Рейтинг
Порталус


АРХИВ

Архив рубрики: спецстатьиВ Архиве хранятся материалы, которые нельзя найти в обычных разделах. В Архив попадают публикации большого размера. Также здесь находятся старые материалы. Наши администраторы периодически просматривают все материалы Библиотеки и периодически направляют в спецархивы все новые и новые материалы. Возможно, здесь находятся и Ваши публикации, которые Вы опубликовали в Библиотеке.

ВЫБЕРИТЕ АРХИВ ПО ДАТЕ!


ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

Дата публикации: 08 ноября 2007
Автор(ы): Л. Е. Никитина
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1194531489


Л. Е. Никитина, (c)

Методологическая несостоятельность ориентации прогнозирования в общественных науках на безусловное предсказание актуализировала перед исследователями задачу изучения способов разработки прогнозов поискового характера, ориентированных на оптимизацию решений, повышение степени их объективности. Это, в свою очередь, привело к развитию технологического прогнозирования и созданию исследовательских техник, способных дать надлежащий эффект при выработке рекомендаций для целеполагания, планирования, программирования, проектирования и управления на основе сопоставления данных прогнозного поиска и нормативов. Технологическое прогнозирование широко применяется сегодня в мировой практике развития социальных, политических и экономических процессов.

В последние годы в государственных документах уточняются позиции, имеющие отношение к рассматриваемому нами вопросу на основе следующих нормативных положений. Перечислим их в таком порядке: создание инвестиционного климата, системность модернизации, преемственность, единая логика принимаемых документов, подкрепленность конкретными мерами, программный характер, нацеленность на социально-экономический эффект, оптимизм по поводу ожидаемых результатов, профилактический характер мер, государственно ориентированное содержание целевого блока, технологичный подход к выявлению тенденций развития воспитательной сферы.

Воспитательная среда есть часть не только деятельностного (в том числе технологического), но и менталитетного (в том числе ценностного) общероссийского пространства. Может ли автономно она развиваться? Как ни парадоксально, да! Более того, это едва ли не единственный (за исключением научно-технического) сектор, где фронтальный прорыв может позитивно сказаться и на других сферах общества: экономическом, политическом,

стр. 28


--------------------------------------------------------------------------------

социальном и др. Оценка опыта развития воспитательной сферы показывает, что самые гуманные, эффективные и завершенные системы создавались в драматической ситуации крутых социальных перемен (опыт Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, А. С. Макаренко, Я. Корчака).

Многие считают невозможным создание целостной воспитательной системы ввиду отсутствия единой идеологии. После разрушения советской сверхидеологии многие профессионалы пытаются искусственно создать аналог, удовлетворяющий требованию всеобщности, на основе эклектического соединения имитационных заменителей досоветских идей "соборности" и "державности", советского коллективизма, современного космополитизма, общечеловеческих ценностей, мирового гражданства, индивидуализма, глобализма, пацифизма, религиозных идей ненасилия и самосовершенствования и т.п. Очевидна несостоятельность и непродуктивность этих попыток.

Для конструирования воспитательной системы необходимо прогностическое и технологическое обоснование развития воспитания на основе имеющейся научной методологии и теории, в контексте которых прогнозирование предстает как специально организованное и непрерывно ведущееся научное исследование, ориентированное на познание будущего (перспектив) состояния воспитания во всей совокупности его феноменологических и институциональных характеристик. Единицей, отражающей сущностные связи и отношения в педагогике, а следовательно, и объектом прогнозирования становится педагогическая (воспитательная) ситуация.

По форме существования она носит комбинированный характер, т.е. одновременно проявляется во временной, пространственной и функциональной формах. Такая ее специфика, диагностированная по данному основанию, позволяет сделать вывод о прерывистом, дискретном характере жизненного маршрута человека. Это требует заблаговременной подготовки растущего человека к будущим ситуациям, а также формирования его жизнестойкости при разрешении сложных проблем.

Временная характеристика воспитательной ситуации связана с социально-возрастными особенностями человека; с длительностью нахождения в сложной обстановке, периодичностью (цикличностью) ее повторения, с динамикой развития самой ситуации и изменений в человеке под ее влиянием и т.д.

Среди пространственных параметров воспитательной ситуации выделим прежде всего семью и семейные отношения, а также разнообразные социальные организации и сферу институциональных отношений человека (образование, здравоохранение, культура, быт, спорт, религия, армия, МВД и т.д.). Воспитательные ситуации, в том числе носящие экстремальный для детей и взрослых характер, возникают в этом пространстве достаточно часто и проявляются в интенциях и мотивах молодых людей, отражаются на внутреннем мире личности и межличностных отношениях. Воздействуя на психику человека, они порождают в нем индивидуальные переживания, формируют специфические реакции на те или иные обстоятельства.

Учитывая, что воспитательная ситуация в каждом своем структурном элементе наиболее адекватно в целостном виде описывается совокупностью таких педагогических понятий, как "проблема", "цели", "задачи", "содержание", "средства", "критерии оценки" и "формы", то именно она сегодня становится обобщенным объектом прогнозирования. Если прогнозирование целей, задач, содержания и критериев оценки воспитания формирует в качестве результата поисковый (исследовательский) прогноз, то по отношению к методам, средствам и организационным формам развития воспитания оно

стр. 29


--------------------------------------------------------------------------------

сводится к нормативному (ресурсному и программному) обеспечению. Полную же картину перспективы развития воспитания может дать только их интеграция, т.е. комплексный прогноз.

Например, если в качестве объекта локального прогноза избраны цели и задачи воспитания в их перспективах, а не в актуализированном состоянии, то такой подход отражает задачно-целевой профиль развития воспитания. Прогноз, избранный в качестве объекта исследования содержания воспитания в перспективе его развития, имеет проблемно-содержательную направленность. Если лее он сориентирован на поиски и обоснование критериального аппарата его оценки в будущем состоянии, то выполняет критериально-оценочную функцию. И, наконец, если прогноз ограничивается в качестве исследования средствами, методами и организационными формами воспитания, то речь идет о ресурсно-методическом профиле. Если объектом является воспитание в целостном виде, назовем его комплексным прогнозом развития воспитания.

В этом случае обобщенным объектом прогнозирования становится воспитательная ситуация с учетом конкретных условий прогнозного фона. Если же в качестве объекта прогнозирования избраны отдельные признаки воспитательной ситуации, то предметом прогноза могут стать отдельные характеристики перспектив их развития.

Факт возникновения в будущем нового состояния воспитательной ситуации обычно отражается в содержании прогноза в виде суждений и умозаключений с помощью таких категорий, как "содержание воспитания" и "форма", "причина" и "следствие развития воспитательных ситуаций" и др. Вероятность возникновения тех или иных воспитательных ситуаций как часть предмета прогнозирования находит свое выражение либо в количественной форме (шкалы вероятности), либо в виде указания степени вероятности в форме "вероятно", "маловероятно", "невероятно" [1]. Кроме того, вероятность развития воспитания используется в прогнозировании и как критерий его верификации.

Срок реализации (период упреждения) конкретного прогноза определяется временем реализации (самореализации, разрушения) прогноза в целом, а также отдельных элементов воспитательной ситуации.

Пути и направления совершенствования воспитательной деятельности различных социальных институтов с учетом прогнозов, оптимизации воспитательных ситуаций проявляются в виде сценария, программы и плана развития, а также в виде направлений деятельности субъектов воспитания для достижения оптимального состояния.

Итак, обобщенным предметом прогнозирования развития воспитания являются перспективы развития воспитательной ситуации: потребности, условия, тенденции; возникновение новых обстоятельств или новых их состояний; структура и функции; вероятность и сроки; пути оптимизации и направления совершенствования воспитания, а также необходимые для этого ресурсы. Такая конструкция предмета прогнозирования воспитательной ситуации позволяет выделить ее генетическую и сущностную связь, что, в свою очередь, дает возможность объединить его элементы в группы, которые формируют определенные части предмета прогнозирования.

Исследование структуры и содержания объекта и предмета прогнозирования позволило установить внутренние взаимосвязи и соотношения между их составными элементами. Прогноз развития может осуществляться на разных уровнях. На верхнем уровне он направлен на развитие воспитания как социального феномена со своей структурой, элементами, перспективами развития. Уровень ниже означает развитие воспитания как

стр. 30


--------------------------------------------------------------------------------

общенациональной системы с идейно-теоретическим обоснованием в увязке с перспективными планами и прогнозами социально-экономического развития страны (государственная программа в области развития воспитания подрастающих поколений на конкретный период).

На следующем уровне прогнозируются перспективы развития воспитания учащихся в образовательных учреждениях, иерархически выстроенных по институциональному принципу (модели, инвариантные воспитательные системы). В качестве нормативного документа подобного рода можно назвать "Примерное содержание воспитания школьников", широко применявшееся в 70 - 80-е гг. XX в. в общеобразовательных школах СССР. Конкретный уровень прогнозирования реализуется путем определения обратной связи совместной деятельности воспитателя и воспитанника (акт взаимодействия при общении).

Исследование проблемы целеполагания в литературе по общему, социальному и педагогическому прогнозированию показало, что целью прогнозирования некоторые авторы называют: определение будущего того или иного объекта [2, с. 6]; повышение научного уровня, эффективности планирования, программирования, проектирования и управления [3, с. 12 - 13]; выделение закономерностей и тенденций в процессах и явлениях; формирование предположений о возможных вариантах решения прогностической задачи [4, с. 48]; оптимизацию содержания, средств, методов и организационных форм учебно-воспитательной деятельности [5, с. 29].

Теория целей, разработанная И. В. Бестужевым-Ладой [6, с. 40 - 45], является достаточным методологическим фундаментом разработки проблемы целей прогнозирования, так как в ней предложено единое основание их выделения. В обобщенном виде они применительно к воспитанию сводятся к следующему:

* представляют собой предвосхищение идеальных, желательных результатов, определяют перспективы развития воспитания как социального феномена;

* служат механизмом активности субъекта прогностической деятельности;

* определяют систему ценностных ориентации, потребностей, интересов, установок, мотивов, действий и поведения;

* находятся в диалектическом единстве с исследуемой проблемой и областью, к которой она относится.

Включение оптимизации в качестве цели прогнозирования воспитательной ситуации (его объекта) обусловливается проявлением двух групп его функций: исследовательских и реконструктивных. При этом если функции первой группы обеспечивают познание перспектив развития конкретной воспитательной ситуации, то вторая предполагает ее реконструкцию, преобразование. В своем единстве и взаимосвязи они составляют общую цель прогнозирования - оптимизацию воспитательной ситуации на конкретном уровне ее общности.

Цель прогнозирования иерархична так же, как и объекты ее предметной области. Учитывая это, можно определить логику оптимизации воспитательной ситуации. Дедуктивная логика предполагает ее совершенствование путем оптимизации отдельных элементов, оказывающих существенное влияние на всю целостность. Индуктивная логика предусматривает оптимизацию воспитательной ситуации за счет совершенствования ее "единиц", первичных элементов подсистемы, в качестве которых выступают цели, задачи, содержание, критерии, средства, методы и формы развития воспитания.

Задачи прогнозирования развития воспитания определяются прогнозным фоном: состоянием и тенденциями развития социума, а также социальным заказом общества, потребностями социальной и педагогической теории и практики, возможностями их удовлетворения и

стр. 31


--------------------------------------------------------------------------------

реализации прогнозов; степенью разработанности теории воспитания и состоянием практики; взаимосвязью теории воспитания с социальной средой.

Данный подход позволил сформулировать следующие задачи прогнозирования развития воспитания:

* исследовать историю развития теории и практики воспитания (в ретроспективе не менее чем на 100 лет) и его прогностического фона в целях их систематизированного описания;

* изучить информационный массив, чтобы выявить закономерности и тенденции развития воспитания в определенных социальных условиях;

* разработать прогноз развития воспитательной ситуации и ее прогнозного фона с целью формирования поисковых и нормативных ее моделей;

* оценить соответствие процесса воспитания требованиям прогностической достоверности на каждом его этапе;

* скоординировать частные внутридисциплинарные, внутриобъектные, внутрипредметные, а также межнаучные предвидения в единый комплексный прогноз развития воспитания;

* разработать рекомендации для всех видов деятельности, в том числе воспитательной, управленческой, организаторской и т.д.;

* внедрить результаты прогнозирования в педагогическую теорию и практику.

Подводя итоги анализа основных характеристик процесса прогнозирования развития воспитания, отметим, что, обладая общими с процессом научного исследования свойствами, оно имеет существенные особенности, определяемые и формулируемые содержанием воспитания как социально-педагогического феномена и практики приложения прогноза.

Ниже представлены некоторые прикладные результаты прогностического исследования 2004 - 2006 гг., проводившегося в РАО по теме "Тенденции развития и прогнозирование воспитательных систем" (Л. Е. Никитина, И. А. Липский, Г. А. Наместиикова, С. Н. Щеглова).

Лабораторией прогнозирования и развития общественного и семейного воспитания ГосНИИ семьи и воспитания были осуществлены некоторые виды прогнозирования. Так, поисковый прогноз в области социально-педагогических явлений, влияющих на качество и результаты воспитания, был направлен на описание основных черт, признаков, показателей развития воспитания на основе экстраполяции выявленных частных тенденций. Сокращенный прогностический вывод представлен совокупностью тенденций, выявленных на основе обширного фактологического материала.

Эти данные выстраивались по статистико-хронологическому методу с группированием по предметной области: рождаемость, здоровье, нравственность, культура, девиации и т.п. Если удавалось определить направленные и необратимые изменения какой-либо предметной области и сформулировать обобщенную характеристику качественного значения, то появлялась возможность выделить тенденцию, совокупность которых внутри одной предметной области иногда давала возможность их теоретического синтезирования и формулирования общей тенденции, распространяемой на всю предметную область.

Тенденции выявлялись на основе количественных характеристик, фиксируемых на достоверном статистическом материале, взятом из надежных источников. Именно они и предложены как среднесрочные прогнозные оценки. Суммарно среднесрочные прогнозные оценки как фоновые характеристики развития воспитания представлены следующими положениями:

* продолжится негативная демографическая тенденция, хотя и с замедлением темпов;

* примет более масштабные формы распад традиционной семьи;

стр. 32


--------------------------------------------------------------------------------

* практически утрачиваются патриархальные позиции в семейном воспитании;

* усилится роль электронных СМИ, прежде всего, телевидения и Интернета как факторов стихийной социализации;

* продолжится снижение воспитательной роли художественной литературы и искусства; начнется завоевание книжного рынка комиксами;

* останется на завоеванных позициях религиозное воспитание, его воспитательный потенциал будет практически исчерпанным;

* приоритетными станут вопросы безопасности: информационной, экологической, военной, экономической и др.; возникнет понятие "педагогическая безопасность";

* усилится государственная направленность сферы воспитания;

* учреждения образования станут больше внимания уделять вопросам нравственного и патриотического воспитания;

* наиболее востребованными педагогическими специальностями станут учителя иностранных (английского) языков, социальные педагоги и педагоги-психологи;

* усилится отток российской молодежи с ориентацией на обучение и работу за границей;

* значительная часть молодежи проникнется экстремистскими настроениями;

* возрастет спектр протестных сюжетов с участием молодежи;

* государство попытается создать единую детскую и молодежную организацию;

* уменьшится количественно, но не качественно беспризорность и безнадзорность детей;

* рационализируется оценка результатов и эффективности любой деятельности, в том числе и в области воспитания; педагогическая квалиметрия станет востребованным разделом науки;

* выделятся приоритетные теоретические проблемы развития воспитания, особенно разработка новой теории целеполагания и принципов воспитания.

Статистические данные по семье в России в совокупности характеризуют углубляющийся кризис семьи как социального института. Стабильно увеличиваются: удельный вес неполных семей разных типов среди семей, имеющих детей до 18 лет, число разводов (исключение 2003 г.); количество детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке; численность детей, отобранных у родителей, лишенных своих прав, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; удельный вес особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, а также преступлений, совершенных взрослыми в отношении несовершеннолетних.

Назовем следующие тенденции, характерные для социального и семейного воспитания:

* исчезают коммуникативные барьеры, возрастает поток свободного использования информации, не подконтрольной семье;

* усиливается наркотизация части подрастающего поколения;

* либерализируется половая мораль;

* происходит резкая экономическая дифференциация семей с детьми;

* улучшается материально-финансовая база учреждений образования и семьи при ослаблении их воспитательной функции;

* повышаются требования к успешности ребенка - количество родителей, считающих своих детей неудачниками уже в начальной школе, достигает 33% (сопоставимый показатель в мире и в России 20 лет назад - 8%);

* резко возрастает количество детей, испытывающих страх физического насилия, в том числе домашнего (до 70% детей);

стр. 33


--------------------------------------------------------------------------------

* наиболее распространенным типом (до 60%) становится конфликтная семья, где преобладает конфронтационный стиль отношений.

В ближайшие годы произойдет трансформация семьи. Нормой станут гражданские, дистантные и гостевые браки, холостых людей обоего пола станет больше. К 2010 г. на брачном рынке возможен резкий избыток мужчин. Вступление в брак до 30 лет станет редкостью. При этом общество становится все более терпимым к однополым связям и бракам, а на повестке дня в мире оказалось актуальным клонирование как один из путей продолжения рода. Это означает наступление революции в брачно-семейной сфере, сопровождающееся кардинальным изменением норм полового поведения и реформированием морали, что впрямую влияет на развитие воспитания как общенациональной системы. Изменения в брачно-семейной сфере носят стремительный характер, и общество не готово воспринять новые правила игры на этом поле.

Нетрудно заметить, что определенные тенденции проявились отчетливо только в самое последнее время, некоторые еще не видны "невооруженным глазом". В этом и состоит смысл социально-педагогического прогнозирования - предлагать педагогическому сообществу "образ будущего" для адекватной подготовки к нему.

Выявились противоречия и ограничения развития воспитания в желательном направлении, например такие: современное воспитание идеологизируется и технологизируется, опираясь на накопленную российской педагогической наукой теоретическую базу, а общественное развитие направляется по новому цивилизационному пути, что означает встраивание политико-экономического пространства России в конструкцию глобальной цивилизации по западному образцу.

Противоречия существуют и между негативными тенденциями в сфере демографии, морали и нравственности и требованиями общества позитивных результатов в области воспитания подрастающих поколений; между традициями и необходимостью государственного и общественного патернализма по отношению к детско-молодежной социально-демографической группе населения и объективными законами рынка как механизма экономического развития страны; между необходимостью реализации прогностического подхода к развитию воспитания и очевидно слабым подкреплением исходных концептуальных методологических и теоретических основ; между опережающим развитием инновационной воспитательной практики и недостаточной разработанностью на современном уровне фундаментальных разделов теории воспитания как научной дисциплины.

На основании обобщения обширного материала нами выявлены основные признаки педагогической ситуации в конце XX - начале XXI в., детерминированные коренными изменениями в российском обществе и государстве (прогностическая ретроспекция): 1) социально-политическая неустойчивость и слабость административных (охранительных, консервативных) начал обусловила повышенную инновационность в педагогической практике; 2) нестабильное и явно недостаточное финансирование социального сектора привело к стремительному обнищанию педагогических работников, оттоку кадров, появлению и развитию сектора платных образовательных услуг, лавине протестных акций педагогических работников, падению престижа педагогической профессии и, как следствие, снижению качества и уровня образования, вымыванию "бесплатного" (практически неоплачиваемого направления профессиональной деятельности) воспитания; 3) наличие активных поисков ориентиров для удовлетворения практических нужд воспитания в области немногих

стр. 34


--------------------------------------------------------------------------------

ценностей, не подвергаемых сомнению и выдержавших многовековое испытание на прочность: православие (или другие религии), государственность, патриотизм, коллективизм, милосердие, взаимопомощь, благотворительность, а также ценностей нового времени: инициативность, социальная мобильность, предприимчивость, толерантность; 4) кризисное состояние педагогической науки, разочарование в ее возможностях и возросший интерес к психологии, социологии, физиологии и другим экспериментальным наукам о человеке.

Ориентация современного российского общества на стабилизацию, устойчивое развитие требует создания долгосрочных проектов, направленных на объединение усилий всех социальных групп общества по обеспечению его культурного воспроизводства. Воспитание при соответствующей инструментальной подготовке может стать общественно-государственной технологией трансляции культуры от поколения к поколению.

На протяжении ряда лет специалисты РАО инициировали создание документов, отражающих новую идеологию воспитания, способствуя созданию условий для эффективной целенаправленной деятельности всех социальных институтов. Эта программа направлена на консолидацию усилий разных социальных институтов, повышение их воспитательного потенциала. Впервые (после 1991 г.) принят документ, ориентированный на развитие воспитания не только в рамках образовательной системы, но и на формирование единого воспитательного пространства в России в целом.

Основными принципами развития воспитания детей выбраны: природо- и культуросообразности, гуманистической направленности воспитания, равных возможностей детей и социальной справедливости при организации воспитательного процесса, единства воспитательного пространства, демократического управления процессом развития воспитания, его технологичности.

Программа могла бы стать составной частью нормативной базы социальной политики страны, поскольку ориентирована на всестороннюю заботу о воспитании подрастающих поколений и направлена на реализацию государственной стратегии стабилизации и дальнейшего социально-экономического и социокультурного развития общества, его интеграции в мировое сообщество.

В программе выделены основные направления: духовно-нравственное, гражданское, патриотическое воспитание детей; их подготовка к жизненному социальному и профессиональному самоопределению; содействие здоровому образу жизни и физическому воспитанию, профилактика асоциального поведения и детской безнадзорности.

Структура программы отражает принятую структуру государственных документов социально-политического содержания: от выделения приоритетных проблем на основе анализа воспитательной ситуации - к определению стратегических целей, задач, примерного содержания воспитания - до системы конкретных мер по обеспечению условий развития воспитания и прогнозирования их результатов.

Возможность использования технологий прогнозирования и, в частности, экспертного сценарно-прогностического мониторинга в исследовании перспектив развития отечественной системы воспитания не ограничиваются примерами в рамках данной статьи.

Совершенствование этого подхода идет в следующих направлениях:

* уточняются типовые схемы прогнозного сценария для области воспитания;

* внедряются формализованные процедуры отбора экспертов - участников опросов, в частности, предварительное тестирование, использование перекрестных ссылок (оценок), отсев по результатам

стр. 35


--------------------------------------------------------------------------------

предыдущих туров и апостериорной верификации прогноза, фильтрация на основе исследования информационного поля экспертов и т.п.;

* разрабатываются процедуры априорной и апостериорной верификации прогноза;

* повышается уровень математической корректности формализованных процедур построения прогнозных сценариев;

* совершенствуется организация исследования, в том числе ресурсная база, кооперируются усилия различных исследовательских и информационных центров.

Реализация на практике этих усовершенствований дает стабильное повышение как теоретического, так и прикладного эффекта НИР.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лисичкин В. А. Прогноз как информация из будущего // Проблемы общей и социальной прогностики. Вып. 1. М., 1968.

2. Лезгина М. Л. Детерминация прогнозирования. Л., 1983.

3. Бестужев-Лада И. В. Социальное прогнозирование. М.,1969.

4. Костяшкин Э. Г. Проблемы опытно-экспериментального прогнозирования // Советская педагогика. 1983. N 6.

5. Гершунсний Б. С. Педагогическая прогностика: Методология. Теория. Практика. Киев, 1986.

6. Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: Возможные пути реализации целей общества: Опыт систематизации. М., 1987.

стр. 36

Опубликовано на Порталусе 08 ноября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама