Рейтинг
Порталус

Создание ситуации успеха при изучении информатики

Дата публикации: 08 апреля 2011
Автор(ы): Шашкина Лилия Наиловна
Публикатор: Шашкина
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1302284077


Шашкина Лилия Наиловна, (c)

Создание ситуации успеха при изучении информатики
«В каждом человеке есть солнце – дайте ему светить!». Эти слова Сократа стали путеводной звездой в моей профессиональной деятельности. И действительно, с каждым годом я всё больше убеждаюсь в том, что нет детей бесталанных, и в каждом из них есть своё солнышко, а задача учителя увидеть это солнышко в ребёнке и помочь ему проявить себя. Проблема создать ситуацию успеха для каждого ребенка волновала и волнует всех творчески работающих педагогов.
В поисках методов, приёмов, с помощью которых можно создать ситуацию успеха на уроке я изучала труды известных педагогов, периодическую литературу. И пришла к выводу что «только успех поддерживает интерес ученика к учению», поэтому я считаю, что главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха, основу которой составляют принципы:
• Сотрудничества и взаимопомощи;
• Непрерывной и безотлагательной передачи полученных знаний друг другу;
• Обучение индивида по способностям;
• Разнообразия тем и заданий;
• Завершённость, или ориентация на высшие конечные результаты.
С точки зрения педагогики успех – это достижение значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. Педагогический процесс характеризуется тремя главными составляющими: ученик, учитель, педагогическая среда. И я считаю основной задачей учителя создать для ребёнка такую среду, в которой он смог бы реализовать себя.
Очень важным фактором для создания ситуации успеха является сотрудничество. Оно необходимое условие для личностного самоопределения учащихся и способствует открытию перед учащимися перспективы их роста, помогает добиваться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач учебно-воспитательного процесса – помочь осознать свои возможности и поверить в себя.
Созданию атмосферы сотрудничества на уроке способствует использование таких форм обучения, как коллективная и групповая работа.
Я думаю, все согласятся, что в переживании ситуации успеха особенно нуждаются дети, испытывающие определенные затруднения в учении.
В работе со слабоуспевающими я использую различные психологические приёмы, которые позволяют упростить процесс усвоения определённой темы. Мои наблюдения показывают, что с тех пор, как я стала применять эти приемы, сложные для понимания вопросы перестали быть для ребят камнем преткновения.
Эффективный путь к созданию ситуации успеха для слабого ученика – привлечь к «интеллектуальному спонсорству» старшеклассника. Слабому ученику лестно принимать помощь старшего, чувствовать его внимание.
Важным условием создания ситуации успеха является дифференцированный подход. Если ребёнку с трудом даётся обучение, я обязательно обращаю внимание даже на самые незначительные успехи, поддерживаю его в желании освоить учебный материал, подбадриваю ученика, что, как правило, вызывает у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать моей оценке. Я подбираю такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений и лишь, потом переходить к более сложным упражнениям. С этой целью я использую так называемые сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению более сложного задания. Этот метод особенно эффективен при изучении информационных технологий и программирования.
В своей работе я также применяю разноуровневые карточки, выполняя которые, ребёнок сам может выбрать себе задание по силам. Я предлагаю ученикам выбрать себе одно из трёх заданий, но при этом предупреждаю о «весе» каждого задания в оценочных баллах. Поначалу дети выбирают самое сложное задание, но со временем они учатся адекватно оценивать свои знания и способности и уже серьёзнее подходят к его выбору. Подобные задания способствуют формированию объективной самооценки ребёнка, учат его самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора.
Очень важно замечать то лучшее, что есть в ребёнке: каждый его хороший поступок, каждую, пусть не всегда верную, но, главное, рожденную им самим мысль. Пусть у ученика не всё получается, но если он старается, стремится научиться, понять, сделать всё правильно, я обязательно это отмечу похвалой, а порой и, пусть немного завышенной, положительной оценкой. Уже много раз я убеждалась в том, что такой аванс доверия всегда окупается.
Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех или иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.
Приступая к изучению новой темы, я всегда говорю детям, что нас впереди ждёт сложная, но в то же время важная и интересная работа. Мы будем делать всё вместе, и никакая трудная задача не будет для нас невыполнимой. Я никогда не боюсь признаться детям в том, что в некоторых областях знаний я всё ещё ученик, так как информационные технологии развиваются семимильными шагами, и предлагаю им вместе познавать новое. Понимание общности интересов учителя и ученика способствует повышению мотивации к изучению предмета.
Одним из факторов, помогающих подобрать ключик к ребёнку, является использование в учебном процессе межпредметных связей. Объясняя новый материал, я стараюсь приводить примеры, аналогии из других предметов, тем самым, проецируя интерес ребёнка к определённой сфере знаний. К примеру, изучая с детьми устройство компьютера, я сравниваю процессор с человеческим мозгом, видеокамеру – с органами зрения, микрофон – с органами слуха. Использование межпредметных связей позволяет мне, обучая детей своему предмету, опираться на их знания в других предметных областях. Я стараюсь помнить об этом, подбирая дидактический материал, выбирая задания.
Работая с детьми над темой «Электронные презентации», я сотрудничаю с другими учителями-предметниками. За неделю до изучения этой темы я предупреждаю коллег о том, что в ближайшее время к ним могут обратиться ученики. Прошу их продумать тематику и основное содержание заданий для детей и помочь им подобрать материал, а по завершении работы над проектом принять участие в оценке результата работы учеников. После того, как учащиеся познакомятся с основами работы в среде PowerPoint, я даю им задание создать презентацию на тему, изучаемую в рамках любимого ими предмета, и направляю детей за консультацией к учителям-предметникам.
Работая над созданием ситуации успеха, учитель должен помнить, что этот процесс не может ограничиваться рамками урока. Большое значение имеет внеурочная деятельность. Должна сказать, что кабинет информатики в нашей школе работает шесть дней в неделю, по 7-10 часов в день, практически без перерывов. Днём дети, помимо уроков, готовят доклады, презентации к различным урокам, участвуют в проектах и конкурсах.
Участие в республиканских проектах, таких, как КРИТ, «Лучший образовательный сайт», «Молодежь и мир» играет большую роль в мотивации детей к изучению предмета и, таким образом, способствует созданию ситуаций успеха в учебной деятельности.
Говорят, что счастливого человека может воспитать только счастливый. Я бы немного перефразировала это выражение. Я считаю, что успех школьнику может создать только тот учитель, который сам переживает радость успеха. Поэтому я каждый год ставлю перед собой новые цели и прилагаю все усилия, чтобы их достигнуть, а, добившись успеха в достижении цели, я стараюсь заразить этим успехом своих учеников.
И результаты, как правило, не заставляют себя долго ждать. Так в республиканском конкурсе КРИТ в 2007 году диплом лауреатов в номинации «Юный аниматор» получили Ханнановы Ильнур и Тимур, Ахметов Азамат, диплом лауреата в номинации «Программный продукт» Саитов Ильдус, в 2010 году в номинации «Flash-анимация» диплом 2 степени – Шайханов Альмир, в номинации «Программный продукт» диплом 2 степени – Султанов Марсель. В республиканском конкурсе Лучший образовательный сайт в 2007 году диплом 3 степени – Ханнанов Ильнур, в 2009 году диплом 1 степени – Исхакова Гульназ, в 2010 году диплом 2 степени – Гайнуллина Эльвина, Гиззатуллина Эльвина, Сафина Альбина, Хатмуллина Регина, дипломы 3 степени Нигаматуллина Алина, Садрисламов Рустам, Хатмуллин Фаяз. В Открытом международном конкурсе компьютерных работ среди детей, юношества и студенческой молодёжи «Цифровой ветер» сертификаты участников получили 11 учащихся. Во всероссийском конкурсе IT Прорыв в 2010 году приняли участие 8 учащихся и получили сертификаты. В дистанционной международной Интернет-олимпиаде «Эрудиты планеты» команда «Виктория» в 2009 году получила диплом 3 степени, а в 2010 году – стала победителем в высшей лиге.
По итогам рейтинговых исследований, проводимых в нашей школе, информатика в течение последних трёх лет неизменно занимает лидирующие позиции. В результате - высокие показатели качества знаний, высокая активность учеников в освоении информационных технологий.
Многие мои выпускники выбрали профессию, связанную с информационными технологиями. Некоторые из них уже начали свою профессиональную деятельность.
Но, откровенно говоря, высокий уровень успеваемости учеников не является для меня целью педагогической деятельности. Это всего лишь средство для достижения более важных целей. Гораздо важнее для меня возможность помочь ученику в становлении его личности, в его социализации. Когда ребёнок, который был в классе аутсайдером, приобретает уверенность в своих силах и выходит на позиции лидера; когда ученик, которого все негласно считали слабым и безнадёжным, вдруг начинает решать довольно сложные логические задачи, а затем, поверив в свои силы, повышает свой статус и в других предметных областях - вот тогда я чувствую, что я – учитель и работаю в школе не зря.
Сотрудничество учителя и учащихся, основанное на любви к детям, принятие их как личностей, предполагает создание в учебном процессе ситуаций переживания успеха. И это очень важно. Но я считаю, что гораздо важнее то, что, ощутив вкус успеха на уроке, ребёнок почувствует уверенность в себе, в своих силах, и это наверняка поможет ему быть успешным не только на уроках, но и в жизни вообще.
А разве не это – одна из главных задач педагога?

Опубликовано на Порталусе 08 апреля 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама