека, но из косвенных высказываний видно, что он разделял взгляды о влиянии наследственных факторов, признавал их многообразие, многозначность и индивидуальность, отрицал обусловленность ими социального статуса человека, восхищался "природой человеческой" "со всеми дарованиями" ее. "Богатство и знатность рода не точно проистекают из человеческой природы; следовательно, высокомерие богача и дворянина есть смешная гордость" [2, с. 388].

От Я. А. Коменского, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо и других мыслителей Н. И. Новиков воспринял идею природосообразности, которая четко прослеживается в его системе педагогических взглядов. В предисловии к журналу "Утренний свет", говоря о главном назначении данного издания врачевать и укреплять "души и дух", он пишет: "И для того издаваемые нами

стр. 81


--------------------------------------------------------------------------------

листы должны наполнять истинами, в природе человеческой основание свое имеющими; истинами, от естества проистекающими и тем же самым естеством объясняемыми" [там же]. Отсюда в воспитании следует считаться с природными задатками, изучать и учитывать их: "Старайтесь узнать их (детей. - П. Г.) сложение и располагать поступки свои по свойству оного" [2, с. 467]. Например, у некоторых детей есть "чрезвычайные способности к изучению науки". Для таких не нужно особых побуждений. Учитель лишь направляет их внимание на достойное, дает упражнение, полезное для разума и "питательное для сердца".

Н. И. Новиков ясно осознавал, что "воспитание есть весьма запутанное, трудное дело", и видел в нем ведущее условие формирования нужных качеств человека: "Единое воспитание есть подлинный творец добрых нравов..." [2, с. 418]. И поэтому воспитание юношества как преднамеренный процесс чрезвычайно важно и для государства, и для каждой семьи, и для отдельной личности. Изменение личности рассматривалось им как непрерывный процесс, происходящий не только в специально отведенное время, но и во всех видах деятельности. Процесс воспитания трактовался как комплексное воздействие посредством примеров и упражнений, которые должны быть "соединяемы".

Говоря о влиянии среды на формирование личности, Н. И. Новиков отводил ей значительную роль. Он указывал на обстоятельства, "не составляющие самого воспитания", но "имеющие превеликое влияние в образовании детей" [2, с. 426]. В частности, он подробно останавливается на таких обстоятельствах семейного воспитания, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие: образ жизни родителей, домашний быт, личные качества воспитателей, взаимоотношения родителей с ними и др.

Для благополучного осуществления "телесного образования детей" Н. И. Новиков предлагает правила и предписания, которые опытом и искусством доселе за лучшее выдаваемы были" [2, с. 439]. Эти правила, касающиеся пищи, одежды, воздуха, движений и т.д., весьма схожи с советами Дж. Локка и Ж. Ж. Руссо в отношении физического воспитания. Только приспособлены они более к условиям российской действительности, что, безусловно, само по себе уже ценно.

По вопросам "образования сердца", т.е. нравственного воспитания, Н. И. Новиков не только обобщает мысли предшественников, но во многих случаях дополняет их новыми правилами, по-иному трактуя отдельные вопросы. "Образовать сердце детей, - пишет он, - называется устремлять склонности и желания их к самолучшим вещам, вливать в них владычествующую любовь ко всему тому, что истинно, справедливо и добро..." [2, с. 466]. Он постоянно напоминает об органическом единстве обучения и воспитания, о необходимости согласования их воздействия на разум, чувства и поступки, о важности сочетания убеждения и упражнения. В его сочинении "О воспитании и наставлении детей" читаем: "И так разум его (ребенка. - П. Г.) и воля, мысли и поступки должны согласоваться друг с другом. Познание истины должно его приводить к любви и исполнению добродетели. Следовательно, разумное воспитание состоит не только в образовании разума, но и сердца..." [2, с. 466].

Среди многих правил, относящихся к содержанию, средствам и методам нравственного воспитания детей, выделим у Н. И. Новикова следующие, на наш взгляд, основные:

1. "Старайтесь вселять в них искреннюю любовь и благоволение ко всем человекам, без различия состояния, религии, народа или внешнего счастия" [2, с. 481].

2. "Сколько возможно заблаговременно приучайте их к трудолюбию, порядку и прилежанию в их делах" [2, с. 478].

стр. 82


--------------------------------------------------------------------------------

3. Научайте их "одержанию владычества над чувственными своими похотями. И в сем намерении соединяйте упражнения с наставлениями..." [2, с. 482].

4. "Вливайте в детей ваших владычествующую любовь к истине, праводетельности и чистосердечию. Они им природны" [2, с. 477].

5. "Старайтесь самолучшими средствами содержать себя в надлежащем уважении у детей своих" [2, с. 498].

6. "Следуйте в воспитании детей своих некоторому плану" [2, с. 500].

7. "Не противоречьте самим себе; не противоречьте друг другу; но паче взаимно один другого подкрепляйте" [2, с. 501].

8. "Стараясь других сделать мудрыми, сами будете всегда становиться мудрее; стараясь их исправить, всегда благополучнее будете успевать в собственном исправлении" [2, с. 502 - 503].

Наибольший интерес в наследии Н. И. Новикова представляет разработка вопросов умственного развития, "образования разума". Здесь нашли довольно полное отражение основные прогрессивные идеи предшественников в области теории обучения. И самое ценное заключается в ориентации на повышение познавательной активности учащихся - и не только в процессе обучения, но и во внеучебной деятельности.

В трактате Н. И. Новикова "О воспитании и наставлении детей" есть специальный раздел "О образовании разума". Он начинается со слов: "Образовать разум, или дух, детей называется вперять в них справедливые представления о вещах и приучать их к такому образу мыслей и рассуждения, который соразмерен истине и посредством которого могли бы они быть мудрыми... Разум их должен быть не только упражняем и обогащаем разными познаниями, но и так упражняем, чтоб они мало-помалу приобретали способность исследовать и разбирать то, что они знать желают, удобно отличать истинное от ложного и при сих исследованиях и рассуждениях следовать всегда надежнейшим правилам и по кратчайшему идти пути" [2, с. 456 - 457].

Далее автор подробно, опять в виде "правил", показывает, как следует реализовать этот замысел:

1. "Не погашайте любопытство детей ваших и питомцев". С радостью нужно откликаться на вопросы воспитанников, не уклоняться от ответов и использовать такие случаи "к упражнению размышления дитяти или юноши и посредством продолжения вопросов делать их самих изобретателями неизвестного еще им" [2, с. 457 - 458]. Для возбуждения любопытства отбирать такой материал, который бы имел "прелесть новости и чудесности", давал бы "много приятности", воздействовал на чувства.

2. "Упражняйте детей ваших или воспитанников в употреблении чувств; научайте их чувствовать справедливо" [2, с. 458]. Необходимо давать им возможность видеть и примечать красоты природы, наблюдать различные виды труда людей. Чем полнее восприятие изучаемого посредством наших органов чувств, тем глубже наше познание, "тем более может дух упражняться в размышлении".

3. "Притом упражняйте их всегда во внимательности. Внимательность есть мать всякого основательного познания" [2, с. 459]. Следует приучать не переходить быстро от наблюдения одного объекта к другому, а выводы делать не только на основе прочитанного в книгах, но и на основе наблюдений окружающей жизни. Развивать внимательность и наблюдательность в игре, в практической деятельности.

4. Не давать детям ложных понятий, стараться сделать их познание "основательным и верным".

5. "Не учите детей ничему такому, что они по возрасту своему или по недостатку других предполагаемых при этом познаний разуметь на могут. Не размеряйте детские способности по своим" [2, с. 460].

стр. 83


--------------------------------------------------------------------------------

6. "Научайте их на все смотреть с практической стороны" [2, с. 462].

Приемы развивающего обучения удачно популяризуются Н. И. Новиковым в статье "О сократическом способе учения": учителю принимать "вид соученика"; мудрыми вопросами развивать "спящие в душе темные понятия", а не "произвольно вводить"; "взаимными вопросами и ответами, решением и поправлением оных воспомоществовать рождающему идеи разуму ученика" [1, с. 195 - 196]. Не будет преувеличением утверждать, что в России вплоть до XIX в. проблемы развивающего обучения наиболее обстоятельно были освещены именно Н. И. Новиковым. Кроме того, он предвосхитил развитие ряда других актуальных для становления педагогической науки направлений.

В статье "О эстетическом воспитании" Н. И. Новиков останавливается на формировании "вкуса" у молодых людей, ознакомлении с основами "изящных наук", красноречием, стихосложением.

В предисловии к изданию "Древней российской вивлиофики" он убеждает читателей в необходимости патриотического воспитания: полезно знать о чужеземных народах, похвально отдавать дань их достоинствам, но гораздо полезнее иметь сведения о своих прародителях; стыдно презирать своих соотечественников.

Как и многие предшественники, Н. И. Новиков высоко оценивал значение "должности воспитателя и учителя", настаивал на том, чтобы в "гофмейстеры" и "гофмейстерины" принимали людей нравственных и образованных. Он высмеивал моду на приглашение в качестве учителей чужеземцев, которые часто были сами не образованы, плохо воспитаны и не знали педагогического дела, и ратовал за подготовку педагогов из своих соотечественников.

Педагогические взгляды Н. И. Новикова строятся на гуманном отношении к детям, уважении личности воспитанника.

Это особенно выразилось в его суждениях о телесных наказаниях. Если, например, Я. А. Коменский и Дж. Локк указывали на вред таких наказаний и в то лее время оказывались непоследовательными, допуская возможность их применения в отдельных случаях, то Н. И. Новиков был категорически против, не делал никаких отступлений.

Важно отметить, что Н. И. Новиков толковал воспитание, образование, развитие как категории возрастные, как непременные атрибуты человека в течение всей его жизни. "Пока живем мы на земле сей, дотоле живем в всегдашнем воспитании и упражнении. Все мы должны воспитаны быть к лучшей жизни, к высочайшему блаженству, и воспитание сие оканчивается только смертью" [1, с. 173].

В заключение скажем, что еще более столетия назад наш соотечественник исследователь Е. Трифильев справедливо отметил, что Н. И. Новиков, изучив зарубежных авторов, "сумел выработать вполне самостоятельные самобытные взгляды на воспитание; он сумел взять из этих воззрений все, что было в них лучшего..., но при этом избегнул тех крайностей и увлечений, которых так много мы наблюдаем, например, у Руссо" [3, с. 20]. Полагаем, что это наиболее справедливая оценка деятельности русского просветителя, стоявшего у истоков отечественной педагогической науки.

К сожалению, после подавления пугачевского бунта деятельность Н. И. Новикова из-за его антикрепостнических взглядов была прекращена. В 1792 г. без суда его поместили в Шлиссельбургскую крепость, а освобождение пришло только через четыре года, в правление Павла I.

ЛИТЕРАТУРА

1. Новиков Н. И. Избр. пед. соч. М., 1959.

2. Новиков Н. И. Избр. соч. М.; Л., 1951.

3. Трефильев Е. Николай Иванович Новиков как педагог. Харьков, 1896.

Опубликовано на Порталусе 25 октября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама