Рейтинг
Порталус

ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Дата публикации: 08 ноября 2007
Автор(ы): М. П. Гурьянова
Публикатор: Максим Андреевич Полянский
Рубрика: ПЕДАГОГИКА ШКОЛЬНАЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1194531569


М. П. Гурьянова, (c)

Ситуация социального неблагополучия, нестабильности, характерная для современного российского села, порождает глубокие кризисные изменения в жизни людей, предъявляя повышенные требования к их жизнестойкости. Различный уровень социально-экономического развития регионов в переходный период, их территориальное экономическое неравенство привели к созданию разного диапазона возможностей для адаптации каждой из возрастных групп.

Сельская местность - кризисный рынок труда и социальных услуг, когда на старте жизненного пути молодежь сталкивается с серьезными проблемами, приспосабливаясь к новым условиям жизни. Начиная трудовую карьеру, она не имеет тех значительных преимуществ, которые есть у городских молодых людей. Сталкиваясь с проблемами трудозанятости, продолжения образования, организации досуга, сельчане выбирают противоречивые формы адаптации. Значительная часть молодежи мигрирует в город. Меньшая часть участвует вместе с родителями в работах в личном подсобном хозяйстве. В среде оставшейся на селе безработной молодежи наблюдается рост асоциальных явлений - алкоголизма, криминализации, бродяжничества и т.п.

Главной задачей подавляющего большинства жителей сельского социума стало выживание, в поисках способов которого представители разных поколенческих групп проявляют немалую инициативу. Семьи, сохранившие способность бороться за свое благополучие, выживают за счет натурального хозяйства, межсемейной кооперации, взаимовыручки, поиска дополнительных источников дохода (надомная работа, сбор и продажа ягод, грибов в летне-осенний сезон, выезд на заработки в город и др.).

Одной из действенных мер в борьбе за социальное благополучие человека может стать создание условий, обеспечивающих формирование жизнеспособных людей, подготовленных к успешной жизни в ситуации социальной неопределенности, нестабильности, кризиса. Социально значимой становится разработка проблемы формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума - воспитания человека, умеющего развиваться в трудных условиях сельской среды, способного стать индивидуальностью, сформировать смысложизненные установки, реализовать свои природные задатки и способности, преобразуя при этом среду обитания.

Рассматривая социальную педагогику как теоретико-методологическую базу процесса формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума, мы исходим из положения о том, что личность является субъектом окружающих ее социумов, а значит, осваивает культуру, ценностные ориентации, образ жизни людей. Сельский социум - важнейший фактор воспитания человека от рождения до старости, совокупность различных обстоятельств жизнедеятельности человека, воздействие которых может усиливать или ослаблять эффект спонтанно формируемого опыта развивающейся личности. Практическая задача

стр. 43


--------------------------------------------------------------------------------

заключается в том, чтобы средствами целенаправленного воспитания усиливать воздействие позитивных факторов среды на жизнеспособность личности и ослаблять влияние негативных.

Активность и пассивность состояний индивида имеют тенденцию к "разумному балансу" взаимодействия со средой. Однако "теория доминанты среды" в человеческом поведении, в отношении его к жизни, в определении его будущего ограничивает возможности решения проблемы развития способностей личности к жизнеобеспечению и саморазвитию в условиях кризисного состояния общества.

Для обретения жизнестойкости человеку необходима внутренняя опора - благожелательная обстановка в семье, малых группах, других общностях. Внутренние стимулы требуют подкрепления внешней опорой - надежными жизненными устоями сообщества, прочностью авторитета власти, нравственными ориентациями, наличием общественных и индивидуальных идеалов. Важна опора и на собственные силы, личную нравственную жизнестойкость, необходимо отказаться от всего негативного, излишнего и сосредоточить усилия на самом существенном, позитивном в мыслях и делах.

Разработанная нами теоретическая модель формирования жизнеспособной личности в условиях села нацелена на помощь человеку, растущему в условиях осмысления жизни как искусства жизнетворчества. Сущность процесса воспитания жизнеспособной личности видится в психолого-педагогическом сопровождении личностного роста человека в течение всей жизни и создании условий для этого роста и развития. Имеется в виду воспитание ответственного отношения человека к собственной жизнедеятельности, формирование созидателя, творца собственной судьбы, человека мысли и действия.

Жизнеспособность личности есть способность человека к самоопределению, самостоятельному выбору своего жизненного пути, жизнетворчеству, организации собственной жизнедеятельности. Такой подход требует от человека оптимизма, готовности воспринимать реальность и действовать в ней вполне определенным образом, личностных качеств, знаний, умений, навыков, способностей. Из данного положения следует, что исследуемое нами понятие многозначно.

Это прежде всего свойство личности, ориентирующее на деятельное отношение человека к собственному существованию, когда он выступает как субъект деятельности, самоопределения и саморазвития, инициативный носитель и проводник духовно-нравственных ценностей. Данное свойство личности проявляется в созидательной, здоровьесберегающей деятельности, активной работе по преобразованию самого себя и окружающей среды. Оно предполагает поведение, ориентированное на здоровый образ жизни, на обретение духовно-нравственных ценностей как в условиях повседневной реальности, так и в трудных жизненных ситуациях.

Жизнеспособность - это личное качество индивида, характеризующее его стремление достойно себя проявить в различных социально-экономических ситуациях, в том числе и в условиях дисгармоничного социума. Оно предполагает адекватное поведение человека на всех этапах жизненного пути, в любой ситуации. Это способность человека к разумной организации и проектированию собственного предначертания. Оно предусматривает готовность к организации собственной трудовой и профессиональной деятельности, включая определение целей и способов их достижения на каждом этапе становления личности, расширение круга межличностных отношений, закрепление достигнутых результатов. Эти способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Они проявляются в быстроте, глубине

стр. 44


--------------------------------------------------------------------------------

и прочности овладения способами и приемами деятельности.

И, наконец, жизнеспособность - это принцип, основывающийся на реалистическом, оптимистическом отношении человека к жизни и, в первую очередь, провозглашающий нравственность единственным законным способом поведения личности в любой обстановке.

Совокупность свойств, характерных для жизнеспособности, молено условно объединить в несколько групп: нравственно-волевые - любовь, совестливость, сочувствие, обязательность, справедливость, честность, воля, выдержка, мужество, терпение, энергичность, самообладание, настойчивость, саморегуляция; идейно-общественные - приверженность к определенным идеалам, социальная активность, активная жизненная позиция, принципиальность, сознательность, духовность, инициативность, гражданственность, ответственность; отношение к себе и другим людям - требовательность, уважение, любовь, человечность, чуткость, великодушие, верность слову, общительность, толерантность, доверие; положительное отношение к труду и к собственности - трудолюбие, бережливость, инициатива, предприимчивость.

Уточняя смысл этого феномена, определим жизнеспособность как интегрированное качество личности, обладающей совокупностью ценностных ориентации, личностных качеств, разносторонних способностей, умений, базовых знаний о законах бытия, позволяющих ей успешно функционировать и гармонично развиваться в динамично меняющемся социуме.

В России немалая часть населения страны живет в экстремальных природно-климатических условиях - суровой природной среды Крайнего Севера. В качестве основания для определения рассматриваемого нами понятия, необходимо учитывать экстремальные ситуации жизни человека (стихийные бедствия, непредвиденные обстоятельства в зонах повышенной опасности, ситуации риска). В контексте названных явлений жизнеспособность можно трактовать как стремление личности к самосохранению в экстремальных ситуациях. Наличие в обществе людей, лишенных в силу разных причин здоровья или имеющих ограниченные физические возможности, обусловливает необходимость создания условий, в которых они могли бы успешно функционировать и развиваться.

Современная рыночная экономика активизировала появление людей, отличающихся активным приспособленчеством к новым условиям. Их способность устроиться в жизни основана на умении достичь своей цели, используя неблаговидные средства, методы и приемы. Такое проявление отражает другую, но уже негативную сторону понятия "жизнеспособность". Если активные действия человека нацелены на самообеспечение собственной жизни, развитие и преобразование своего "Я", окружающей социально-природной среды, когда приоритетным становится упорный труд, нравственное поведение, личная инициатива, ответственность, то такую жизнеспособность можно рассматривать как позитивное свойство личности.

Если деятельность по обеспечению своей жизни основана на активном приспособленчестве, социальном иждивенчестве, безнравственном, асоциальном, преступном поведении, использовании противозаконных средств, то подобную позицию следует охарактеризовать как негативное свойство личности.

Под жизнеспособной личностью мы понимаем индивида, готового к самоопределению (нравственному, личностному, социальному, профессиональному), умеющего строить жизнь по собственному сценарию, управлять ею, нести ответственность за результаты своего труда, справляться с возможными неудачами.

Для определения своего места в социуме приходится современному молодому

стр. 45


--------------------------------------------------------------------------------

человеку применять интеллектуальную силу, готовность жить в человеческом обществе. А для этого необходимы честность, порядочность, верность данному слову. А еще - деловитость, умение просчитывать последствия начатого дела, завоевывать доверие партнеров, поступать сообразно социально-экономической обстановке в обществе, не нарушая нравственных устоев и традиций народа.

К числу жизнеспособных можно отнести людей с развитым нравственно-волевым потенциалом, трудолюбивых, обладающих оптимизмом, знаниями и способностями, необходимыми для жизни в современном обществе. Им присуща гражданская ответственность, они способны защитить свои гражданские права и успешно выполнять семейные и профессиональные обязанности. Они обладают конкурентоспособным потенциалом и готовы достигать наивысших для себя результатов. Они, как правило, отличаются жизненным оптимизмом, часто - веселым нравом, сильным характером, обладают определенными личностными качествами, благодаря которым могут состояться в жизни, добиться успеха. Их характеризует особый образ жизни, проявляющийся в социальной активности, повседневном труде, творческом подходе к делу, динамизме действий. Видеть жизнь такой, какая она есть, любить ее - кредо жизнеспособных людей. Они способны сделать правильный выбор моделей поведения, наладить отношения с сотрудниками, преодолевать трудности и невзгоды.

Для людей, социально адаптированных к современной действительности, характерно ответственное отношение к своему здоровью, его сбережению и укреплению, физической и двигательной активности. Здоровый и активный образ жизни характеризует этих людей. Жизнеспособная личность - человек с развитой эмоционально-волевой сферой. Он умеет управлять своими эмоциями, контролирует свое психо-эмоциональное состояние, проявляет волю к жизни, к достижению цели в решении поставленных задач, в преодолении проблемных ситуаций, обладает личностной и социальной зрелостью.

Они стремятся приобщиться к духовной культуре, проявляющейся как в силе духа (мужество, выдержка, сила характера), так и в душевных качествах.

К числу жизнеспособных относятся и те, кто со смирением и спокойствием воспринимает свалившиеся на них беды, или, как говорят в народе, несут свой крест. Для них характерно неистребимое желание жить полной жизнью. Для одних оно выражается в постоянном стремлении познавать нечто новое, самореализовываться в семье, профессии, творчестве, общественной жизни; для других - постоянно осваивать новые умения, сферы человеческой деятельности; для третьих - постоянно обновлять свою жизнь.

В качестве главных критериев жизнеспособности человека, проживающего на селе, выделим следующие:

Позитивное мировосприятие - жизнерадостное ощущение; оптимистическое отношение к действительности; практичность, деловитость, реальный взгляд на вещи, события, явления; гибкое мышление; позитивное мыследействие.

Наличие личностных качеств, умений и способностей, помогающих продуктивной творческой самореализации человека, - социально-трудовых, нравственно-волевых, деловых, коммуникативных, организаторских качеств.

Высокая степень психологической устойчивости личности - последовательный характер поведения в постоянно меняющихся ситуациях; целенаправленность действий и поступков в условиях нестабильности общественных структур; адекватный способ решения проблемных ситуаций; гибкость и пластичность в характере поведения человека; осознанный выбор оптимальных вариантов поведения в ситуации кризиса, психологичсского

стр. 46


--------------------------------------------------------------------------------

барьера, конфликта и неопределенности.

Выбор здоровьесберегающей модели поведения - позитивная мотивационная готовность к продуктивно-творческой самореализации своего "Я" в культурном потенциале социума; здоровый образ жизни; позитивное мышление; активная самореализация в личной, общественной жизни, профессиональной деятельности; способность к сохранению здоровья; разумный баланс труда и отдыха.

Высокий уровень развития нравственно-волевой сферы личности - способность к нравственному самоопределению; самодисциплина поведения; мотивация к самодисциплине; развитость волевых качеств (целеустремленность, смелость, мужество); мотивационная готовность к преодолению трудностей; самоактуализация в экстремальных ситуациях.

Высокий уровень трудоспособности - наличие потребности и способностей к систематическому труду; к организации трудовой деятельности; постоянное повышение своей квалификации, высокая работоспособность.

Позитивное отношение к сельскому образу жизни - содержательность ценностных ориентации, следование крестьянским традициям, ориентация на село; наличие интересов, связанных с селом.

Для выявления названных показателей необходимо разработать комплекс диагностических методов, использовать анкетные опросы, тестирование, экспертные оценки, беседы, интервьюирование и др.

К числу факторов, содействующих формированию жизнеспособности личности, относятся следующие:

социальная активность - стремление реализовать свой личностный потенциал; включение индивида в социальные связи; активная самореализация в той или иной сфере человеческой жизни; участие в разнообразной деятельности по интересам, неравнодушное отношение к общественным проблемам и участие в их решении; проявление инициативы в той или иной сфере деятельности; реализация высокого уровня притязаний;

ценностные ориентации, способствующие формированию созидательно-творческой модели поведения, - наличие у индивида общечеловеческих ценностей, совокупности традиционных ценностей (ценности самой жизни человека, труда, здоровья, дружбы, взаимопонимания, любви, свободы, семьи, земли, традиций своего народа); положительное отношение к духовно-нравственным ценностям крестьянства, неустанного труда в противовес праздности; к ценностям прочной семьи и отрицательное отношение к разводам; к ценностям рода, заботы о непрерывной духовной связи поколений; к ценностям домашнего очага (дом, например, для крестьянина не просто жилище, а олицетворение уюта, тепла, место общения семьи и рода); любовь к земле, бережное отношение к окружающей природе; сохранение добрых отношений между людьми, прежде всего между родственниками, близкими, знакомыми и т.п.;

владение ключевыми компетентностями в различных сферах деятельности:

а) в сфере самостоятельной познавательной деятельности (владение способами приобретения знаний); б) гражданско-правовой деятельности (выполнение ролей гражданина, семьянина, избирателя, потребителя); в) социально-трудовой деятельности (трудоспособность, трудолюбие, интерес к определенной сфере трудовой деятельности, умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений и др.); г) в бытовой сфере, включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия; д) в сфере культурно-досуговой деятельности и т.д.;

широкий круг знаний о жизни и знаний для жизни - интерес к художественной литературе; активное участие в работе

стр. 47


--------------------------------------------------------------------------------

какого-либо творческого объединения, в социальной и благотворительной деятельности; разумное проведение свободного времени;

развитость духовной сферы личности - осознание смысла собственной жизни; наличие культурных интересов и цели в жизни; развитость духовных потребностей человека и душевных качеств; уровень познания в той или иной области культуры (литература, искусство, история, религия, сельское хозяйство и др.); самореализация творческих сил и способностей; социальная сопричастность; социальная ответственность; отношение к отечественной истории и культуре;

личностная зрелость - готовность взять ответственность за свои поступки; самодостаточность; эмоциональная устойчивость; постоянное стремление к самосовершенствованию; толерантность; способность видеть целостность бытия; способность создать вокруг себя состояние мира и спокойствия; гармоничное мировосприятие; верность себе и своей цели в жизни; сознательный выбор той или иной жизненной позиции;

социальная зрелость - ответственность за семью, детей, родителей; осознание своей профессиональной деятельности как служения стране; осознание ответственности за судьбу страны; интерес к общественным проблемам; социальная ответственность; социальное участие в жизни страны.

Позитивный результат воспитательной политики, направленной на формирование жизнеспособных людей в условиях нестабильного общества, возможен на основе консолидированных усилий всех социальных институтов сельского социума. Как можно достичь поставленной цели? Путь нам видится такой: воспитание словом, делом, примером. Это касается и ребят, и взрослых. Ибо, воспитывая детей, мы воспитываем взрослых и наоборот. Слово приобщает человека к культуре, объясняет, а не унижает, поддерживает, исцеляет, побуждая его думать, мыслить. О силе воздействия слова очень точно сказал поэт Вадим Шефнер: "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести".

Сегодня ценится дело, приносящее человеку радость и удовольствие, учит, обогащает, развивает его, защищает и спасает, дело, которое отвечает потребностям общества. Сегодня необходим пример, который воспитывает и развивает личность, учит мужеству, жизнестойкости, мудрости жизни, учит мужчин благородству, а женщин - целомудрию. Сегодня нужны примеры, которые вдохновляют, духовно обогащают человека, окрыляют его.

Нам есть чем воспитывать. У нас есть тысячелетняя история страны, примеры истинного служения Родине. Есть могучий русский язык, великая культура, замечательная литература, традиции предков. Есть земля, спасительная сила которой всегда давала трудолюбивому человеку возможность самообеспечения.

Воспитывать жизнеспособную личность можно, если деятельность всех воспитательных институтов сельского социума будет направлена на создание системы общечеловеческих ценностей и примеров, ориентирующих на правильный выбор и способствующих достижению наивысших для личности результатов в жизни. Труд - главная ценность человека - должен пронизывать семейное дошкольное, школьное, внешкольное социальное воспитание. Уважение к человеку труда, культ труда и, прежде всего, сельскохозяйственного - эти базовые положения воспитательной политики муниципальных образований важно сделать нормой организации жизни.

Семья как "домашняя школа" должна стать подлинной школой научения жизни, где ребенок усваивает азы ведения домашнего хозяйства, учится организации семейной жизни, общению с людьми,

стр. 48


--------------------------------------------------------------------------------

воспитанию малышей и др. Общеобразовательная школа, надеемся, будет работать как психологически необходимый ребенку институт. Это означает, что она будет давать детям не только знания, заниматься их воспитанием, но и учить ребенка жить, помогать тем, кто нуждается в человеческом участии, эмоциональной, социальной поддержке.

Воспитать жизнеспособную личность можно, если усилия семьи и школы, других институтов сельского социума будут направлены на формирование определенного типа характера, на развитие личностных качеств, необходимых в современной жизни, на оптимистическое, непотребительское отношение к жизни.

Повысить жизнеспособность людей, проживающих на селе, можно, если активизировать источники общественной и государственной поддержки индивиду как со стороны ближайшего окружения (семейно-родственного, соседского, производственного, дружеского), так и со стороны государственных социальных институтов (учреждений образования, культуры, физкультуры и спорта, здравоохранения, социальной защиты, органов правопорядка, средств массовой информации).

На уровне микросообществ, какими являются семья, школа, детские общественные объединения, творческие коллективы, важно так организовать жизнь детей, чтобы у них формировались возвышенные интересы, личностные качества, позволяющие сосредоточиться на разнообразных общественно полезных занятиях.

Если мы стремимся воспитать человека мыслящего, творческого, то должны развивать различные формы исследовательской работы и включать в нее детей. Человек никогда не научится самостоятельно мыслить, не будет иметь своей точки зрения, если в детстве он не имел возможности участвовать в диспуте, дискуссии, обсуждении той или иной проблемы, публичной защите своих идей, своего проекта, своей творческой работы.

Если мы желаем воспитать трудоспособную личность, готовую к труду в тех условиях, где человек живет, то должны развивать те виды трудовой деятельности, которые значимы для жизни в конкретной среде. Вот почему так важно возрождать деятельность трудовых объединений на селе, труд на пришкольном участке, производительный труд учащихся сельских школ.

Достижение значительных воспитательных результатов возможно средствами русского языка. Воспитание жизнеспособной личности через родной язык предполагает, во-первых, приобщение ребят к чтению, развитие таких форм работы, которые пробуждают интерес ребенка к книге, чтению классической литературы. Надо возродить интерес к русскому народному творчеству, к примеру, к фольклору. Следует использовать мудрые законы и нормы русской жизни, отраженные в пословицах и поговорках, переходящих из поколения в поколение. Большая педагогическая ценность народной мудрости заключается в том, что без нравоучений, без назиданий детям внушаются нравственные постулаты: "кто смел, тот и на коня сел", "без труда не вынешь и рыбку из пруда".

В контексте воспитания жизнеспособной личности меняется взгляд на семью и школу. Семья - это не только базовый институт социализации личности, но и домашняя школа научения жизни. Школа становится институтом, где ребенок получает жизненно важные знания, умения, навыки, необходимые для жизни.

Каждый человек заинтересован в том, чтобы занять достойное место в жизни, чувствовать себя уверенно и защищенно в постоянно меняющемся обществе. А это возможно благодаря знаниям, личным качествам, способностям, составляющим основу жизнеспособной личности.

стр. 49


--------------------------------------------------------------------------------

Сегодня важно, чтобы государственные и общественные институты взяли курс на воспитание жизнеспособной личности, т.е. на формирование качеств, знаний, способностей, отношений, ценностей, которые позволили бы человеку, прежде всего молодому, самореализовываться в жизни в специфических условиях новой демократической России.

стр. 50

Опубликовано на Порталусе 08 ноября 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама