Рейтинг
Порталус


АРХИВ

Архив рубрики: спецстатьиВ Архиве хранятся материалы, которые нельзя найти в обычных разделах. В Архив попадают публикации большого размера. Также здесь находятся старые материалы. Наши администраторы периодически просматривают все материалы Библиотеки и периодически направляют в спецархивы все новые и новые материалы. Возможно, здесь находятся и Ваши публикации, которые Вы опубликовали в Библиотеке.

ВЫБЕРИТЕ АРХИВ ПО ДАТЕ!


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ "ГРУППЫ РИСКА"

Дата публикации: 06 ноября 2007
Автор(ы): О. А. СЕЛИВАНОВА, В. В. ФАЛЬКО
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1194353441


О. А. СЕЛИВАНОВА, В. В. ФАЛЬКО, (c)

Системный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной отчужденности среди молодежи, все большее распространение в детской среде саморазрушающего поведения, что приводит к распространению преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Все более ощутимым становится разрушение института семьи, которая не в состоянии проявлять достаточную заботу о детях, не выполняет родительских обязанностей, нередко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей.

Понятие "дети группы риска" употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Речь идет о тех детях, которые в силу определенных обстоятельств своей жизни более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что и становится причиной дезадаптации несовершеннолетних. Специалисты чаще всего говорят о сочетании многих неблагоприятных условий (пьянство одного или обоих родителей, сексуальное развращение детей, отбывание одним из родителей срока тюремного заключения, жестокое обращение с детьми и т.д.), которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза их здоровью и жизни.

Воздействие неблагоприятных факторов, а часто нечеловеческих условий жизни в течение длительного времени, вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, которые приводят к тяжелейшим последствиям. У него возникают значительные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии.

Травма физическая - не самое страшное зло, которое причиняют ребенку. Психологическая травматизация часто оказывается гораздо более вредной. Отсутствие полноценного общения, эмоционального контакта со взрослыми и сверстниками приводит к тому, что у таких ребят проявляются болезненная робость, пугливость, частая раздражительность, грубость, агрессивность и другие аномальные состояния. Порою общество в целом и работники соответствующих структур трудного ребенка, а тем более того, кто имел проблемы с законом, рассматривают не иначе, как "отброс общества". На улице другая ситуация, здесь у подростка создается иллюзия собственной значимости среди тех, кто воспринимает его за своего человека.

Полагаем, что социальная дезадаптация - процесс обратимый: можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей с помощью совместного конструктивного взаимодействия педагога и ребенка.

Взаимодействие межличностное в широком смысле - это случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный контакт соци-

стр. 58


--------------------------------------------------------------------------------

ального педагога с детьми группы риска, имеющий следствием изменения в их поведении, деятельности, отношениях, установках. В узком смысле - это система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, когда поведение каждого из участников образовательного процесса выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

Социальная работа как вид деятельности является в сущности коммуникативной. Основная цель взаимодействия социального работника и ребенка - оптимизация механизмов социального функционирования индивида или социальной группы, предполагающая: самостоятельность ребенка, его готовность контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; создание условий, в которых он может в максимальной мере проявить свои возможности.

Техника межличностного взаимодействия с подростком выстраивается в соответствии со следующими принципами: психологической целесообразности, применения коммуникативных знаний и умений с учетом индивидуальных особенностей каждого; направленности общения на разрешение проблемной ситуации, преодоление смысловых барьеров и оптимизацию образа жизни.

В процессе взаимодействия используются различные технологии, методы и методики, служащие целям удовлетворения потребностей ребенка, его реабилитации, адаптации и восстановления социального статуса. Динамическое взаимодействие, коррективная поведенческая связь, существующая между социальным работником и ребенком для создания атмосферы помощи и поддержки, формируется на основе следования определенным этическим нормам, включая индивидуальный подход и предоставление подопечному возможности самому определять свои действия, полнее использовать свой личностный потенциал.

Работа социального педагога с ребенком основывается на принципах толерантности, эмпатии, гуманного подхода к детям - проявления внимательного и доброго отношения ко всем, доверия к каждому и соблюдения его интересов в любой ситуации.

Наибольшую трудность в работе по установлению контакта и дальнейшему взаимодействию социальные работники испытывают с детьми агрессивными, лживыми, неуравновешенными, имеющими нервно-психические расстройства, наркотическую зависимость, проявляющими неадекватное поведение. Социальному работнику необходимо учитывать, что у данной категории детей ярко выражена враждебность и презрение к взрослым, бросившим их на произвол судьбы.

Поделимся опытом взаимодействия социального педагога с детьми "группы риска", который был обобщен нами при проведении опытно-экспериментальной работы на базе "Службы социальной работы" клуба "Дзержинец" г. Тюмени. Данное подразделение функционирует на протяжении 5 лет. Это, по сути своей, форма организации воспитательного процесса в клубе открытого доступа - учреждении свободного анонимного типа, предлагающем детям и подросткам "группы риска" возможность проведения организованного досуга, свободного общения. Его основная цель - создание комфортных социально-психологических условий для развития ребенка, благодаря чему становится возможным частичное восстановление его контакта с социумом.

Начиная с марта 2001 г. в базе данных Службы зарегистрировано 235 детей "группы риска". Ежедневно в помещение клуба "Дзержинец" добровольно приходят от 5 до 20 ребят данной категории, которым предоставляется возможность не только организованно провести свой досуг, но и получить квалифицированную

стр. 59


--------------------------------------------------------------------------------

социально-психологическую или небольшую материальную помощь.

Представим процесс ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков в клубе. Вот безнадзорный впервые пришел к нам. Мотивами прихода чаще всего являются желание пообедать, составить компанию знакомому, надеть теплые вещи. Главная задача педагога в этом случае состоит в том, чтобы создать условия для появления у ребенка мотива прийти в клуб еще раз. Обычно дети данной категории не могут первоначально сформулировать своих интересов, скрывают информацию о себе или дают ложные сведения, проявляют недоверие к педагогам. Важно объяснить им, что они находятся в безопасности, здесь нет сотрудников милиции или работников социальной защиты, убедить в том, что они могут участвовать либо не участвовать в предлагаемой деятельности, имеют право не принимать предложенной помощи.

Работники клуба предлагают безнадзорному различные виды деятельности: настольные игры, музыкальные инструменты, спортивный инвентарь и т.д. На новичка не распространяются правила нахождения в клубе, принятые другими детьми. Он знакомится с ними по ходу работы. Жестких правил всего несколько: запрещены нецензурные выражения; нельзя посещать клуб в состоянии токсического, наркотического и алкогольного опьянения; запрещено курение в помещениях. Получив согласие подростка, социальный педагог заполняет анкету. Если он не идет на контакт, анкеты постепенно заполняются в ходе дальнейшего общения. Его заносят в список членов клуба, знакомят с другими ребятами.

Если первый этап прошел успешно, ребенок начинает приходить в клуб хотя бы раз в неделю. Он все больше доверяет социальным педагогам, рассказывает о себе, своей семье, друзьях. В клубе у него появляется любимое занятие, обсуждаются возникающие проблемы (юридические, социальные и др.), но влияние улицы остается по-прежнему сильным, чтобы не сказать - доминирующим (там его дом, работа, ближайшее окружение). Социальный педагог постепенно собирает все данные о ребенке, его семье, школе и т.д. Именно они помогают в выявлении индивидуальных причин дезадаптации. Основной задачей педагогов на этом этапе становится приобщение уличного подростка к занятиям по интересам; создание ситуации успеха; снижение влияния улицы; оказание различных видов помощи (медицинской, социальной и др.).

Следующий этап характеризуется тем, что подросток начинает приходить в клуб практически ежедневно. Он уже имеет определенные поручения, за выполнение которых отвечает (например, помощь социальному педагогу в распространении спортивного инвентаря и контроль за его сохранностью и т.п.), соблюдает правила клуба и поддерживает порядок. Основные задачи педагогов на этом этапе сводятся к тому, чтобы поддержать ребенка заботой и вниманием, вызвать у подопечного мотивацию к изменению своей жизни, стремление преодолеть влияние улицы. Ведется активная работа с семьей, школой, социальными учреждениями для возвращения его в социум; соблюдаются права безнадзорного, обеспечивается предоставление ему временного жилья. При желании и при наличии положительных результатов медицинского обследования он может быть зачислен в один из постоянно действующих понравившихся ему кружков клуба.

На последующих этапах основной задачей педагогов становится забота о возвращении безнадзорного подростка домой или в устройстве его в приют, помощь в возобновлении учебы и т.д., осуществление индивидуального сопровождения ребенка, вернувшегося в социум, отслеживание и профилактика возможных рецидивов.

стр. 60


--------------------------------------------------------------------------------

Оказывая психолого-педагогическую помощь трудным детям, необходимо учитывать ряд требований. Во-первых, педагог должен ориентироваться на позитив в поведении и характере ребенка. Это известный принцип, который был сформулирован еще А. С. Макаренко. Педагог должен видеть в ребенке прежде всего лучшее. Это лучшее и есть то зерно, которое, прорастая, формирует веру в себя, позволяет по-новому взглянуть на свое поведение.

Социальный работник, стремящийся преодолеть всякого рода отклонения в поведении подростка, должен избрать главным объектом своего внимания не столько правонарушения и даже не дезадаптацию, а установить причины их возникновения, в том числе социально-психологические, уводящие ребенка из мира нормальных взаимоотношений с людьми в мир иллюзорный, часто примитивный и асоциальный.

Изучение причин дезадаптации конкретного ребенка часто осложнено тем, что дети дают о себе ложную информацию или вообще отказываются общаться. Беспризорный ребенок часто не хочет уходить с улицы, ибо чувствует себя там более безопасно, чем в каком-либо социальном учреждении или семье. Многие дети помещаются туда насильно сотрудниками милиции. Попадая в новый детский коллектив или семью, они остаются непринятыми, подвергаются насилию. Все это мотивирует ребенка на побег, возвращение в ту среду, где его понимают и принимают таким, какой он есть. И если ему удается сбежать, возвращаться, как правило, он больше не хочет.

Находясь на улице, подростки ведут свободный образ жизни и зачастую не хотят его менять, отказываются от любых предложений. Задача педагога найти ту сферу деятельности, которая действительно интересна ребенку, убедить его, что "все получится".

В силу отсутствия у дезадаптированных детей опыта доброжелательного, спокойного общения любое воспитательное воздействие встречает активное сопротивление несовершеннолетнего этому действию. Терпение и выдержка - главные помощники социального педагога в работе с такими детьми.

Как показывает практика, у трудновоспитуемых подростков свободного времени в четыре раза больше, чем у других школьников, и столь же велика разница его качественного использования. Если благополучные дети самоутверждаются в учебе, труде, личных увлечениях, то для трудных подростков вхождение в эти сферы ограничено, и избыток свободного времени становится для них криминогенным фактором, существенно влияющим на нравственный облик несовершеннолетнего.

В отличие от школы сфера дополнительного образования расширяет поле социализации ребенка, имеет разные направления деятельности, выходит на другие факторы влияния (семья, общение, социальная помощь и защита, молодежная политика, здравоохранение, безопасность и охрана общественного порядка, образование, досуг, культура и спорт, производство и прочее).

В учреждениях дополнительного образования активно реализуются оригинальные образовательные технологии выявления и развития одаренности детей, предоставляется возможность каждому ребенку удовлетворить интерес к творческой деятельности в удобном для него темпе и в любой последовательности освоить разнообразные образовательные области.

Содержание и многообразие форм, применяемых в учебно-воспитательном процессе, дает возможность учреждениям дополнительного образования заинтересовать и вовлечь обучающихся детей в свою систему, увеличить число воспитывающих факторов, влияющих на созна-

стр. 61


--------------------------------------------------------------------------------

ние и поведение, чувства и волю, на эмоции и интеллект.

Учреждения дополнительного образования выполняют функции ресоциализации, восстанавливают утраченные навыки социально одобряемого поведения "трудного" подростка, его социальный статус, помогают преодолеть отчуждение от основных институтов социализации (семьи, школы), переориентировать систему внутренних ценностей и референтных ориентации. Но на данном этапе учреждения дополнительного образования, обладая большим педагогическим потенциалом в работе по ресоциализации детей-беспризорников, недостаточно готовы к этой деятельности. Необходимы специалисты, надо изменить режим деятельности учреждения, а тенденция последних лет постановки на самоокупаемость не дает трудным детям шанса посещать платные секции и кружки, все больше отдаляя их от системы дополнительного образования.

Таким образом, взаимодействие социального педагога с детьми "группы риска" должно строиться с учетом причин дезадаптации, их психологических особенностей и основываться на уважении ребенка, принятии его таким, какой он есть. Важнейшим условием успешной ресоциализации социально дезадаптированного подростка является включение его в систему новых отношений, строящихся на основе коллективной, общественно полезной деятельности.

стр. 62

Опубликовано на Порталусе 06 ноября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама