Рейтинг
Порталус

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Дата публикации: 14 ноября 2007
Автор(ы): В. Т. ВОЛОВ
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1195049350


В. Т. ВОЛОВ, (c)

Инновации в образовании традиционно развивались в направлении повышения эффективности обучения (качество обучения) и увеличения числа образованных людей (количественный фактор). Первое направление всегда было первостепенной задачей образования. Проблеме повышения качества обучения в школе, профтехобразовании и вузе на базе инновационных методов посвящено значительное количество работ отечественных и зарубежных ученых. Вопрос о количественных параметрах инноваций в образовании поднимается в меньшем числе исследований. В основном это работы, связанные с анализом использования современных инновационных образовательных технологий - дистанционных, информационно-коммуникационных, телекоммуникационных. Прогноз развития общества за счет наращивания интеллектуального потенциала дан лишь в незначительном числе работ у нас в стране и за рубежом.

Учитывая глобальную потребность цивилизации в резком увеличении контингента людей с высшим образованием, далее, в основном, будет рассматриваться "количественный" фактор инноваций образования. Для такого анализа необходима инновационная методология, основой которой должны стать новые принципы системы образования как целого.

В педагогической науке вопросам разработки принципов, являющихся фундаментом любой методологии, уделено первостепенное значение. В основном эти труды связаны с дидактикой, воспитанием и организацией обучения. Так, в дидактике основополагающие работы по данной теме принадлежат классикам педагогической науки А. Дистервегу, Я. А. Коменскому, И. Г. Песталоцци, в воспитании - А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинскому, М. М. Бахтину. Однако до настоящего времени устоявшейся системы принципов образования как целого сформулировано не было. Данный факт имеет под собой серьезные основания: только в 80-х гг. прошлого века Г. Хакеном и И. Пригожиным было дано определение синергетики как науки о наиболее общих законах управления сложными системами, без которой практически невозможно разработать соответствующие принципы и методы управления современной системой образования.

Первые работы по использованию синергетических принципов в педагогике принадлежат российским ученым Н. М. Таланчуку и В. И. Андрееву, однако они посвящены в основном дидактическим проблемам. В связи с вышеизложенным разработка социоэкономических принципов системы образования как целого на базе синергетической парадигмы является актуальной задачей.

Как известно, для того чтобы лучше понимать настоящее и прогнозировать будущее, необходимо изучать историю. В связи с этой неоспоримой истиной, прежде чем перейти к анализу инновационных образовательных процессов в современном мире, обратимся к истокам системы образования нашей цивилизации.

стр. 108


--------------------------------------------------------------------------------

История развития образования свидетельствует о разнообразии и разномасштабности образовательных инноваций, осуществленных в разных странах. Ретроспективный анализ показывает, что в учебных заведениях Древнего Вавилона, Египта, где носителями знаний были жрецы и доминировала мистическая образовательная парадигма, в Древней Греции и Риме, где определяющей была мифология, в средневековых схоластических образовательных заведениях отношение количества учеников к носителям знаний, как правило, было порядка десяти (I = 10).

Резкий скачок количественного фактора в европейском образовательном пространстве связан с введением педагогической системы Я. А. Коменского, где параметр отношения количества учеников к учителю достигает сотен (I = 100). Такой рост количественных показателей системы образования был обусловлен потребностью цивилизации в значительном увеличении числа образованных граждан для подготовки и реализации технической революции. XX век с его научно-техническим прогрессом подарил миру телевидение, мощные компьютеры, Интернет, что привело к глобализации всех мировых процессов, к революционным преобразованиям во всех сферах жизни человечества. Современные инновационные образовательные технологии (дистанционные, информационно-коммуникационные, спутниковые, телекоммуникационные) увеличивают количественный фактор образовательных технологий в десятки тысяч раз (I = 100000). Кумулятивный рост численности обучающихся позволяет ответить на вызов времени и удовлетворить глобальную потребность цивилизации в получении высшего профессионального образования и пополнении знаний в течение всей жизни.

Следует отметить, что указанная тенденция дает только относительную ретроспективную оценку востребованности образованных людей. Необходимо принимать во внимание и тот факт, что до XVI - XVII вв. подавляющее большинство жителей Земли было неграмотным. Аналогичный характер имеет тренд численности населения на Земле: до XVI в. оно имело приблизительно одно и то же значение; существовало равновесие между жизнедеятельностью людей и окружающей средой, отсутствовали экологические проблемы.

Так как образование является устойчивой социальной системой, а ретроспективный анализ охватывает длительные исторические периоды времени, то выявленное подобие имеет отнюдь не случайный, а детерминированный характер. Очевидно взаимовлияние образования, науки и социума. Поддержка государства позволяет повысить качество жизни населения, и наоборот, недостаточное финансирование, ненадлежащее законодательство не обеспечивают перспективы поступательного долгосрочного развития экономики страны.

Поскольку социум и все его подсистемы, включая образование и науку, являются открытыми самоорганизующимися структурами, то для анализа их взаимодействия и классификации необходимо применять синтез синергетического (Г. Хакен, И. Пригожин) и системного подходов (Ф. Берталанфи).

В соответствии с принципом синергетики, в сложной самоорганизующейся системе, состоящей из большого числа взаимодействующих элементов, имеются быстрые и медленные переменные. В приложении к эволюционной динамике инноваций в образовании это можно интерпретировать следующим образом: медленные переменные - такие образовательные инновации, в которые вовлекается все образовательное пространство на длительные (исторические) периоды времени. Их можно назвать фундаментальными. Быстрые переменные - это нововведения в образовании, базирующи-

стр. 109


--------------------------------------------------------------------------------

еся на фундаментальных инновациях. Их целесообразно подразделить на прикладные и частные.

К прикладным относится широкий спектр структурно-организационных, дидактических, методологических, воспитательных, технологических и иных типов образовательных инноваций, которые реализуются в рамках фундаментальных преобразований. При этом, как правило, прикладные инновации не имеют глобального характера и время их жизни существенно меньше времени жизни фундаментальной инновации. К организационным прикладным инновациям нашего времени можно отнести введение единого экзамена в рамках традиционной классической образовательной системы. Структурной прикладной инновацией является возникший в 1991 г. сектор негосударственного образования. Прикладные инновации подразделяются на общегосударственные, региональные и локальные. К частным инновациям в образовании можно отнести большое разнообразие творческих нововведений методического, дидактического, организационного и воспитательного характера, проводимых учителем в школе или преподавателем в вузе.

Иерархия системы всегда подразумевает взаимодействие структурных уровней. Любая прикладная или частная инновация реализуется в рамках фундаментальной, то есть всегда имеет место определенное ограничение, а значит, соответствующее управление. Таким образом, можно сформулировать первый принцип системы образования - принцип иерархии инноваций в образовании, который определяет связь динамики фундаментальных инноваций с основными антропогенными характеристиками развития цивилизации, а также взаимообусловленность инноваций различных уровней (фундаментальных, прикладных и частных).

Как показывает история развития образования конца XX - начала XXI в., происходят интенсивные процессы интеграции секторов и сегментов образования различных уровней в России и за рубежом. В нашей стране с 1990-х гг., после разрушения СССР, возникает так называемое негосударственное образование, которое более корректно называть внебюджетным, так как для своей легитимности оно должно соответствовать государственным образовательным стандартам. Внебюджетное образование прочно обосновалось в государственных учебных заведениях, заняв нишу коммерческого образования. Согласно статистическим данным, в консолидированном бюджете российских вузов более 50% составляют внебюджетные поступления. Создаются технопарки и кампусы, в которых, помимо вуза, есть школы, лицеи и колледжи. Интеграция российского образования в европейское и мировое образовательное пространство осуществляется по различным каналам и в различных формах. Наиболее значимым событием последних лет является присоединение России к Болонской конвенции.

Глобализация приводит и Запад к пониманию решающей роли образования и науки в развитии современного общества. Основным субъектом спроса на научный результат является не промышленность, а система образования. Именно здесь наращивается интеллект общества - его важнейший ресурс. Как показывает статистика, только несколько процентов научных открытий и фундаментальных знаний напрямую из науки внедряются в практику. Главным их потребителем является образование. Впитывая научные знания в процессе обучения, молодежь несет их в практическую деятельность общества. Наиболее талантливая часть молодой генерации системы образования пополняла ряды науки. Ведущими факторами социального развития являются интеграция высшего образования и фундаментальной науки, фундаментализация образования, ликвидация разобщенности

стр. 110


--------------------------------------------------------------------------------

ученых, повышение качества образования, научных исследований и их результативности.

К концу XX в. у человечества возникла феноменальная возможность сконцентрировать свои интеллектуальные ресурсы через глобальные спутниковые интерактивные сети, на основе телекоммуникационных технологий для решения жизненно важных проблем цивилизации. В настоящее время мы наблюдаем глобальный процесс конвергенции всех значимых социальных институтов, который в первую очередь касается интеллектуального потенциала общества - науки и образования.

В современной образовательной парадигме имеют место:

1) конвергенция и симбиоз сегментов государственного и негосударственного образования;

2) конвергенция и симбиоз фундаментальной науки и образования.

Данные закономерности неразрывно связаны и дополняют друг друга. Мы можем говорить о глобальной конвергенции топологических структур образования и фундаментальной науки. В связи с вышеизложенным очевидно, что для интенсификации процесса сближения образования и науки необходимы кооперативные усилия всех институтов государства и мирового сообщества, только в этом случае возможен переход к новой общественной формации третьего тысячелетия.

Анализ статистических данных по антропогенным характеристикам у нас в стране и за рубежом выявил тенденцию размывания интеллектуальных ресурсов, что свидетельствует о действии принципа децентрализации и соответствует философской категории дивергенции. Отмечается распространение разнообразных образовательных технологий во всем мире, то есть процесс дивергенции продуктов системы образования. Кроме того, имеет место делегирование части функций от центральных к региональным органам управления образованием. Эти особенности позволяют сформулировать вторую закономерность современной парадигмы образования: глобальная дивергенция продуктов системы образования (носителей интеллекта, образовательных технологий) и ее управления.

Как известно, конвергентно-дивергентные законы эволюции сложной системы ("песочные часы") можно интерпретировать как признак ее устойчивости. В связи с данным фактом обобщение выявленных фундаментальных закономерностей (конвергенции топологических структур образования и науки и дивергенции продуктов системы образования) можно сформулировать в виде следующего принципа.

Принцип устойчивости развития системы образования состоит в глобальной конвергенции топологических структур системы образования и фундаментальной науки и дивергенции продуктов этой системы и методов управления ею по всему образовательному пространству. На всех этапах развития общества фундаментальная наука и образование характеризовались неразрывной связью и взаимопроникновением.

Эта связь является атрибутом существования науки и образования. На основе его можно сформулировать третий фундаментальный принцип системы образования.

Принцип единства преемственности и изменчивости развития системы образования и науки заключается в передаче основных положений предшествующей фундаментальной инновации, обогащенной идеями и достижениями современной науки, с последующей трансформацией инноваций других уровней. Он, по сути, отвечает на вопрос: откуда возникает фундаментальная педагогическая (образовательная) инновация? Следует отметить, что известный принцип фундаментализации образования, подчеркиваю-

стр. 111


--------------------------------------------------------------------------------

щий необходимость привлечения студентов к научной работе во время обучения, всего лишь подпринцип сформулированного выше, так как он характеризует необходимость усиления связи науки и образования на современном этапе эволюции.

Современные ученые в рассмотрении явлений различной природы ориентированы на синергетическую парадигму. Традиционный путь исследования в науке идет от понимания объекта исследования. Синергетика дала дополнительный инструментарий - универсальные законы управления сложными системами, находящимися вдали от равновесия. Она постулирует, что независимо от природы системы (физическая, техническая, биологическая, социальная и т.д.) законы управления едины. Это позволяет ученым не только аналитически прогнозировать развитие различных систем, но и корректно проводить аналогию между ними.

Как известно, любые технические системы перед началом эксплуатации проходят разнообразные испытания на предельных режимах функционирования с тем, чтобы узнать их возможности. В медицине и фармакологии использование новых медикаментозных средств осуществляется после проверки на предельно допустимых дозах вначале на животных, а затем и на человеке. После приема государственной комиссией новых вооружений, методов управления военными формированиями и т.д. самым главным экзаменом для этих технических инноваций является испытание их в ситуации реальных военных действий, то есть в экстремальных условиях. Ретроспективный анализ экономических систем микро-, мезо- и макроуровней, потерпевших крах, то есть находящихся в кризисе, позволяет определить предельные количественные и качественные характеристики их функционирования. В физике доказаны предельные теоремы (С. Карно, С. Чандрасекар и др.), которые позволяют инженерам и физикам создавать новые энергетические системы и оценивать их эффективность. Примером экстремальности исследования в философии является фундаментальная работа гениального И. Канта "Критика чистого разума", где исследуются прологогемы (то есть пределы) познания мира.

Однако понятие экстремальности в системе образования при исследовании нововведений имеет специфический смысл. Так, для фундаментальной инновации предельность проявляется прежде всего в экстремально большом территориальном ее распространении и длительности (система Я. А. Коменского существует три века и захватила практически все образовательное пространство), а также в экстремально высоких темпах распространения глобальных современных образовательных технологий. В отношении прикладных и частных инноваций в образовании экстремальность ни в коем случае не подразумевает предельно больших учебных нагрузок, оказывающих крайне негативное воздействие на здоровье учащихся, особенно в школе, и не дающих позитивных результатов по усвоению новых знаний и навыков.

Для прикладных и частных инноваций экстремальность заключается в создании нестандартных условий проведения образовательного процесса. Для школы это различного типа олимпиады, тестирования, ЕГЭ (сегодня). Определенно, что проведение выпускных экзаменов в школе и государственных экзаменов в вузе при традиционных и инновационных технологиях обучения представляет собой хоть и кратковременное, но экстремальное состояние обучающегося, которое в конечном счете позволяет оценить накопленные знания и умения в процессе обучения, с одной стороны, и выявить недостатки той или иной образовательной технологии, с другой.

стр. 112


--------------------------------------------------------------------------------

Кроме того, следует выделить экстремальность в процессе обучения, которая связана с постоянно действующими отрицательными факторами окружающей среды и состояния здоровья обучающихся - это образование в пенитенциарной системе, "горячих точках" и обучение инвалидов. Такую экстремальность можно идентифицировать как социальную и экологическую.

Несомненно, эвристическая дидактика, насчитывающая более 1500 различных стратегий, тактик, приемов и методов (Г. Я. Буш, 1977), направленных на обучение решению неалгоритмических задач и принятию нестандартных решений, представляет спектр частных инноваций, где экстремальность (психическая напряженность обучающихся) обусловлена, в первую очередь, нетривиальностью предлагаемых задач и структурой самого занятия. Так, например, в эвристической ситуации (А. В. Хуторской, 2003) одним из первых пунктов является создание образовательной напряженности, то есть в определенном смысле экстремальной образовательной ситуации.

Инновационные методы, модели, структуры, базирующиеся на соответствующем принципе, испытываются потому, что в экстремальных условиях более рельефно выделяются все недочеты, которые в дальнейшем корректируются, то есть осуществляется управление инновационным процессом. Помимо этого выявляется специфика инновационного образовательного процесса (целеполагание инноваций).

Из приведенных примеров можно сделать вывод о том, что инновации, вводимые в любых системах, испытываются на валидность в предельных состояниях своего функционирования. Учитывая данный факт, можно сформулировать методологический принцип исследования образовательных инноваций. Принцип экстремальности исследования образовательных инноваций состоит в мониторинге границ устойчивости новых образовательных моделей и технологий в предельных состояниях и условиях функционирования. Данное положение отвечает на вопрос: как исследовать образовательные инновации, рельефно выделять их преимущества и недостатки? На основе полученных качественных и количественных результатов исследований можно осуществлять компаративный анализ валидности тех или иных образовательных инноваций. Но для того, чтобы это осуществить, необходимо сформулировать следующий принцип.

Принцип конгруэнтности исследования инноваций образования заключается в соответствии (методологическом, социоэкономическом, психолого-педагогическом, культурологическом) инструментальных средств основным свойствам исследуемого инновационного процесса и условиям его протекания. Данный принцип отвечает на вопрос: как исследовать инновации в образовании? При этом возможно использование, наряду с традиционным, инновационного инструментария.

Например, в процессе получения высшего образования в пенитенциарной системе отмечаются специфические условия социально-правовой и психологической изоляции. На фоне этого у обучающихся происходит ослабление коммуникативных интересов, возникают недоверие, замкнутость, агрессия. Перечисленные психологические реакции снижают до минимума эффективность обучения у студентов, формируют гипертрофированную систему психологических защит, психологические блоки. В пенитенциарной системе эти психологические факторы являются неустраняемыми и практически непреодолимыми. В связи с этим из всего спектра образовательных технологий избраны телекоммуникационные, так как они дидактически и организационно совместимы с указанными социально-психологическими условиями обучаемого. По-

стр. 113


--------------------------------------------------------------------------------

средством телекоммуникационных технологий формируется информационно-образовательный портал, непосредственно воздействующий на сознание и личность, преодолевающий психологические барьеры, социально-правовую изоляцию и прессинг. Кроме того, в психолого-педагогическом мониторинге используются инновационные психолого-педагогические, системные и синергетические методы, что позволяет осуществлять управление качеством процессов.

Сформулированные принципы могут быть охарактеризованы как социо-экономические принципы системы образования. При этом первые три принципа относятся к фундаментальным принципам системы образования, а два последних - к инструментально-методологическим. Эти принципы необходимы для того, чтобы на их базе были созданы инновационные методы прогнозирования динамики системы образования как основного фактора социального развития.

В заключение следует подчеркнуть, что при анализе и моделировании экономических последствий инноваций в образовании целесообразно использовать богатейший опыт педагогики и брать на вооружение весь арсенал естественно-математических методов и подходов, выработанных в фундаментальных науках.

стр. 114

Опубликовано на Порталусе 14 ноября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама