Рейтинг
Порталус


АРХИВ

Архив рубрики: спецстатьиВ Архиве хранятся материалы, которые нельзя найти в обычных разделах. В Архив попадают публикации большого размера. Также здесь находятся старые материалы. Наши администраторы периодически просматривают все материалы Библиотеки и периодически направляют в спецархивы все новые и новые материалы. Возможно, здесь находятся и Ваши публикации, которые Вы опубликовали в Библиотеке.

ВЫБЕРИТЕ АРХИВ ПО ДАТЕ!


Отечественная средняя школа как воспитательное учреждение (конец XIX - начало XX в.)

Дата публикации: 11 октября 2007
Автор(ы): Г.Н. Козлова
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1192110036


Г.Н. Козлова, (c)

С октября 1917 г. официальная отечественная педагогика целенаправленно усиливала воспитательную функцию школы, обеспечивая ее приоритет в логике целостного учебно- воспитательного процесса. Сложность и противоречивость практической реализации этого курса во многом связана с тем, что в новых общественно-политических условиях слабо учитывался опыт дореволюционной педагогики.

Критика в ее адрес была далеко не нова: еще с конца XIX в. большинство либералов и демократов называли официально действующую педагогику "старой", хотя "никто не мог с достаточной определенностью раскрыть смысл данного прилагательного, а тем более назвать теоретиков "старой школы"" [1, с. 30]. В основном ее упрекали за недооценку и "подавление" творческого потенциала школьников, за стремление "обезличить человека, отнять у него всякую способность к инициативе, к свободной творческой мысли" [2, с. 64]. Свою роль здесь играла и атмосфера русского общества, которая стремительно революционизировалась. События 1905 г. и вырванные у властей "свободы" только разжигали "левые" настроения в массах, в том числе и среди учащихся, особенно восприимчивых к не потерявшим своего значения лозунгам Великой французской революции. В результате учащиеся отказывались заучивать и воспроизводить учебную информацию. В циркуляре Министерства народного просвещения 26 октября 1912 г. "О мерах к устранению упадка в средней школе" отмечалось даже резкое снижение уровня "грамотности в широком смысле слова, то есть в отношении правописания и в отношении умения облекать свои мысли в правильно и логически построенные предложения" [3, с. 98]. "Улица" в ее худшем смысле вторгалась в умы молодежи, ставшей объектом и субъектом политических игр.

В этих условиях отдельные педагоги для сохранения охранительно-стабилизирующей функции школы предлагали власти усилить ее прогрессивную социальную функцию: "Для школы не страшно, если она идет впереди окружающей ее жизни со своими нравственными идеалами и разумными новшествами... Страшно для школы, когда она отстанет от жизни, окаменеет в своих омертвелых формах" [4]. Однако каких-либо реальных мер, способных выправить положение, не было найдено.

Достаточно трезво оценивая реальное состояние обучения и воспитания, представители официальной педагогики отмечали, что "в школу слишком легко проникает много внешней дрессировки вместо глубокого усвоения знаний, много механической работы вместо влияния на душу. Везде вперед выступает то, что подлежит контролю, что может быть усвоено памятью, записано, воспроизведено" [5, с. 67]. Однако это высказывание не следует абсолютизировать. Не будем забывать, что, стремясь к гармоническому сочетанию воспитательной, обучающей и развивающей функций учебных занятий, отечественная школа последовательно и целенаправленно стремилась формировать у воспитанников широкую эрудицию, самостоятельность и основательность суждений, гибкость ума, целеустремленность, вдумчивость, умение глубоко понять содержание мысли и правильно передать ее, точно поставить проблему, связно и последовательно изложить вопрос. В соответствующих правилах говорилось: "Испытание зрелости не есть испытание в памяти, а в том, развита ли в

стр. 79


--------------------------------------------------------------------------------

молодом человеке способность соответствующего его возрасту мышления, имеет ли он ясный, верно действующий ум, правильное и здоровое суждение" [3, с. 52].

Официальная педагогика исходила из того, что для формирования культуры мышления ученика нужно развивать его речь. Систематическая работа над точностью и ясностью формулировок, логической упорядоченностью мыслей вела к более глубокому пониманию сущности явлений. У учащихся целенаправленно вырабатывались навыки отчетливой устной речи: "Возражение, что в изящном разговоре обыкновенной жизни окончания не произносятся с таким ударением, - не имеет силы. Иногда именно в школе должна иметь место несколько необычная жизнь и деятельность. Школа есть место для гимнастики ума, где так же, как на солдатском плацу, мы заставляем делать медленные и необычайно выразительные шаги" [5, с. 82].

Школьников ориентировали на "чувство истины", у них воспитывали "внутренний настрой", "способность интересоваться истиной и получать удовольствие от ее достижения" [6, с. 210]. Школа культивировала чувство чести и достоинства каждого школьника, которое связывалось со статусом "благовоспитанных детей и юношей, стремящихся к высшему научному образованию" [7, с. 506].

И вместе с тем учащиеся не могли самостоятельно истолковывать художественные произведения с точки зрения политической оценки отраженных в них явлений жизни. "Из круга занятий гимназических по русской словесности исключаются разборы и направления, известные под именем критики эстетической или художественной, психологической, социальной и т.п.: их место в университете, а не в среднем учебном заведении" [8, с. 42].

Приоритет воспитания в официальной педагогике XIX в. обеспечивался "созданием умственного кругозора" ученика на уроках и в ходе внеклассного общения. Эта установка была заимствована у И.Ф. Гербарта и основана на понимании психики человека как комбинации различных представлений. Именно знания, как он полагал, всецело определяют поведение человека и являются средством его воспитания. Отсюда и главная задача школы на расширение познаний и развитие интеллекта учащихся, ориентировка на "целостное учебно-воспитательное дело".

Результат ее реализации в начале XX в. охарактеризовал один из профессоров Московского университета: "Уроки и их приготовление - вот что заполняет весь день и все дни. Если бы даже все уроки сплошь были содержательны, то и тогда подобная жизнь была бы ненормальна. Самый деятельный и преданный своей профессии взрослый человек не может весь день и все моменты своей жизни быть отданным своему делу; а ведь в подобное положение бессрочного занятия школа ставит юношу и подростка" [9, с. 12]. Иначе говоря, школа была бы "каторгой", если бы сама жизнь не вносила определенные коррективы в процесс учения.

Официальная педагогика стремилась максимально учесть и использовать большие возможности воспитания в становлении и развитии характера подростков. Она поддерживала порядок, дисциплинарное благополучие, правила приличия, осуждала "крайнее неряшество", "нанесение обиды товарищам", "курение на улице".

Тем же целям служило освобождение от платы за обучение учеников (не более 10 % от всего состава учащихся) при условии отличного поведения, высоких знаний, внимания и прилежания. Возможности учебных заведений в этом плане дополнялись общественной помощью. По инициативе администрации и родителей учащихся при школах возникали общества вспомоществования нуждающимся учащимся.

Отметка по поведению, а также оценки внимания (любознательность, интерес к учению) и прилежания школьника (посещаемость уроков, систематичность подготовки к ним, своевременность и основательность выполнения письменных работ) считались показателями "нравственной зрелости", которая при переводе в следующий класс и получении аттестата имела приоритет перед "умственной".

При этом не забывалась старая мысль о том, что воспитание, если оно желает стать мощным фактором социально-эконо-

стр. 80


--------------------------------------------------------------------------------

мического прогресса нации, государства, должно постоянно заботиться о "всестороннем развитии всех духовных и телесных способностей и сил человека".

Член Государственного совета России, профессор П.Г. Редкин, подчеркивая недопустимость внешнего, механического "наполнения" ученика нравственными нормами, вслед за древними философами полагал, что только гармоническое развитие ума, чувств и воли может и должно стать задачей воспитателя. Любой перекос в воспитании может привести к тому, что в ребенке разовьется или рассудочный эгоизм, или сентиментальность, или упрямство, даже рабство.

Но иного мнения о значении воли придерживался П.Д. Юркевич, подчинявшей ей эмоции и интеллект ученика. Подчеркивая направленность воспитания на действенно- волевую сферу личности, он писал: "Воспитание есть занятие практическое, состоящее из действий и противодействий, из борьбы и сопротивления; оно не только обучает воспитанника тому, каким он должен быть. но и делает его таким; оно есть сила, совершающая ломку, перестройку, образование и преобразование во внутренней жизни воспитанника" [10, с. 199]. Другой ученый, автор свыше 30 учебников и учебных пособий по педагогике К.В. Ельницкий, видя громадное значение воспитания прежде всего в сфере формирования привычек поведения, писал: "Многие родители и воспитатели охотнее воздействуют на обогащение ума знаниями и на чувство детей, чем на выработку в них нужных привычек и навыков. Это происходит от предпочтения ими более легкой деятельности и желания уклониться от сравнительно трудной деятельности. Между тем "привычка - вторая наша природа", - говорит народная мудрость. Но эта "природа" не прирождена нам, а приобретена нами, благодаря повторению известных впечатлений и действий" [11, с. 1]. Все эти теоретические споры происходили на фоне нарастающей революционизации России. Стачки, волнения, повсеместные требования перемен, первая мировая война и, наконец, февральская революция - все это закономерно вело к рождению новых истин и забвению старых ценностей.

Необходимость коренных перемен в школьном воспитании обсуждали I Всероссийский съезд деятелей средней школы (май 1917 г.) и I Всероссийский съезд родительских организаций (август 1917 г.). Требования немедленно разрушить "старую школу" возбуждали учеников, толкали их на путь активных действий, анархических проявлений.

В те дни Министерство народного просвещения рассматривало законопроект об удовлетворении предложения Всероссийского съезда деятелей средней школы ввести учеников старших классов в состав педагогического совета с совещательным голосом.

После октября 1917 г. широкое разъяснение демократических и социалистических задач в области образования стало одним из главных направлений в деятельности Народного комиссариата по просвещению. Среди учащихся создавались ячейки революционной молодежи. В мае 1918 г. во всех учебных заведениях было введено совместное обучение учащихся обоего пола. Школа становилась единой, общедоступной, бесплатной, светской. Прием в нее осуществлялся без экзаменов. Перевод в следующий класс производился без отметок, по отзывам педагогического совета.

В системе взаимоотношений и поведения в школе на первый план стала выходить социально-политическая позиция личности. Однако повышению воспитательной роли индивидуальных контактов между работниками школы и учащимися, их сотрудничеству мешала инерция старой школьной этики: близкие отношения с учителем воспринимались как подхалимство, угодничество, ябедничество.

Нередко педагоги намеренно отгораживались от совместных со школьниками разговоров и бесед по вопросам "текущего момента". Школьники же расценивали отказ от обсуждения политических событий, как "скрывание тайн", нежелание "вести молодежь в царство наступившего социализма" [12, с. 172]. "Тринадцатилетние пожиратели книг, становившиеся в тупик перед уравнением с двумя неизвестными, буквально сбивали с ног своей политической эрудицией учительницу математики", - вспоминал С. Гинзбург [13, с. 90].

В "Основных принципах единой трудовой школы" (сентябрь 1918 г.) четко был

стр. 81


--------------------------------------------------------------------------------

определен переход от школы "воспитывающего обучения" к школе как воспитательному учреждению. Формирование характера, волевых качеств и творческих способностей личности стало определять систему воспитания: "На все три вопроса: как воспитать волю, как сформировать характер, как развить дух солидарности? - ответом является одно магическое слово - труд" [14, с. 269]. Именно он провозглашался основным организующим фактором воспитательного учреждения, который должен был создавать атмосферу заинтересованности, деловитости, товарищества. На него отводилось 33 % всего учебного времени.

Тем не менее, оценивая начальный этап внедрения трудового начала в школу. Н.К. Крупская отмечала его слабое влияние на общую атмосферу школьной жизни. "Понято было так, - писала она, - что дети должны не только учиться, но и трудиться. Учеба осталась старая, но наряду с ней детей заставляли мести полы, мыть посуду, таскать дрова, разгружать вагоны, быть на побегушках" [15, с. 23]. Гораздо лучше шла работа по включению учащихся старших классов в общественно-политические организации. I Всероссийский съезд учащихся-коммунистов в апреле 1919 г. принял решение о слиянии Союза учащихся-коммунистов с Рабоче- крестьянским союзом молодежи (РКСМ), чьи школьные отделения уравнивались с фабрично-заводскими ячейками, имея особую задачу по содействию проведения в жизнь "школьной революции". Со временем в воспитании детей все большее значение стали приобретать общественные организации учащихся, которые во многом копировали государственное управление советской республикой: совет депутатов учащихся выбирал для повседневной работы исполком с просветительным, санитарным, спортивным секторами.

Школьное самоуправление в 20-е гг. отразил в "Дневнике Кости Рябцева" М.Г. Розанов (псевдоним Н. Огнев). Председатель учкома Сергей Блинов в те годы считал "предрассудком" здороваться с учителями, вставать при их входе в класс: "Какое же это самоуправление, если мы все должны делать по указке шкрабов? Многое взято из старой школы. Например, обязательное здорованье. Каждый из учеников, встретившись со шкрабом в первый раз за день, должен поздороваться. Это неправильно: а если ученику не до здорованья?" [16, с. 37].

Педагоги писали тогда в центральном органе Наркомпроса РСФСР - журнале "Просвещение": "Загляните в протоколы школьных советов, и вы увидите, как целые заседания уходили не на творческую, созидательную работу, а на бесконечные разбирательства всякого рода инцидентов и столкновений между преподавателями и учащимися" [17. с. 85].

Итак, правовое положение ученика вырабатывалось коллективно и проверялось на практике, побуждая всех к целесообразным действиям. Но здесь можно поставить вопрос об их продуманности. Не секрет, что хорошую дисциплину многие рассматривали как "муштру", а своеволие - как раскрепощенную "коммунистическую" личность.

Педагоги видели воспитательную направленность детского самоуправления прежде всего в развитии способности рассматривать и оценивать поведение товарищей с точки зрения общих, социально значимых интересов. Хотя здесь не обходилось и без сведения личных счетов и различных "перегибов": вывешивания в общественных местах листков с негативной характеристикой поведения отдельных учеников, карикатур, лишения права на время участвовать в играх.

В те годы на ученическое самоуправление возлагались слишком большие, непосильные, подчас и ненужные задачи. В результате школьники срывали занятия, пропускали уроки, грубо относились к педагогам. "На уроках шум и крики, иногда "кошачьи концерты". На переменах творится нечто невообразимое: тут и "жманье масла", "стенка на стенку", "качка"" [18, с. 258].

Но не следует забывать, что учащиеся нередко исполняли обязанности секретарей на сельских сходах, вместе с учителями проводили массовые культурно-просветительные, агитационно-пропагандистские, санитарно-оздоровительные мероприятия, выставки сельскохозяйственного и ремесленного труда. На этом фоне былая "вольница" постепенно уходила в прошлое.

стр. 82


--------------------------------------------------------------------------------

Жесткая дисциплина в стране требовала упорядоченности и в школьной жизни.

М.В. Крупенина, специалист в области детского коммунистического движения и культурно-просветительной работы, в 1928 г. обращала внимание на то, что "в области регулирования поведения учащихся с еще большей силой, чем в обучении, идет реставрация гимназических традиций" [19, с. 26].

С начала 30-х гг. XX в. активно стала разрабатываться регламентация поведения школьников, основные обязанности которых будут закреплены в двадцати пунктах "Правил для учащихся" с 1943/44 учебного года. К этому времени относится и возвращение в школу системы поощрений и наказаний.

Рассмотренный процесс развития воспитательной функции общеобразовательной средней школы показывает, что на протяжении конца XIX - начала XX в. школьное воспитание не ограничивалось сферой учебного процесса, рамками отдельного класса. А именно к этому минимуму сведены воспитательные средства в современной гуманистической педагогике: "создание эмоционально стимулирующей школьной учебной среды, поощрение инициативы учащихся, установление конструктивных межличностных отношений в классе; разработка образовательных программ, максимально развивающих потенциал и творческие способности учащихся; совместное обсуждение учителем и учащимися проблем познавательного процесса и способов его оценки; отказ от использования отметки как формы давления на учащихся" [20, с. 106].

На перечисленный набор средств воспитания ориентируется значительное число российских педагогов. Вслед за американскими психологами А. Маслоу, К. Роджерсом, Р. Бартом, А. Комбсом они признают самоактуализацию личности, личностный рост, раскрытие сущностных сил индивидуальности продуктом развития интеллекта школьников как главного средства достижения жизненного успеха. При этом они "забывают" опыт отечественной педагогической истории, дающей богатый материал для работы современной школы, реализующей курс на создание условий для приоритета воспитания в отечественной системе образования, выработку у учащихся социально ценных образцов поведения.

Литература

1. Педагогика и политика в образовании России начала XX в. Материалы конференции молодых ученых. Ч. 1. М., 1997.

2. Образование в современной школе. 2000. N 2.

3. Алексеев П. Правила и программы всех классов мужских гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения. Одесса. 1917.

4. Педагогический листок: Журнал для педагогов и общенаучного самообразования воспитателей и народных учителей. 1906. N 5.

5. Маттиас А. Практическая педагогика для средних учебных заведений. М.. 1899.

6. Тимошенко П.Д. Очерки науки о воспитании. Харьков, 1866.

7. Лаурсон А.М. Справочная книга для учебных заведений и учреждений ведомства Министерства народного просвещения. Пг., 1916.

8. Учебные планы и примерные программы предметов, преподаваемых в мужских гимназиях ведомства Министерства народного просвещения. СПб.. 1872.

9. Коробкин Ф.С. Свод ответов профессоров Императорского Московского университета на поставленные им в средней школе вопросы. М.. 1890.

10. Юркевич П.Д. Курс общей педагогики. М.. 1869.

11. Епьницкий К. В. Привычки, их значение и воспитание // Энциклопедия семейного воспитания и обучения. Под ред. П.Ф.Каптерева. Вып. 10. СПб.. 1899.

12. Степухии Ф. Дети о своих учителях и о своей школе // Народное просвещение. 1929. N 8/9.

13. Юность. 1965. N 1.

14. Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании: Сборник документов 1917-1947 гг. М.; Л., 1947.

15. Крупская Н. К. Пед. соч.: В 6 т. Т. 4. М.. 1978.

16. Огнев Н. Дневник Кости Рябцева: Повесть. М.. 1989.

17. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941-1961 гг.). М., 1988.

18. Королев Ф.Ф. Советская школа в период социалистической индустриализации. М., 1959.

19. На ступенях к новой школе. 1928. N 9.

20. Педагогический словарь. М., 2000.

стр. 83

Опубликовано на Порталусе 11 октября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама