Рейтинг
Порталус


АРХИВ

Архив рубрики: спецстатьиВ Архиве хранятся материалы, которые нельзя найти в обычных разделах. В Архив попадают публикации большого размера. Также здесь находятся старые материалы. Наши администраторы периодически просматривают все материалы Библиотеки и периодически направляют в спецархивы все новые и новые материалы. Возможно, здесь находятся и Ваши публикации, которые Вы опубликовали в Библиотеке.

ВЫБЕРИТЕ АРХИВ ПО ДАТЕ!


Особенности организации педагогических научных исследований в США

Дата публикации: 17 октября 2007
Автор(ы): Малькова З. А.
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1192629161


Малькова З. А., (c)

В прагматичном американском обществе наука как область фундаментальных и прикладных исследований исторически не пользовалась популярностью. Государство находилось в стороне от ее организации и финансирования. И хотя президент США А. Линкольн подписал закон о создании Национальной академии наук (1863), она стала лишь профессиональной ассоциацией ученых.

Созданные в период зарождения государства частные университеты (Гарвардский, Оксфордский, Кембриджский и др.) ориентировались на английские вузы, в которых преподавались "семь свободных искусств". Они были "башнями из слоновой кости", готовившими хорошо воспитанных джентльменов, "которые умели красиво говорить и сидеть" (Б. Франклин).

Бурное развитие экономики в середине XIX в. вызвало острую потребность в научно-прикладной основе растущих быстрыми темпами промышленности и сельского хозяйства. Принятый Конгрессом известный закон Моррила (1862), согласно которому на бесплатно выделяемых землях штаты должны создавать университеты, обозначил новый этап в отношениях государства и науки. Молодые университеты, финансируемые штатами, проявили большую активность в научной помощи производству и сельскому хозяйству. Группы специалистов выезжали на фермы, изучали их состояние, делали анализы почв и разрабатывали конкретные программы развития, повышения урожайности и доходов каждой из них. Во многом благодаря этому в США на рубеже веков произошла "зеленая революция".

Авторитет науки значительно вырос, что вызвало реорганизацию классических университетов и колледжей. "Башни из слоновой кости" все чаще открывали в своих стенах исследовательские центры, а бизнес включился в создание новых типов учебных заведений - исследовательских университетов (Гопкинский, Корнеллский и др.), где преподавание объединялось с фундаментальными и прикладными разработками. К концу XIX в. наука в США получила прочное пристанище в университетах, расширяя области исследований, среди которых находилось и образование.

Экономический бум и последовавшая за ним "великая депрессия" стимулировали движение за перестройку школы. "Прогрессивное" образование, во главе которого стояли профессора университетов (Джон Дьюи, Вильям Килпатрик, Бойд Боулд, Уильям Джеме и др.), своими теоретическими трудами, семинарами с учителями активизировали экспериментальную работу в школах, создание "новых" школ, пытавшихся найти активные методы обучения, при которых ребенок становится субъектом учебного процесса и добытчиком знаний. Инновации некоторых школ приобрели всемирную известность (Дальтон-план, Виннетка-план и др.). Инновационное движение способствовало созданию профессиональных объединений учителей. Практически каждая категория специалистов (члены отделов образования, директора учебных заведений, учителя различных дисциплин - родного языка, истории, математики, естественнонаучных предметов и др.) объединилась в профессиональной ассоциации. Путем ежегодных национальных конференций, издания собственных журналов, рекомендаций они оказывали существенное влияние на деятельность школ, обновление содержания и методов обучения. Главенствующая роль в профессиональных объединениях в настоящее время принадлежит Национальной ассоциации образования (НАО) и Американской

стр. 89


--------------------------------------------------------------------------------

федерации учителей (АФУ), располагающим исследовательскими и информационно-издательскими центрами.

Таким образом, в середине XX в. в США сложилась определенная организационная структура научных исследований в области образования. Фундаментальные разработки концентрировались на педагогических кафедрах университетов, прикладные и информационные - в педагогических профессиональных объединениях, инновационные - в школах различных штатов.

Развертывание научно-технической революции, придавшей образованию ключевую значимость в общественном прогрессе, запуск советского спутника, воспринятый властями США как отставание страны в области образования, вызвали крутой поворот в отношении государства к образованию в целом и к исследовательским работам в этой области, в частности. Начался этап активного участия государства в расширении объема и финансирования научно- образовательных проектов. Начиная с 60-х гг. Конгресс ежегодно принимал 20-25 законов, касающихся разных сторон образования. Примечательно, что каждый принятый закон сопровождался выделением больших средств из федерального бюджета.

В 60-70-е гг. принимаются законы о преобразовании Бюро по образованию в Министерство образования, в котором выделились структурные единицы - Национальный центр образовательной статистики; Управление научными исследованиями в области образования; Национальный институт образования. Специальным актом предусмотрено сотрудничество университетов, колледжей и исследовательских подразделений департаментов образования штатов в области научно-образовательных разработок. Показателен в этом отношении рост расходов на научные исследования в университетах с 1,7 млн. долл. в 1975 г. до 8 млн. долл. в 1995 г. [1, р. 358].

Законы способствовали значительному расширению научных исследований в области образования. Наряду с большим числом мелких и кратковременных исследовательских групп и центров возникли и развиваются крупные научно- исследовательские институты негосударственного профиля (Национальный институт оценки образования, Анненковский институт, Служба тестирования в области образования, приобретшая международное значение. Центр качества образования и др.). Заметно возросли денежные средства, которые поступают из многочисленных источников: федерального бюджета, бюджетов штатов и местных органов образования, профессиональных педагогических объединений, разнообразных фондов (науки, образования, защиты детей и т.д.), создаваемых бизнесменами, спонсорами, людьми, оставляющими наследство в пользу развития образования.

Национальный институт образования, многочисленные исследовательские центры при профессионально- педагогических объединениях, центры, разбросанные в штатах и финансируемые из федеральных, местных, спонсорских источников, институты и группы в университетах и колледжах, школы-модели составляют в США в конце XX в. обширную и пеструю мозаику научно-педагогических исследований с присущими ей специфическими характеристиками.

Дискретность, атомистичность организации научно- исследовательской деятельности в образовании - лишь кажущиеся. На самом деле она объединена общими стратегиями и вытекающими из них проблемами, обозначенными в законах федерального правительства и властями штатов, и средствами, выделенными на их реализацию.

Показательна в этом отношении разработанная федеральным правительством программа развития образования в XXI в., которую Конгресс принял как закон "Образование в Америке - 2000" (1994). Его сердцевину составляет цель - повысить уровень образованности и культуры общества, привести его в соответствие с требованиями эпохи научно-технической и информационной революции. Аналитический доклад о состоянии образования "Нация в опасности" (1983), предшествовавший закону, фиксировал шокировавшие общественность данные о низкой общеобразовательной подготовке учащихся в массовой школе, об угрожающе падающем уровне дисциплины, росте преступности,

стр. 90


--------------------------------------------------------------------------------

наркомании, насилия, нарушений нравственных норм в стенах школы.

Стратегия на повышение качества образования, воспитание ответственных граждан, способных к социально разумному поведению в меняющемся обществе, детализированная в конкретных задачах, определила на десятилетия вперед направленность научно-педагогических исследований.

Отбор проблем исследований регулируется в значительной степени государством в лице Национального института образования и соответствующих отделов департаментов образования штатов, которые публикуют приоритетную тематику финансируемых государственными грантами исследований. Принимаются также инициативные темы и проекты, актуальность которых и способность руководителя и коллектива специалистов выполнить проект на высоком уровне определяются экспертными комиссиями.

Основные единицы финансирования - гранты - выделяются на определенный срок для выполнения конкретной научной задачи. Грантовая система выдвигает на первый план прикладные исследования (они составляют более 80% НИР), результаты которых носят практический характер и могут быть использованы школами и учителями в повседневной работе. Фундаментальные исследования, требующие длительного времени, как и ранее, сосредоточены в университетах и выполняются за счет спонсорских средств. Отметим, что недостаточная разработанность фундаментальных проблем лишает прикладные изыскания прочной основы. Их результаты быстро появляются, подталкиваемые сроками грантовых контрактов, широко рекламируются и так же быстро исчезают, не закрепляясь в массовой практике школ.

Научные исследования опираются на глубокое изучение школьной практики. В педагогической науке выделилась специальная область "Изучение школы", которая обрела широкие масштабы в послевоенный период. Стимулирующую роль в этом сыграл видный ученый, президент Гарвардского университета Дж. Конант. В 60-е гг., период активного развертывания научно-технической революции, Конант предпринял широкомасштабное изучение состояния школьного образования и опубликовал в течение десятилетия семь книг. Огромная выборка школ (до 2 тыс.), большой фактический материал, собранный методами статистики и опроса учителей, родителей, учащихся, научно обоснованные критерии оценки состояния учебных заведений, строго обработанные и оформленные фактические данные привлекли внимание к работам ученого не только исследователей, но и широкой общественности. Книги "Американская средняя школа сегодня", "Трущобы и пригороды", "Ребенок, родители и государство" и др. [2] благодаря своей научной строгости и доказательности стали образцом для последующих авторов, изучающих состояние и проблемы американской школы.

В 70-80-е гг. особую актуальность приобрела проблема качества образования, которая вызвала новую волну изучения состояния американской школы. Среди многих работ большой известностью пользуются книги Э. Бойера "Средняя школа. Доклад о среднем образовании в Америке" (1983), Дж. Гудлэда "Место, называемое школой" (1984), А. Поуэлла "Средняя школа как образовательный рынок" (1985), "Нация в опасности. Необходимость в образовательной реформе" (доклад комиссии Д. Гарднера, 1983) и др. Все они отличаются богатством фактического материала, полученного в городских, сельских, бедных, богатых, небольших и крупных (до 3 тыс. учащихся) школах различных штатов страны, его строго научной обработкой, обеспечивающей доказательность и достоверность заключений и выводов.

Большим фактическим материалом о состоянии образования, динамике происходящих в нем явлений, возникающих тенденциях, противоречиях в развитии учебных заведений в разных штатах снабжают исследователей огромные тома (500 стр. каждый) "Состояние образования в США" и "Дайджест образовательной статистики", выпускаемые ежегодно Национальным центром образовательной статистики. В дополнение к ним Центр публикует небольшие статистические брошюры по различным проблемам и ступеням образования: "Детские сады в США", "Частные школы в США", "Грамотность пожилых людей в Америке", "Учебные успехи по математи-

стр. 91


--------------------------------------------------------------------------------

ке учащихся разных классов в мировом контексте" и т.п. В указанных изданиях можно найти статистические данные практически по любому вопросу в масштабе не только страны, но каждого отдельного штата. Ценные сведения содержатся в ежегодных докладах негосударственного Национального центра оценки образования.

Грантовая система требует от исследователя доказательности и достоверности разработанных идей. В обосновании, которое направляется в экспертную комиссию, должны быть указаны квалификация специалиста, сроки и виды поэтапных отчетов о работе. Но главное - организация исследования, его эмпирическая база, критерии оценки результатов экспериментальной работы.

Почти каждая разработанная концепция и вытекающая из нее программа опытно-экспериментальной работы проходят проверку на большом числе школ. В качестве примеров можно привести "Программу творческого разрешения конфликтов". Она состоит из серии последовательных теоретических и практических (ситуационных и имитационных) занятий, которые в виде модулей включаются в традиционные предметы и обучают подростков межличностным отношениям. Программа проверялась в 300 школах (120 тыс. учащихся) разных штатов и показала снижение конфликтности в среде учащихся в среднем на 40% [3, р. 386].

В еще больших масштабах (900-1500 школ) проводят опытно- экспериментальную проверку своих моделей известные в стране ученые М. Липман и Т. Сайзер. Оба исследователя - активные поборники идеи о том, что главная цель школы - учить детей мыслить, развивать любознательность, формировать умение самостоятельно добывать знания. Авторитет, завоеванный ими в стране благодаря ярким идеям и публикациям, позволил создать на спонсорские средства исследовательские институты, разрабатывающие методические пособия для учителей и организующие для них семинары по новым методам и приемам.

М. Липман разработал "Модель философии в классе". Она не учит детей начальных классов философии. Авторские программы состоят из небольших рассказов, в ходе чтения и обсуждения которых школьники учатся находить причинно- следственные связи, применять различные способы рассуждений, оценивать ответы других учеников. Эффективность модели проверялась в 1500 начальных школах. В экспериментальных классах логическое и творческое мышление учащихся через два года применения программы на 3-4 уровня выше по сравнению с контрольными классами [4].

В таких же крупных масштабах (900 школ) проверяет свою модель эссенциалистской школы Т. Сайзер. Главная идея его изысканий состоит в том, что школа должна помочь всем учащимся овладеть главными и существенными знаниями (языки, математика, естественные науки), одновременно развивая умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Модель школы состоит из двух частей: первая (он называет ее "академией") учит "существенному"; вторая ("колледж") ориентирована на занятия по интересам, способствующие самовыражению, самопознанию, гражданской компетентности, коммуникативности.

Популярность идей Сайзера, эффективность его модели (проверка происходит в основном в школах трущобных районов крупных городов, учащиеся которых уже через год в ходе эксперимента проявляют большой интерес к учению, на высоком уровне выполняют задания Национального института оценки образования; масштабы творческих работ школьников расширяются; атмосфера школы становится гуманной и доброжелательной) позволили на спонсорские средства создать Анненковский институт, в котором проходят переподготовку руководители учебных заведений и учителя. Работники института регулярно выезжают в школы для консультаций и коррекции эксперимента [5].

Обязательность экспериментальной работы, научная строгость ее организации (разработка критериев, способов проверки происходящих изменений) обеспечивают достоверность концепций, программ, моделей и их применимость в других школах и учебных заведениях.

Вовлечение учителей и руководителей школ в исследовательскую работу. Согласно законам большинства штатов учите-

стр. 92


--------------------------------------------------------------------------------

ля проходят аттестацию каждые пять лет. За этот период они должны набрать установленное число "кредите" - часов занятий в системе повышения квалификации. Занятия выбираются учителем в соответствии со своими интересами: в университете, на курсах, которые открывают негосударственные исследовательские институты, курсах местных отделов образования. "Кредите" дают за участие в конференциях, публикации в журналах и т.п.

Такая гибкая и вариативная система повышения квалификации стимулирует творческие способности учителей. Лучшие из них получают ранг "вдохновителя" (facilitator). Они создают творческие группы, проводят дискуссии, разрабатывают программы экспериментальной работы, организуют посещение учителями семинаров в интересных для них школах, встречи с учеными. За свою работу "вдохновитель" имеет надбавку к зарплате или сокращенную учебную нагрузку.

Правительство всячески поощряет поисково-творческую деятельность школ. Ежегодно 1000 школ, достигших высоких результатов в обучении и воспитании детей путем использования новых методов и приемов, получают 10 млн. долл. (10 тыс. каждой школе на развитие ее инфраструктуры).

Обновление такой крупномасштабной и в высшей степени сложной и дискретной области, какой является образование, не может происходить только "сверху" путем издания приказов и рекомендаций. Подлинный эффект возможен лишь при условии мобилизации всех творческих сил учителей, их активного поиска и внедрения инноваций на прочной основе оправдавшего себя традиционного опыта.

Принцип реформирования "снизу" требует вовлечения в процесс обновления школы родителей и общественности. В США это делается весьма активно и разнообразными путями. Один из них - ежегодный национальный опрос американцев об их отношении к школе, ее проблемам и возможностям их решения. Эти опросы проводят социологический центр Гэллапа совместно с педагогическим обществом "Фи Дельта Каппа". Выборка респондентов весьма репрезентативна: среди них представлены люди разных возрастов (от 18 лет и старше) и уровня образования, жители больших городов и малых поселков, работники физического и интеллектуального труда, имеющие различный уровень доходов.

В 2001 г. в опросе участвовали 2000 респондентов, 65% которых не имели детей школьного возраста, у 32% дети учились в общественных (государственных) учебных заведениях. Опросник включал много вопросов, но два из них сохраняются из года в год на протяжении более 30 лет (с 1968 г.). Респондентов просят оценить работу школы по 5-балльной системе. Сравнение оценок за много лет свидетельствует, что общественность и родители не удовлетворены работой школы (оценки 5 и 4 ставят 25% опрошенных; 3; 2; 1 - 70%). При ответе на вопрос "Каковы главные проблемы общественных школ в вашей общине?" мнения распределились следующим образом: 15% считают главным нехватку финансов; 34% - низкую дисциплину (драки, насилие, наркотики); 10% - переполненность школ и классов; 6% - трудность найти хороших учителей.

"Что нужно сделать, чтобы улучшить американскую школу?" - этот вопрос был обращен к родителям и общественности; предлагались три варианта ответа: реформировать существующую систему образования; найти альтернативную систему обучения; ввести ваучеры. Подавляющее большинство респондентов (72%) высказались за реформирование существующей и против введения альтернативных путей образования (например, домашнее или компьютерное обучение). Общественность выступает резко против ваучеров (71%), рассматривая этот путь как разрушение демократической системы образования.

Интересен вопрос, касающийся оценки деятельности государственных чиновников разных уровней в области образования. Он сформулирован так: "Как вы помните, в начале 90-х гг. правительственные чиновники всех рангов публично утверждали, что они улучшат государственные школы к 2000 г. Какую оценку вы поставили бы им за выполнение этих обещаний?" Более половины опрошенных выставляют оценки 3, 2, 1, выражая свое недовольство действиями государственных

стр. 93


--------------------------------------------------------------------------------

органов и чиновников, разрывом между их словами, обещаниями и делами [6].

Национальные опросы, выявление мнения родителей и общественности страны способствуют уточнению и коррекции правительственной политики в области образования, ограничивают произвол чиновников всех рангов. Одновременно они регулируют отбор наиболее актуальных проблем, в решение которых помимо ученых включается широкая общественность.

В качестве примера тесного союза ученых, родителей и общественности можно привести научный поиск путей решения одной из самых острых проблем школы - распространения наркомании и алкоголизма среди школьников. Совместными усилиями школ, родителей, фирм, предприятий, банков, просветительных и медицинских учреждений, общественных организаций, церкви, расположенных на территории общины (округа), разрабатывается обширная научно-практическая программа под руководством специалистов-исследователей. Она объединяет всех живущих, работающих, учащихся в общине под лозунгом: "Наша община и школы свободны от наркотиков и алкоголя" и стимулирует все научные, образовательные, общественные, коммерческие, церковные силы на решение острой и сложной проблемы, от которой зависит будущее страны [7].

Программа обширна и включает в себя занятия с учителями и учащимися, подготовку из старшеклассников тьюторов - воспитателей, работающих с младшими детьми и объясняющих им, почему нельзя применять наркотики, как сказать "нет", когда им предлагают выпить или закурить марихуану. На спонсорские средства издаются листовки для школьников, родителей, объясняющие, что и как может сделать семья для профилактики наркомании. Учащиеся встречаются с выздоровевшими наркоманами, посещают специализированные больницы, беседуют с врачами. Психологи и социальные работники выявляют неблагополучные семьи и подростков, принимающих наркотики, ведут с ними индивидуальную работу. Такая массированная борьба силами науки, школы, семьи, коммерческих и общественных организаций с современной "чумой" дает, как правило, положительные результаты.

Вовлечение родителей и общины в процесс реформирования школы рассматривается правительством как важнейший фактор его результативности. "Улучшает школу и воспитание не долларовая бумажка, - утверждал президент Буш-старший, подписывая документ о стратегии развития американского образования, - успех реформы в преданности общины делам школы, ее стремлении обеспечить высокое качество образования".

Характерной чертой организации научно- педагогических исследований является особое внимание к информации и распространению результатов исследований. Эти функции выполняют многочисленные центры, публикующие результаты научных поисков, среди которых следует особо выделить ежемесячный информационный журнал "Resources in Education" ("Источники в образовании"), публикующий примерно 600 резюме каждый месяц. Издание готовится и осуществляется Национальной библиотекой по образованию и Управлением образовательных исследований и усовершенствований Министерства образования. Наряду с толстыми томами издаются краткие бюллетени о завершенных исследованиях. Заслуживает внимания работа по распространению результатов научно-педагогических исследований, которую выполняет педагогическое общество "Фи Дельта Каппа". Наряду с ежемесячным журналом, содержащим статьи теоретического и прикладного характера, оно издает 20-25 брошюр в год в серии "фаст-бэк", знакомящей практических работников с новыми теоретическими концепциями и инновационной практикой школ.

Большую роль в стимулировании научно-педагогических исследований, их координации, оценке, поощрении наиболее значимых из них играет Ассоциация исследований в образовании, которая издает журнал и ежегодно проводит национальную конференцию, собирающую более 1000 участников.

Современное образование переживает тяжелый кризисный период. Сложившаяся за три столетия массовая общеобразовательная школа с ее целевой установкой, структурой, содержанием, учебным и воспитательным процессом, подготовкой учи-

стр. 94


--------------------------------------------------------------------------------

тельских кадров все больше отстает от требований быстро меняющегося техногенного общества, в котором разрыв между материальной и духовной культурой ставит мир на грань катастрофы.

Модернизация образования - ключевое слово современности. В последние десятилетия ученые разных стран высказали и опубликовали немало идей и концепций о сущности, принципах, основных направлениях реформирования школы. Однако современное общество с его ускоренными темпами развития и радикальными изменениями во всех сферах жизни не может довольствоваться только теоретическими разработками. Для их реализации важен тесный союз фундаментальных и прикладных исследований, облекающих идеи и теории в практикоориентированную форму, разрабатывающих "ноу-хау" для тех, кто трудится непосредственно в классе, аудитории.

Жизнь свидетельствует, что пренебрежение к прикладным исследованиям ведет к омертвлению фундаментальных и затуханию процесса обновления школы. Сильной стороной педагогической науки в США являются широкомасштабные прикладные разработки, вооружающие учителей новыми практическими приемами и способами обучения и воспитания. Однако сведение фундаментальных исследований до минимума лишает "ноу-хау" прочной основы, и на свет нередко появляются инновационные однодневки, отторгаемые школой и тормозящие процесс реформирования.

Литература

1. Digest of Education Statistics 1997. Wash., D.C., 1998.

2. Conant J. The American High School Today. N.Y., 1967; Slums and Suburbs. N.Y., 1965; Child, Parent, State. N.Y., 1964.

3. Lantieri L. Waging Peace in Our School // Phi Delta Kappan. 1995. Jan.

4. Lipman M. Philosophy in the Classroom. Philadelphia, 1983.

5. Sizer Th. Horase's School. Redesigning the American High School. N.Y, 1992.

6. Fi Delta Kappan. 2001. Sept.

7. Our Community and Schools are Free of Narcotics. Hoover, 1999.

Опубликовано на Порталусе 17 октября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама