Рейтинг
Порталус

СИСТЕМА ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Дата публикации: 08 ноября 2007
Автор(ы): В. А. Хлебников
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1194531445


В. А. Хлебников, (c)

Наиболее общая цель образования - воспроизводство и развитие социальной системы, которая существует в стране. Государство должно предоставить хорошее, всеобщее, равно доступное для всех социальных слоев и бесплатное образование, обеспечивающее человеку научные знания и творческое развитие. Эта мысль прописана в Конституции. Все ее знают, но сформулировать, почему образование должно быть именно таким, смогут далеко не все. В лучшем случае будут говорить о справедливости, о том, что все люди равны от рождения и пр. Социальных мифов на эту тему много.

Сухие прагматики, которых меньшинство, скажут, что бесплатное, доступное и хорошее образование просто выгодно. И не только потому, что образованные люди лучше и эффективнее работают, хотя в этом для государства есть несомненная польза. Но гораздо большей будет отдача от тех, кто не просто образован, а способен рождать новые идеи и создавать новые технологии. Людей, отмеченных гениальностью, очень немного, но эффективность их идей может быть грандиозной. Возьмите, например, изобретение паровой машины или радио. Никто не знает, из какой социальной среды будет тот изобретатель, который даст новый импульс человечеству, поэтому образование должно быть всеобщим и доступным. Образование должно быть хорошим, потому что неизвестного гения надо поднять на современный уровень знаний. Образование должно быть бесплатным, потому что вполне возможно, что он родится в бедной семье.

Некоторые суперпрагматики часто задают вопросы о применимости школьных знаний в жизни. Они уверены, что надо облегчить учебные программы и учить детей только тому, что пригодится им в будущем. Но с такой позицией согласиться нельзя. Принцип минимума в образовании недопустим. Знания никогда не бывают лишними. Затраты на хорошее образование экономически выгодны.

Сложность современной ситуации для развития образования состоит в отсутствии острого внешнего вызова со стороны социальной системы. Большевики, начав с разрушения буржуазной системы образования, достаточно быстро остановились и начали активно развивать новую школу, опираясь на лучшие достижения царской России в этой области. Это был ответ на внешний вызов - враждебный капиталистический мир. В свою очередь, последний, столкнувшись с непосредственной угрозой своему существованию в лице Советского Союза, был вынужден значительно скорректировать свою социальную политику. Прорыв СССР в космос привлек значительное внимание правительства США к проблемам образования.

Внешний вызов подталкивал правительства к принятию энергичных и эффективных мер по совершенствованию системы образования. Коммунисты смогли точно определить и просто сформулировать ее основную цель - создание армии инженерных работников, соответствующих самым современным требованиям, на базе хорошего естественнонаучного и математического образования. Эта конкретная, но узкая цель достаточно быстро была достигнута (ввиду именно своей конкретности), и созданная система образования длительное время способствовала развитию государства. Подобные цели не могут быть долговременными. Возникла необходимость выбрать новую стратегию, но эта задача не была решена. Система продолжала работать в том же режиме, во многом вхолостую.

В настоящее время серьезного внешнего вызова нет. Мнение профессионального сообщества учитывается правительством далеко не всегда. Эту реалию надо учитывать и находить способы и пути продвижения нужных идей.

Часть 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации провозглашает право получения общедоступного и бесплатного дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Основное общее образование обязательно (ч. 2, 4 ст. 43). Конституция также гарантирует (ч. 3 ст. 43) получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. К сожалению, она не гарантирует всеобщего обязательного и бесплатного полного среднего образования.

стр. 22


--------------------------------------------------------------------------------

Права и свободы личности могут быть всесторонне реализованы лишь личностью образованной.

Нельзя не отметить, что уже несколько десятилетий в российской системе образования нет норм оценок, т.е. тех правил, которые определяют, за что ученику ставить "2", "3", "4", "5". Это предельно субъективирует оценивание учебных достижений. Более того, имеющаяся шкала оценок явно устарела. Она уже не соответствует современным требованиям. В централизованном тестировании и ЕГЭ используется стобалльная шкала, которая создается с помощью компьютерных технологий. При "ручном" оценивании есть смысл пятибалльную (фактически трехбалльную) шкалу расширить до десятибалльной. Это позволит более точно дифференцировать знания учащихся. Так сделано в большинстве развитых стран мира. Более того, одновременно с расширением шкалы оценивания необходимо сформулировать правила, по которым выставляются оценки. Новые нормы должны четко и с использованием конкретных примеров показать, за какие теоретические знания и практические навыки выставляется тот или иной балл. В каждом специализированном школьном кабинете должны висеть плакаты с нормами оценок по различным темам изучаемого предмета. И учитель, и школьник при устном опросе и письменной работе будет знать четкие критерии выставления оценок. Внедрение такого подхода обеспечит объективность результатов контроля любого уровня.

Разработка норм оценок есть большая и ответственная работа, которая может быть выполнена только специалистами высшей квалификации. Российская академия образования - естественный исполнитель этого заказа. Министерство образования и науки России - естественный заказчик. Но исполнитель и заказчик инициативы не проявляют. Видимо, заняты чем-то более важным!

Каковы основные симптомы неблагополучия в системе образования? Она стала коррумпированной и непрозрачной. Остро обозначилась проблема старения педагогических кадров. Налицо не всегда высокая квалификация преподавателей, неодинаковый (чаще низкий) уровень материально-технической оснащенности образовательных учреждений. Все это приводит к неровному, а порой просто низкому качеству образования. Нет достоверной информации о результатах функционирования системы образования. Неизвестна степень освоения учебных программ и причины, которые вызвали те или иные результаты. В стране отсутствует современная система образовательной статистики. Не используются современные технологии обеспечения качества продукции. Международный стандарт ISO-9000 требует, чтобы оно обеспечивалось не конечным контролем (итоговой аттестацией), а постоянным мониторингом.

Учащимся реально надо предоставить равные права на получение хорошего образования. Принцип общедоступности и бесплатности нарушается почти повсеместно. При приеме в общеобразовательные учреждения (особенно профильные и элитарные) широко используются конкурсы, собеседования, тесты. Предлагается внесение "спонсорских взносов" и т.п. Всем понятно, что этим нарушается российское законодательство.

Ведя борьбу против разрушения образования и сосредоточиваясь на поздних школьных этапах и проблемах зачисления в вузы, мы упускаем более важное: когда в старшую школу придет поколение детей, плохо обученных, почти невозможно будет сделать из них хороших специалистов с высшим образованием. Наведение порядка в системе образования нужно начинать с начального и среднего звена.

Главной проблемой системы образования является ее хроническое недофинансирование

стр. 23


--------------------------------------------------------------------------------

(в 2005 г. 4% от ВВП вместо 10% по Закону об образовании). Финансовые потоки, протекающие через нее, достаточно велики, чтобы наша страна, учитывая традиции и опыт, имела качественное школьное образование. Не столь важно понимать, как финансовый поток формируется. Важно - как он распределяется. Бедное образование - это беда. Но когда в нем появляются большие деньги - это катастрофа. Они привлекают малограмотных жуликов и проходимцев, которые быстро и наделаю вытесняют из системы образования истинных профессионалов, подвижников и бессребреников. А без них школа существовать не может.

В рыночных отношениях можно проследить цепочку: деньги, образование, наука, производство, товар, деньги (у Маркса было только: деньги, товар, деньги). В ней образование находится в самом начале и слишком далеко от конечных денег. Очевидно, что никакой предприниматель не способен решить стратегические проблемы развития образования. Он может действовать, исходя только из своего интереса и с очень коротким сроком оборачиваемости вложенного капитала. Долговременную стратегию развития образования способно решить только государство или хорошо организованное сообщество профессионалов и заинтересованной общественности.

Система образования в России за последние десятилетия значительно деградировала и продолжает деградировать. Однако она обладает достаточно хорошими способностями к регенерации и развитию (если сохранен ее потенциал).

Мероприятия по модернизации образования (улучшение материально-технической базы, обеспечение доступа к Интернет, новые университетские комплексы, индивидуальные гранты для школьников и студентов, повышение заработной платы преподавателей, обеспечение непрерывности образования) не складываются в систему. Их внедрение возможно, нужно и полезно. Но неизвестно, как и когда они повлияют на качество образования.

В государстве и обществе отсутствует единое представление о том, какой должна быть система образования. В настоящее время она плохо функционирует. Симптомы - снижение качества образования, фактическое нарушение конституционных принципов - общедоступности и бесплатности, развитие коррупции.

Причины:

- хроническое недофинансирование,

- непрозрачная система получения и распределения средств,

- неэффективные управленческие решения,

- отсутствие четкого алгоритма действий,

- отсутствие объективных и падежных показателей, характеризующих состояние системы образования.

Первоочередные действия:

- разработка современной системы образовательной статистики, в рамках которой:

* разработка системы сбора, хранения, обработки и использования информации об учебных достижениях учащихся;

* разработка и внедрение новых и широкое использование традиционных технологий сбора информации об учебных достижениях учащихся; повышение их надежности и объективности; выявление зон их рационального использония;

* практическое использование результатов для итоговой аттестации и для поступления в вуз.

Полученная статистическая информация должна быть доступна научной и профессиональной общественности.

Итак, первоначально надо наладить систему современной образовательной статистики. Надо уметь получать достоверную информацию о функционировании системы образования. Без нее общество

стр. 24


--------------------------------------------------------------------------------

как бы находится в потемках. Однозначного мнения ни о чем составить невозможно. Все рассуждения об образовании носят качественный характер. Дискуссии тонут в уточнениях. Выявить причинно-следственные связи и зависимости нельзя. Из множества данных в системе образования необходимо выделить укрупненные показатели и определить их достоверные значения.

Организационно система образования хорошо структурирована. Во всех субъектах Федерации имеются региональные и муниципальные органы управления образованием. Количество типов образовательных учреждений и их административная подчиненность ограничены. Все это облегчает задачу сбора, анализа и использования информации для образовательной статистики.

Основная сложность состоит в оценке учебных достижений учащихся (степени освоения ими образовательных программ). Именно здесь кроются наибольшие проблемы получения достоверной и объективной информации. Накопленный опыт позволяет утверждать, что создание современной системы оценки учебных достижений, с помощью которой получают адекватные данные об учебных достижениях учащихся, вполне возможно. Если необходимая информация собрана, то анализ учебных достижений, эффективности мероприятий и определение качества образования не представляет труда. Причинно-следственные связи выявляются с той же достоверностью, с которой собраны исходные данные.

Исследователи и управленцы любого ранга получат информацию о том, каков тренд учебных достижений отдельных учащихся или средних показателей классов, школ, муниципальных и региональных объединений. Становится известно, как результаты соотносятся с заработной платой учителей, уровнем компьютеризации школ, их материально-техническим обеспечением, кадровым составом (количеством, возрастом и стажем) преподавателей и пр. Полученные данные должны стать основой для принятия обоснованных управленческих решений. Они объективны и надежны. Их можно использовать в практических делах - для итоговой аттестации и для отбора поступающих в вуз.

Статистические показатели должны быть доступны общественности. Это обеспечит общественный контроль за процессом и качеством обучения. Механизм получения надежной и достоверной информации об учебных достижениях учащихся затруднит коррупцию.

Создание системы оценки учебных достижений (СОУД) учащихся является своевременным и актуальным. При этом необходимо учитывать опыт, полученный при проведении эксперимента по введению ЕГЭ, прежде всего то, что этот эксперимент не был проверкой какой-либо научной гипотезы. Так как данные ЕГЭ никак не учитывались в управлении образованием, он для системы образования был бесполезным.

Надо было четко и заранее определить, где и как будут применены результаты экзамена в системе образования. Сейчас ЕГЭ обеспечивает только отбор поступающих в вузы на бюджетное отделение. Это перестает быть актуальным. Учитывая демографическую "яму", целесообразно отменить вступительные испытания, брать в вузы всех желающих и отчислять после первых семестров.

Совершенно очевидно, что организационно система оценки учебных достижений должна быть отделена от органов управления образованием. Несоблюдение этого принципа приведет к искажению объективной информации. Мы убеждены, что СОУД должна опираться на общественно-профессиональное сообщество и использовать методологию разработки стандартизированных процедур и материалов, подготовленных органами Гостехрегулирования (бывший Госстандарт).

стр. 25


--------------------------------------------------------------------------------

Мы осознаем, что Законом "Об образовании" не предусмотрена обязательная текущая оценка учебных достижений. Но в рамках предлагаемой системы оценка текущих достижений желательна. Получаемые при этом результаты необходимы учащимся, родителям, педагогам для получения объективных и независимых представлений об учебных достижениях. Однако контроль может проводиться только добровольно.

Непосредственно процедуру оценивания должны проводить учреждения, сертифицированные на выполнение соответствующих функций. Указанная сертификация является добровольной. Требования к измерительным материалам и различным видам оценивания должны быть обсуждены и утверждены.

Оценивание в системе должно стать "фактически обязательным" не по приказу, а по своим объективным достоинствам. Профессиональное педагогическое сообщество, и прежде всего школы и вузы, должны доверять содержанию КИМов, технологии проведения и обработке данных. Практическое использование результатов оценивания, полученных системой, должно быть подтверждено нормативными актами органов управления образованием.

В соответствии с нашей концепцией общие требования к СОУД сводятся к следующим.

1. Система должна обладать свойством полноты, т.е. иметь организационную и методологическую возможность определять показатели учебных достижений учащихся для всех уровней образования:

- общее образование - начальное, основное, полное;

- профессиональное образование - начальное, среднее, высшее.

2. Она должна иметь и использовать комплекс показателей, с помощью которых возможно оценивать достижения учащихся и образовательных учреждений и органов управления образованием на любом уровне и при любой форме обучения.

3. Используемые показатели должны удовлетворять требованиям:

3.1. надежности: значения показателей не меняются или мало меняются при их определении иными средствами или научно обоснованными методами;

3.2. объективности: значения показателей должны отражать исследуемые свойства только изучаемого объекта, при этом должно быть исключено (или минимизировано) воздействие посторонних факторов.

4. Обеспечивать сбор надежной и объективной первичной информации об оценках учебных достижений.

5. Использовать передовые научные методы обработки первичной информации, обеспечивающие надежные и объективные конечные результаты.

6. Применять различные формы испытаний (тестирование, олимпиады, экзамены) и измерительных материалов, качество которых удовлетворяет заранее сформулированным требованиям.

7. Обеспечивать сопоставимые результаты испытаний учебных достижений при использовании различных способов оценивания и измерительных материалов. Результаты различных испытаний должны размещаться на единой метрической шкале.

8. Использовать измерительные материалы и способы (технологии) оценивания, соответствующие особенностям изучаемого предмета, возрасту учащихся и целям испытаний.

9. Предоставлять учащимся свободу выбора формы, времени и места проведения оценивания учебных достижений.

10. Компетентные и независимые органы должны сформулировать требования к технологиям (способам) оценивания и свойствам используемых контрольных измерительных материалов, обеспечивающих возможность получения надежных и объективных результатов.

стр. 26


--------------------------------------------------------------------------------

11. Статистические показатели результатов и свойств измерительных материалов должны быть доступны общественности.

12. Необходимо принять все меры для обеспечения информационной безопасности на всех этапах оказания услуг (разработка измерительных материалов, проведение процедуры оценивания, обработка результатов, обмен информацией и пр.), а также предусмотреть санкции за искажение результатов или процедуры оценивания.

13. Организационные структуры СОУД проводят необходимые научные исследования и практические разработки, с помощью которых возможно:

- оценить изменение уровня подготовленности учащихся в различные годы, в разных регионах и административных структурах;

- определить размеры погрешностей различных методов оценивания в разных зонах метрической шкалы;

- дать рекомендации по рациональному использованию различных видов оценивания в зависимости от уровней подготовленности учащихся.

Организационная структура системы оценки учебных достижений охарактеризована в нижеперечисленных основных положениях.

1. Система добровольной сертификации создается по решению органов Гостехрегулирования (бывший Госстандарт) или уполномоченных ими организаций (учреждений).

2. Руководящим органом СОУД является Совет, состоящий из представителей образовательных учреждений, органов управления образованием и научной общественности.

3. В деятельности СОУД предполагается широкое участие общественности, особенно в обсуждении статистических результатов оценивания.

4. СОУД (ее руководящий орган) подготавливает и утверждает:

* требования к технологиям процедур различного вида (экзамены, тестирование, олимпиады, собеседования и т.п.), используемых при оценивании учебных достижений;

* требования к измерительным материалам различного вида, используемым при оценивании учебных достижений учащихся.

5. СОУД организует разработку собственных измерительных материалов и сертифицирует измерительные материалы, представленные образовательными учреждениями (организациями) и соответствующие утвержденным требованиям к измерительным материалам различного вида.

6. СОУД рассматривает предложения образовательных учреждений и сертифицирует те из них, которые могут обеспечить исполнение утвержденных требований по проведению процедур оценивания.

7. Сертифицированные учреждения (организации) могут осуществлять в рамках СОУД оценку учебных достижений учащихся только с использованием сертифицированных измерительных материалов.

8. Центральный орган СОУД уделяет первостепенное внимание мерам, предназначенным для обеспечения информационной безопасности материалов, процедур тестирования испытаний, обработки результатов и обмена информации.

9. СОУД обеспечивает научно обоснованное приведение результатов испытаний различного вида и одного назначения в сопоставимый вид.

10. Результаты оценок учебных достижений, проведенные сертифицированными учреждениями (организациями), принимаются к рассмотрению и использованию всеми иными учреждениями (организациями), входящими в систему.

11. СОУД ежегодно рассматривает и при необходимости корректирует требования к процедурам испытаний и измерительным

стр. 27


--------------------------------------------------------------------------------

материалам, руководствуясь в своих действиях обеспечением максимальной надежности и объективности результатов и минимизацией случайных и систематических ошибок измерений.

12. СОУД использует в разработке, применении и анализе полученных результатов современные научные методы, которые обеспечивают максимально возможное снижение ошибок измерений и получение объективных результатов.

13. СОУД способствует популяризации используемых методов и средств оценивания, а также организует и проводит научные исследования по совершенствованию измерительных материалов, технологии испытаний и интерпретации их результатов.

14. Результаты итогового и вступительного испытаний объявляются учащимся в стобалльной шкале, представляются в специальных свидетельствах и отражаются в базе данных СОУД. Результаты могут быть подтверждены по специализированным каналам Интернет.

Таким образом, разработанная нами модель системы оценки учебных достижений представляет собой комплексную социальную технологию обеспечения качества российского образования методами современной статистики.

стр. 28

Опубликовано на Порталусе 08 ноября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама