Научная библиотека PORTALUS

Библиотека ПОРТАЛУС - крупнейшей собрание научных текстов России

  Главные разделы: Вопросы науки  Педагогика  Экономика  Право  Философия  Психология  Культура, искусство  Лучшие статьи месяца  + список всех 60 рубрик...

Похожие статьи:
!!!

Календарь \ в этом месяце:
Октябрь 2014
ПнВтСрЧтПтСбВс
 0102030405
06070809101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Реклама Google

ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ новое | RSS


РЕКОМЕНДУЕМ ПОСЕТИТЬ:



ПЕРВЫЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ЖУРНАЛИСТИКИ

АвторДАТА ПУБЛИКАЦИИ: 08 ноября 2007
АвторОПУБЛИКОВАЛ(а): maxim
АвторРУБРИКА:
Источник (source)ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c)



АВТОРУ: Дополнить публикациюАВТОРУ: Исправить публикациюАВТОРУ: Удалить публикацию

И. А. Фатеева, (c)



В конце XIX - начале XX в. за рубежом появилось профессиональное образование журналистов. В России же, если не считать не сделавших ни одного выпуска Научных и практических курсов Л. Е. Владимирова (1905), в дооктябрьский период профессионального медиаобразования не было. Оно появилось только в советское время - в форме специализированных журналистских учебных заведений (вузов, техникумов, школ), первым
из которых был открыт Институт красных журналистов (1921). Он возник 85 лет назад на основе московских курсов РОСТА и после вхождения в систему Главпрофобра получил официальное наименование Московский институт журналистики (МИЖ). Этот институт просуществовал 17 лет, дважды сменив название - на Государственный институт журналистики (ГИЖ) и Всесоюзный коммунистический институт журналистики (ВКИЖ) им. "Правды".

Его деятельность ни разу не становилась предметом специального научного исследования. Попробуем отчасти восполнить этот пробел, обратив внимание читателя на самые важные аспекты функционирования этого уникального учебного заведения.

Профессиональная подготовка работников СМИ в нем с самого начала приобрела оригинальные педагогические черты, среди которых наиболее показательными нам кажутся следующие:

* тесная связь учебного процесса с журналистской практикой: производственную практику студенты проходили в лучших московских и провинциальных газетах (в начале 1930-х гг. применялась непрерывная практика, при этом учеба чередовалась с продолжительными - по нескольку месяцев - периодами работы в редакциях);

* участие студентов в выпуске институтских печатных изданий (в качестве учебных в разные годы выпускались газеты "Вечерние известия" и "ГИЖевец", газета и журнал "Правдист");

* принципиальная установка принимать на учебу людей, уже имеющих некоторый опыт работы в журналистике (например, из 81 первокурсника набора 1923/1924 учебного года без опыта работы были только 3);

* активное привлечение к работе в институте журналистов-практиков (преподавали редакторы: "Известий" - Ю. М. Стеклов, журнала "Журналист" - С. Б. Ингулов, "Рабочей Москвы" и сатирического журнала "Перец" - Б. М. Волин, а также руководитель РОСТА Я. Г. Долецкий, видные политические и общественные деятели Л. Д. Троцкий, К. Радек, А. В. Луначарский, М. С. Ольминский, Н. Н. Батурин, Л. С. Сосновский);

* подведение под учебный процесс теоретической базы, т.е. содействие становлению науки о журналистике - так называемого газетоведения*;

* специализация обучения (в институте существовали национально-восточное и комсомольское отделения, велась раздельная подготовка работников ТАСС и радио, особенно разветвленной была система переподготовки действующих работников газет, в том числе их руководителей);

* опора (до 1932 г.) на активные формы учебного процесса (широко применялся Дальтон-план, бригадно-лабораторный метод, использовались хронокарты, действовала система предметных кабинетов; последовательное выстраивание учебного процесса на основе постоянного выпуска учебной газеты свидетельствует о широком использовании метода проектов);

* повышение уровня профессионального образования в специализированном вузе (это придавало обучению "контекстный" характер и поддерживало вуз материально, поскольку переподготовка финансировалась дополнительно, иногда за счет посылавших на учебу организаций).

В 17-летней истории института отчетливо выделяются 7 периодов. Каждый из них был обусловлен изменением организационно-правового статуса вуза и сменой конкретных направлений его образовательной деятельности, зависевших от общей ситуации в стране и в системе образования. Дадим краткую характеристи-


--------------------------------------------------------------------------------

* Газетоведческая школа, появившаяся в первые годы советской власти в ГИЖе, в начале 1930-х гг. была разгромлена как не соответствовавшая догматам ленинизма-сталинизма.



стр. 75


--------------------------------------------------------------------------------

ку каждого из них, обратив внимание на личности ректоров и их персональный вклад в процесс функционирования учебного заведения.

1921 г. - конец 1923 г. Время существования МИЖ до получения им статуса государственного вуза. Возникнув на основе корпоративной формы учебы сотрудников РОСТА, в первый период работы он сохранял тесные связи с профессионально-журналистской средой, особенно с Центральным бюро Секции работников печати (ЦБ СРП) в ВЦСПС. В материальном плане институт выживал за счет шефской помощи газет, а также за счет деятельности подсобных предприятий, функционировавших на условиях хозрасчета (была эпоха НЭПа). Основными "донорами" были издательство и типография, созданные при МИЖ и выпускавшие как книги, так и периодические издания (журналы "Всемирная иллюстрация", "Современник", "Трактор", "Рычаг", "Красная печать", "Юридическая консультация").

Институт возглавлял К. П. Новицкий, начавший журналистскую карьеру еще в 1904 г. ("Южное обозрение", г. Одесса), участник нелегального съезда журналистов в С. -Петербурге (апрель 1905 г.), член Совета дореволюционного Общества деятелей периодической печати и литературы, редактор изданий МК РКП(б) и Моссовета. Член ЦБ СРП, он привлек к работе в институте фактически весь состав бюро. Общеобразовательные предметы в МИЖ, несмотря на отсутствие стабильного учебного плана, вели известные ученые М. И. Щелкунов, П. Н. Сакулин, В. Л. Львов-Рогачевский, В. М. Фриче, П. П. Блонский, А. М. Пешковский, М. Лемке, С. А. Пионтковский, Б. С. Бодиарский, Н. М. Сомов и др.

Конец 1923 г. - весна 1925 г. МИЖ преобразуется в ГИЖ и причисляется к категории комвузов, однако реального улучшения его обеспечения не произошло. Частая смена руководителей (во главе института были К. П. Новицкий, Г. А. Ржанов, С. И. Канатчиков) не идет на пользу. Задолженность Издательского отдела перед внешними кредиторами в начале 1925 г. достигла угрожающих размеров, и институт оказался на грани развала.

Лето 1925 г. - декабрь 1928 г. Время ректорства С. Д. Муравейского. Имевший опыт управления вузом (с 1922 г. был первым директором Средне-Азиатского университета в Ташкенте), новый ректор (в будущем известный гидробиолог) смог стабилизировать положение: ГИЖ получает дополнительные кредиты, переезжает в более вместительное помещение, строится. Расширяется направленность учебной деятельности (появляются национально-восточное отделение, курсовой сектор, аспирантура). Улучшается методическая работа. В учебном плане 40% времени отводится на изучение специальных предметов. Среди общеобразовательных дисциплин ведущее место занимают идеологические (ГИЖ взял курс на становление в своих стенах Высшей партийной школы). Однако вместе с тем состав преподавателей претерпевает значительные изменения не в лучшую сторону, и ощущается дефицит учебной литературы по журналистской тематике.

1929 - 1930 гг. Во главе института становится Д. А. Розанов. Сохраняя в целом преемственность с образовательным курсом предшественника, Розанов, совмещавший в своей биографии опыт организационной и преподавательской работы в советских вузах с опытом работы в издательствах, много сделал для сближения ГИЖ с профессиональными кругами. Например, наметилось сотрудничество с ЦБ СРП в плане разворачивания непрерывной практики, а также в целях развития газетоведческих исследований - в институте начал функционировать научно-исследовательский кабинет. В этот период усиливается диктат партийно-советского чиновничества и разворачивается масштабная "чистка аппарата". В результате незадолго до

стр. 76


--------------------------------------------------------------------------------

снятия Д. А. Розанов вынужден был уволить с работы первую партию "идеологически чуждых" преподавателей. Это не могло не сказаться негативно на уровне образовательного процесса.

1931 г. - сентябрь 1933 г. Маховик "чистки" в ГИЖ раскрутился настолько, что уже к началу 1931/1932 учебного года от кафедры печати (ее чаще называли кафедрой газетоведения) не осталось никого. Происходит крутая ломка всех сторон деятельности института. Из системы Наркомпроса он переходит в ведение Ученого комитета по заведованию научными и учебными учреждениями при ЦИК СССР (наряду с другими комвузами 1920-х гг.), переименовывается во ВКИЖ им. "Правды" и переориентируется на подготовку сотрудников районных и "политотделских" газет. В связи с этим вводится в 1932/1933 учебном году (за счет уменьшения специфически журналистских предметов с 9 до 3) расширенный сельскохозяйственный цикл, и в распоряжении ВКИЖ оказываются обширные сельскохозяйственные угодья, свинарники, конюшни и т.д.

Интеллигентская прослойка как в среде преподавателей, так и в среде студентов совершенно истончается: осенью 1933 г. доля рабочих и крестьян среди учащихся достигнет 86,6%. Костяк преподавателей теперь составляют выпускники Институтов красной профессуры, Комакадемии, других комвузов. Руководство института вновь быстро и неоднократно меняется, и усиливается текучесть кадров (только за 1 полугодие 1932 г. из 111 единиц административно-технического персонала уволилось 75 человек).

Сентябрь 1933 г. - сентябрь 1937 г. У ВКИЖ появляется постоянный руководитель - В. А. Нодель, в прошлом бундовец, член ЦК нескольких нацкомпартий, бывший нарком труда Белоруссии, член первого состава Совета национальностей. В институт пришел с поста редактора газеты "Советская торговля". В сентябре 1937 г. его репрессируют в возрасте 40 лет, но до этого он с энтузиазмом берется за восстановление репутации некогда прославленного института: приглашает на должность заведующего кафедрой истории ВКП(б) бывшего ректора Д. А. Розанова. Одновременно Нодель заведовал кафедрой редактирования и подготовил учебник "Редактирование и работа большевистской печати", по которому несколько лет занимались во всех журналистских и редакционно-издательских учебных заведениях страны. При Ноделе открывается Факультет особого назначения, предназначавшийся для индивидуального обучения руководящего состава центральных газет; совершенствуется структура института; укрепляется издательство; поднимается зарплата ведущим преподавателям. Особая забота Ноделя - работа при ВКИЖ постоянно действующих Всесоюзных курсов по переподготовке работников печати. Только в 1936 г. состоялось 3 созыва 3-месячных курсов для работников областных, краевых и республиканских газет (отдельно для зав. партотделами, зав. отделами информации и сельскохозяйственными отделами) и 5 созывов 2-месячных курсов для редакторов районных газет.

Сентябрь 1937 г. - июнь 1938 г. Это время ректорства О. И. Виноградовой, преподавателя новой формации, выпускницы Института красной профессуры (1934 г., специальность - преподаватель диалектического материализма). Возможно, к этому моменту закрытие ВКИЖ было уже предрешено, как и ликвидация в апреле 1938 г. вышестоящего Ученого комитета по заведованию научными и учебными учреждениями. Последние 2 месяца своего существования ВКИЖ находился в ведении ЦК ВКП(б). В июне 1938 г. после рассмотрения вопроса о судьбе института на заседании Политбюро ЦК ВКИЖ закрыли, передав здания и материальную базу в распоряжение ВЦСПС, а типографию оставив в распоряжении Отдела пе-

стр. 77


--------------------------------------------------------------------------------

чати и издательств ЦК для использования Высшей школой пропагандистов и газетных работников им. Я. М. Свердлова.

Несмотря на печальный конец, это первое отечественное журналистское учебное заведение стало важной вехой в развитии журналистского образования в СССР: по его образцу в 1930-е гг. в Ленинграде, Свердловске, Куйбышеве и других городах было создано несколько других коммунистических институтов журналистики. Кроме них, в 1920 - 1930-х гг. функционировали многочисленные газетные техникумы и 2-годичные газетные школы, также использовавшие в своей работе опыт ВКИЖ.

К несчастью для СМИ и их отраслевого образования, вся эта система канула в Лету как утратившая значение часть созданной после Октября образовательной империи Главполитпросвета. Как известно, названный отдел Наркомпроса был предназначен по преимуществу для руководства политическим образованием взрослых. На втором десятилетии советской власти курировавшиеся им образовательные учреждения (институты красной профессуры, комвузы, совпартшколы и т.д.) в большинстве своем оказались в ведении Ученого комитета по заведованию научными и учебными учреждениями при ЦИК СССР, а к концу 1930-х гг. подверглись реорганизации. К сожалению, вместе с системой партийно-идеологического просветительства, предназначенного для "промывки мозгов" взрослого населения и ставшего ненужным в условиях насквозь идеологизированного общего и высшего образования, на обочину истории было выброшено здоровое дитя той эпохи - идея профессиональной подготовки журналистов в специализированных учебных заведениях. В результате с 1940-х гг. высшее журналистское образование было передислоцировано в многопрофильные университеты.

В результате если писателей, композиторов, кинематографистов в России учили и учат автономно, бережно сохраняя творческую специфику специальностей и условий труда профессионалов, то журналистов до сих пор - в одних стенах с представителями других профессий, не имеющими ничего общего с профессионально-творческой культурой СМИ. Парадокс, и время от времени российская общественность обращает на него внимание. Так, например, профессор Б. Сапунов, отмечая факт образовательной дискриминации работников СМИ, предложил "часть учебных заведений культуры без ущерба для отрасли переформировать на подготовку кадров для сферы СМК", тем более что культура и средства массовой коммуникации теперь входят в одно министерство (см.: Сапунов Б. Образование и медиакультура // Высшее образование в России. 2004. N 8. С. 33). Идея здравая, хоть и трудноосуществимая. А жаль. Так или иначе, идею подготовки журналистов в специализированных учебных заведениях давно пора реанимировать, а опыт первого отечественного института журналистики взять на вооружение.

стр. 78
© Portalus.ru






Информация для издателей:

Уважаемые коллеги! Частичное или полное копирование материалов из библиотеки "Порталус" разрешено только при наличии обратной активной гиперссылки на наш ресурс. В иных случаях любое использование материалов библиотеки запрещено! Пожалуйста, отнеситесь с вниманием к данному предупреждению во избежание конфликтных ситуаций.


Ваше мнение о публикации?
Постоянный адрес страницы:
http://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1194533275&archive=1195596857&start_from=&ucat=

Научная библиотека "Порталус"

 

 
Copyright @ 2004-2014, Научная онлайн-библиотека "Порталус". Все права защищены.